Об использовании гуманно-личностного подхода в современной образовательной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Короткова, М. С. Об использовании гуманно-личностного подхода в современной образовательной системе / М. С. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 973-977. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24299/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Статья представляет собой контент-анализ по проблеме использования идей гуманно-личностной педагогики в педагогической практике. Автор рассматривает деятельность учреждений образования, использовавших в своей практике идеи гуманно-личностной педагогики, анализирует данные ресурса elibrary, где отражены сведения по использованию понятий, близких по тематике к гуманной педагогике.

Ключевые слова: гуманно-личностная педагогика, гуманная педагогика, сотрудничество, духовно-нравственное воспитание, безотметочное обучение.

 

Гуманно-личностный подход в образовании помогает школьнику духовно вырасти. Образование, построенное на гуманной педагогике — это ступени духовного совершенства и роста, которые должен пройти каждый человек.

Идеи гуманной педагогики укрепляются в образовательной системе и тяга учителей и воспитателей к ним возрастает. Несколько тысяч педагогов по всей России, в последнее десятилетие, прошли обучение на курсах повышения квалификации по гуманной педагогике. В России, странах СНГ и Балтии, а также в Болгарии и Финляндии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики, которые проводят мероприятия по гуманной педагогике, применяют накопленный опыт на практике и распространяют его, выпускают сборники и учебно-методические пособия. Международный Центр Гуманной Педагогики, совместно с лабораторией гуманной педагогики ГАОУ ВО МГПУ, ежегодно проводят педагогические чтения по гуманной педагогике. В них принимают участие ученые, учителя, воспитатели, работники образования, студенты, родители и все те, кто разделяет идеи гуманной педагогики или только начинает знакомиться с ними. Тема каждых чтений помогает участникам осмыслить разные аспекты гуманной педагогики.

На сайте общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» представлены 23 региональных отделения Общероссийского Центра Гуманной Педагогики: Дагестанский центр Гуманной педагогики, Амурское региональное отделение, Волгоградское отделение, Иркутское региональное отделение, Калининградское региональное отделение, Кемеровское отделение (г. Кемерово, г.Новокузнецк), Кировское региональное отделение, Красноярское региональное отделение, Московское региональное отделение, Нижегородское региональное отделение, Новосибирское региональное отделение, Пермское краевое отделение, Приморское региональное отделение (г. Владивосток), Ростовский региональный центр, Самарское региональное отделение, Свердловский региональный центр, Татарстанское региональное отделение (г. Казань), Тульское отделение, Тюменский региональный центр (г. Сургут), Удмуртское региональное отделение, Ульяновское региональное отделение (г. Ульяновск), Центр гуманной педагогики Республики Хакасия, Чувашское региональное отделение. [1]

Членами большинства отделений являются учителя, методисты дополнительного образования. Большинство отделений находятся в ведомстве высших учебных заведений и имеют в качестве своего руководителя сотрудника этого учреждения. Также есть отделения, которые работают совместно с методическим кабинетом управления образования. Некоторые из отделений располагаются при школах, детских садах, детских музыкальных школах.

При отделениях созданы лаборатории, в которых работают в среднем от 10 до 25 сотрудников.

Отделения ведут активную просветительскую работу, воплощая в жизнь идеи гуманно-личностной педагогики. Среди общих целей, которые перекликаются с идеями гуманной педагогики, можно выделить следующие:

          освоение и внедрение идей и принципов гуманной педагогики в образовательный процесс и сознание работников образования;

          творческое объединение педагогов, поддерживающих основные идеи, принципы, постулаты гуманно-личностной педагогики и внедряющих их в педагогический процесс, где целью воспитания провозглашается образ Благородного Человека.

Задачи:

          привлечь внимание педагогов и родителей к вопросу необходимости гуманизации образовательного процесса;

          создать предпосылки для реализации идей гуманной педагогики в образовательном процессе;

          распространение и обмен практическим опытом по внедрению принципов гуманной педагогики в образовательный процесс среди педагогов;

          консолидация заинтересованных педагогов, ученых, деятелей науки и культуры, родителей.

Так, в Волгоградском отделении опытно-экспериментальная работа идет в 36 экспериментальных площадках Волгограда.

На базе МОУ лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А. Н. Неверова (г. Волгоград), 1 декабря 2012 г. была открыта Школа-лаборатория инновационного развития [2]. Школа-лаборатория инновационного развития — особая форма взаимодействия педагогической науки и практики по созданию инновационного опыта и организации освоения и внедрения новаций в массовую педагогическую практику. В рамках Школы-лаборатории инновационного развития созданы проектные группы сетевых руководителей и педагогов по ключевым проблемам ОЭР, нашедшей отражение в направлениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: проектная группа «Инновационная начальная школа» (проектирование и апробация модели процесса развития взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательном пространстве начальной школы на идеях гуманной педагогики; реализация стандартов второго поколения).

В 2011 году к работе Волгоградского регионального отделения присоединились педагоги и студенты кафедры педагогики и психологии Михайловского филиала Волгоградского государственного социально-педагогического университета, педагоги гимназии и детских садов г. Волгограда, школы искусств г. Камышина.

В Кемеровском отделении, включающим в себя также г. Новокузнецк была проведена следующая работа. В вечерней (сменной) общеобразовательной школе № 1 была создана Творческая группа педагогов для работы по теме: «Целостное обучение школьников на основе гуманно — личностного подхода» [3]. Группапровела работу над темой «Апробация идей гуманной педагогики в образовательном пространстве вечерней школы». В рамках работы в области гуманной педагогики были осуществлены:

          разработана концепция гуманной педагогики в условиях вечерней школы и проект ее реализации;

          разработана воспитательная система Школы гуманной педагогики, выстроенная по трем направлениям: уроки, наполненные новым содержанием; внеурочная деятельность, внешкольная деятельность;

          создаются и реализовываются следующие проекты: «Организация учебного процесса в формах, обеспечивающих интеграцию знаний учащихся в целостное мировоззрение»;

          актуализация мировоззренческого потенциала воспитательного процесса и усиление его влияния на формирование семейных ценностей», «Позитивная ресоциализация личности через повышение образовательного уровня».

          творческие разработки учителей по актуализации ценностного аспекта знаний в контексте того или иного предмета, по обеспечению межпредметной интеграции в обучении;

          деятельность ВНИКов по апробации и диагностике эффективности инновационных проектов;

          выступления педагогов школы на педагогических советах, методических семинарах, публикации в методических изданиях, на сайте «Сеть творческих учителей».

МВ(С)ОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» г. Новокузнецка. Здесь с 2011 года происходит реализация программы «Целостное обучение школьников на основе гуманно-личностного подхода».

В рамках программы были проведены 4 круглых стола по вопросам гуманной педагогики, два тематических педсовета по духовно-нравственному образованию школьников. Работает проблемная группа учителей по теме «Предмет языком сердца». В течение трех лет во всех классах проходит эксперимент «Индивидуально-ориентированная система обучения». Сотрудничество с библиотекой им. Д. С. Лихачева, где для учащихся школы проводит занятия по программе «Культура и мы» Е. С. Кулакова, кандидата искусствоведения, сотрудника лаборатории гуманной педагогики. Проводятся заседания дискуссионного клуба для старшеклассников «Моя Вселенная». Через сотрудничество с Городским Центром здоровья реализуется программа «Среди людей» (по культуре общения).

Также реализуется проект инновационные идеи модели «Формирование ценности семьи у воспитанников детского дома»; программа «Общеобразовательное учреждение — школа социального сопровождения и личностного роста обучающихся и педагогов». Школьные семинары, педагогические советы, круглые столы, проводятся под эгидой гуманной педагогики. Инициативная группа из 11 педагогов реализует проект «Школа благородного воспитания — социально-активная школа». Работают и внедряются авторские программы: работа по программе В. Г. Ниорадзе «Пути выращивания письменно-речевой деятельности» с 2010 г.; психолого-педагогическая программа «Лаборатория самопознания и саморазвития»; работа по программе В. Ф. Бак «Мир красоты»; работа по программе «Добрята» (Основы детской журналистики); проводятся занятия по программе «В мире прекрасного»

Работа с учителями по внедрению принципов гуманной педагогики ведется через школьные и районные педагогические чтения, семинары, педагогические советы, методические объединения, круглые столы, научно-практические конференции, мастер-классы.

Учителя и воспитатели участвуют в международной акции проведения «Уроков доброты» — 3 марта, Праздника «День Земли» — 22 марта, Акции «Чистое слово» — апрель.

Проводятся мероприятия адресованные родителям: тематические собрания по классам по вопросам гуманной педагогики; семинар «Взаимосвязь семьи и школы»; круглый стол «Родительская забота»; конференции отцов; уголок в учительской «“Школа жизни”.Советы учителю»; родительский уголок «Школа жизни. Добрые советы родителям»;

Дагестанское отделение осуществляет работу по гуманно-личностной концепции в режиме эксперимента. [4].

Дербенская общеобразовательная средняя школа № 18. Результат ее работы — это дети, которые ориентированы на познание своего внутреннего мира и изучение мира внешнего. В школе реализованы две авторские программы — «Гармония» и «Толерантность», программы, рецензированные институтом педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета.

В основе курсов «Гармония» и «Толерантность» — современная педагогическая парадигма, рассматривающая образование, воспитание как взаимную духовную терапию, прикоторой учащиеся становятся полноправными субъектами образовательного процесса. Эти курсы обогащают содержание образования, связывают общеобразовательные дисциплины в единое неразрывное целое и одновременно становятся мотивационным, стимулирующим элементом успешного усвоения знаний по учебным предметам.

Решением педагогического совета была исключена оценка «2» из практики школы, в журнал ставятся «3», «4», «5», что положительно сказалось на успеваемости учащихся и их отношении к учебе. Меняется форма проведения уроков, введены ритуалы приветствия и положительного настроя на урок, благодарения за совместный труд.

В общеобразовательной средней школе № 4 г. Буйнакска педагогическим коллективом школыпроделана большая работа по внедрениюгуманной педагогики.При школе создан родительский университет «Мудрое сопровождение ребенка». За работу с родителямиуниверситета отвечает социальный педагог, за мониторинг — психолог, руководит работой родительского университета директор школы. Формы проведения работы с родителями: собрания, лекции, семинары, тренинги.Была разработана программа развития школы по гуманной педагогике в рамках реализации Концепции модернизации российского образования. За время работы школы по гуманной педагогике составлены и апробированы 60 программ. Разработана программа факультатива «Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих ценностей».

Гимназией № 13 г. Махачкалы были проведены семинары и научно-практическая конференция по гуманной педагогике «От сердца к сердцу» для учителей, директоров школ и работников образовательных учреждений Дагестана, с проведением показательных уроков «Спешите делать Добро», «Счастлив тот, кто в радости живет», «Симфония чисел», «Божественность цветов», «Современная культура и ее виды», «Красота спасет мир», «Эти летающие цветы — бабочки», «Люди и страны (Северная Америка)», «В математике есть красота» (решение уравнений), «История искусств», «Люди, зажгите солнце», «Чтобы озарить светом других, нужно носить Солнце в себе» и др. В гимназии также проводятся уроки нравственности.

В образовательной средней школе пос. Дубки Казбековского района используются все программы по гуманной педагогике с 1 по 11-й класс, в результате педагоги отмечают улучшение речевой культуры и поведения школьников. При школе открыт и оформлен кабинет по гуманной педагогике.

Во всех школах, которые работают по гуманной педагогике в Дагестане, разработаны программы внедрения идей гуманной педагогики в образовательный процесс на основе общечеловеческих ценностей, по этим программам проводятся уроки, факультативы, деловые игры и педсоветы. За время работы проведены мониторинги, отслеживание результатов работы, сделаны выводы о положительном влиянии разработанных программ на динамику развития личностных качеств ребенка.

В Кировском отделении проводится работа с учителями по освоению и внедрению принципов гуманной педагогики в образовательный процесс. На постоянной основе работает творческая группа по освоению и реализации идей и принципов гуманной педагогики «Союз учительских сердец» при методическом кабинете РУО г. Омутнинска и Омутнинского района Кировской области работает «Школа родительского успеха».

Ведется работа с родителями по проблеме «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в семье».

Проводится работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию: на постоянной основе реализуется авторская программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной ступени образования: проведены тематические уроки: Урок Сердцеведения. Тема: «Добру откроется Сердце»; Урок Доброты. Тема: «Милосердие и добро в каждое сердце»; Урок математического воображения. «Учить не мыслям, а мыслить»; Урок Мудроречия. Тема: «Мудрость слова»; Урок Мудрости. Тема: «Ступени Мудрости».

Опубликован сборник «Ключи от счастья детского» по итогам районных педагогических чтений «Педагогика С. Л. Соловейчика».

Создаются специальные библиотечные фонды литературы по гуманной педагогике.

Ульяновское отделение: разработана программа «У природы чистое сердце». Это программа воспитания гуманных чувств и отношений у старших дошкольников посредством детского экспериментирования.

В Хакасском отделении в рамках гуманизации образовательного пространства Республики Хакасия проводится постоянно действующий научно-практический семинар «Гуманно-личностные ориентиры в образовании».

Проводятся эхо-семинары по материалам Международных педагогических чтений.

Также идеи гуманной педагогики воплощаются в мастер-классах и семинарах, которые систематически проводятся отделениями:

Выпускаются сборники, включающие в себя конспекты уроков по гуманной педагогике: сборники «Теория и практика гуманизации педагогического процесса». Издано 10 сборников, обобщающих опыт работы; развитие гуманистической направленности личности дошкольника (3–7 лет) в условиях изобразительной деятельности.

Чебоксарское отделение. Творческой группой музыкальных руководителей детских садов города Чебоксары была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию личности ребенка-дошкольника средствами искусства «Живет повсюду Красота».

В эту программу заложен принцип синтеза искусств и интеграции различных видов художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной) в воспитании нравственных основ личности ребенка.

Также следует отметить отдельные школы, которые реализуют идеи гуманной педагогики на практике.

В гимназии № 3 г. Аксая Ростовской области, одной из основных задач педагогической деятельности является организация образовательного пространства, где идеи гуманно-личностной педагогики пронизывают и охватывают весь образовательный процесс, вбирая в себя и систему воспитательной и образовательной работы в группах развития, и классно-урочную работу по программе и внеклассную воспитательную работу. С первого класса ведется работа по выстраиванию и формированию у учащихся оценочной деятельности, которая включает в себя способность оценивать границы собственных знаний, участвовать в формировании критериев оценки и эталонов деятельности. Планируемые результаты рассматриваются как система личностно ориентированных целей образования и показателей их достижения. У учителей начальной ступени сложилась система оценки достижений младших школьников: 10-балльная оценка, «зачет», также используется «Дневник моих достижений». Данный опыт был обобщен и опубликован в брошюре «Содержательная оценка учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения». Успешных результатов учителям помогает достичь особое отношение к своим ученикам, так как весь педагогический процесс — от общения между собой до общения с учениками и их родителями — построен на гуманно-личностном педагогическом общении. [5].

Учитель начальных классов гимназии № 3 Садченко Е. Ю. отмечает, что полученные ею знания на семинарах, проведенных Ш. А. Амонашвили и В. Г. Ниорадзе, и дальнейшее применение идей гуманной педагогики в учебной деятельности, привели к глобальным изменениям в ее учебно-воспитательной работе. После уроков письменно-речевой деятельности, где не только можно научиться владеть письменной речью, но и научиться «доброречию», «прекрасноречию», «мудроречию», раскрыть смысл слов «честь», «благородство», «великодушие», «милосердие» и т. п., учитель наблюдала, как со временем качественно меняется поведение ее учеников. Уроки способствовали их духовному росту, так как полученные на уроках знания они переносили в свой внутренний мир [6].

Таким образом, реальное осуществление идей гуманно-личностной педагогики на практике позволяет осуществить реальную модернизацию и трансформацию образовательного пространства, способствует духовному росту учащихся, раскрытию в них новых нравственных качеств личности и также способствует становлению эмоционально богатого человека, яркого представителя современного общества.

Также гуманная педагогика и близкие ей по тематике понятия, активно используются в современной науке. Приведем данные из электронной научной библиотеки Российского индекса научного цитирования elibrary, где представлены научные работы ученых, педагогов и специалистов по различным проблемам и фиксируются обращения к этим материалам [7].

Нами были проанализированы данные по персоне Ш. А. Амонашвили, понятию «гуманная педагогика», данные диссертационных исследований по тематике «гуманная педагогика», представленные на ресурсе elibrary.

111 публикаций по тематике «гуманная педагогика» написаны с 2010 по 2015 гг. (Соловьева М. Ф., Макаров М. И., Титеева Т. В., Зицер О. В., Мапельман В. М., Дронова Е. В., Гришина Г. Н., Галицких Е. О., Шишова М. И., Соколова Н. Д. и др.).

Среди диссертационных исследований по гуманной педагогике за последние пять лет одна диссертация (М. И. Шишова).

205 публикаций по тематике «гуманно-личностный» — за последние пять лет (Редлих С. М., Кошелев А. А., Козырева О. А.; Корепанов В. А.; Богуславский M. B.; Александрова В. Г., Шишова М. И.; Скрябина Н. Ю. и др.).

Данные по персоне Ш. А. Амонашвили: число публикаций автора в РИНЦ — 33, число публикаций автора с учетом статей, найденных в списках литературы — 47, число цитирований публикаций автора в РИНЦ — 175, число цитирований публикаций автора с учетом статей, найденных в списках литературы — 235; суммарное число цитирований автора — 1195; индекс Хирша — 7.

Тематика публикаций Ш. А. Амонашвили по числу цитирований: Народное образование. Педагогика (576), Психология (91), Философия (25), Экономика. Экономические науки (16), Физическая культура и спорт (14), Социология(13), Искусство. Искусствоведение (11), Медицина и здравоохранение (9), Общественные науки в целом (9), Религия. Атеизм (8).

Распределение публикаций по ключевым словам: Культура, наука, просвещение (15), Народное образование, Педагогические науки (15), педагогика (7), Российская Федерация (7), История народного образования и педагогической мысли (5), Общеобразовательная школа, Школьная педагогика (4), Воспитание (3), Дидактика (3), Амонашвили Шалва Александрович — педагог (2).

Таким образом, можно говорить о востребованности идей гуманной педагогики в научном и педагогическом мире. Идеи гуманной педагогики — это, казалось бы, простые и очевидные истины, которыми, однако, пренебрегают в современном мире. Тем не менее, сама идея гуманно-личностного подхода активно используется в современном образовании и науке. Педагоги, обратившие на нее свое внимание, используют ее допущения и постулаты, трактуют их в соответствии со своими жизненными и учебными обстоятельствами и принципами, тем самым обогащая педагогический мир новыми идеями и раскрывая новые грани гуманной педагогики.

 

Литература:

 

  1.      Общероссийская общественная организация «Центр гуманной педагогики» [Cайт]. URL: http://detisvet.ru/index.php/2011–12–11–15–07–54(Обращение 20 мая 2015 г.).
  2.      МОУ лицей № 9 им. А. Н. Неверова [Cайт]. URL: http://www.liseum9.ru/index.php?menu=51 (Обращение 16 июня 2015 г.).
  3.      Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 г. Новокузнецка [Cайт]. URL: http://vecherka2.jimdo.com/для-учителей/творческие-группы (Обращение 16 июня 2015 г.).
  4.      Кузькина, Л. К. Гуманная педагогика в Дагестане // Культура. Наука. Интеграция. — 2010. — № 3 (11). — С. 30–41.
  5.      Щищенко, О. Ю. Реализация идей гуманной педагогики и новый государственный образовательный стандарт // Культура. Наука. Интеграция. — 2010. — № 1 (9). — С. 61–63.
  6.      Садченко, Е. Ю. Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательном процессе начальной школы // Культура. Наука. Интеграция. — 2010. № 1 (9). — С. 47–49.
  7.      Научная электронная библиотека [Cайт]. URL: http://elibrary.ru/ (Обращение 17 июня 2015 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): гуманная педагогика, образовательный процесс, гуманно-личностная педагогика, работа, программа, школа, идея, образовательное пространство, педагог, учитель.


Ключевые слова

сотрудничество, духовно-нравственное воспитание, гуманно-личностная педагогика, гуманная педагогика, безотметочное обучение., безотметочное обучение

Похожие статьи

Гуманная педагогика как ключевая идея в работе с детьми дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме гуманизации образования. Подробно рассмотрены идеи гуманной педагогики при работе с детьми дошкольного возраста. Раскрывается сущность личностно-гуманной модели Ш. А. Амонашвили. В статье акцентируется внимание на роли воспи...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Технология полихудожественного воспитания старших подростков как педагогическая проблема

В статье автор анализирует представленные в современной научной литературе и нормативно-правовых документах понятия полихудожественный подход, полихудожественное воспитание, воспитательная технология. Обосновывает необходимость использования личностн...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования

В статье рассмотрена тема взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания и обучения с иноязычным образованием. Автор раскрывает сущность понятия «нравственно-эстетическое образование и воспитание в условиях иноязычного образования школьников», опир...

Психолого-педагогические основы взаимодействия как условие формирования педагогической компетентности родитетлей в центре раннего развития детей

Статья посвящена описанию психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной практики, даны основные принципы организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия, рассмотрены варианты взаимодействия субъектов образовател...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий

Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...

Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике

В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельн...

Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты

В данной статье приведен обзор психологических требований к проектированию урока в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения с учетом положений системно-деятельностного подхода. Предлагается авторское...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков

В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...

Похожие статьи

Гуманная педагогика как ключевая идея в работе с детьми дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме гуманизации образования. Подробно рассмотрены идеи гуманной педагогики при работе с детьми дошкольного возраста. Раскрывается сущность личностно-гуманной модели Ш. А. Амонашвили. В статье акцентируется внимание на роли воспи...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Технология полихудожественного воспитания старших подростков как педагогическая проблема

В статье автор анализирует представленные в современной научной литературе и нормативно-правовых документах понятия полихудожественный подход, полихудожественное воспитание, воспитательная технология. Обосновывает необходимость использования личностн...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования

В статье рассмотрена тема взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания и обучения с иноязычным образованием. Автор раскрывает сущность понятия «нравственно-эстетическое образование и воспитание в условиях иноязычного образования школьников», опир...

Психолого-педагогические основы взаимодействия как условие формирования педагогической компетентности родитетлей в центре раннего развития детей

Статья посвящена описанию психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной практики, даны основные принципы организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия, рассмотрены варианты взаимодействия субъектов образовател...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий

Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...

Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике

В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельн...

Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты

В данной статье приведен обзор психологических требований к проектированию урока в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения с учетом положений системно-деятельностного подхода. Предлагается авторское...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков

В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...

Задать вопрос