The article discusses the health reform is a major issue of political debate in the United States. There is no single universal health insurance system that provides universal access to its population. The threat of an uncontrolled increase in the federal budget deficit due to the rapid growth of expenditure on state health insurance program — it seems to be the primary factor in urgent need of health care reform, which is present in all election campaigns candidates for USA president, including Barack Obama, in 2008.
Keywords: B. Obama, presidential election, health care reform, health insurance, Medicare, Medicaid
Проблема здравоохранения на протяжении всего XX в. являлась и является одним из острых вопросов политической жизни США. Отсутствие какой-либо универсальной системы медицинского страхования было и остаётся острой социальной проблемой для этой страны.
В середине 60-х гг. XX в. администрацией президента Л. Джонсона была проведена вполне удачная попытка реформирования в этой сфере, когда были созданы государственные программы Медикэйр (Medicare) и Медикэйд (Medicaid). Однако, за последнюю четверть века в Америке непропорционально выросли расходы на здравоохранение, хотя объективных предпосылок в виде улучшения качества услуг не было. Проведённые в 1965 и 1972 гг. реформы здравоохранения улучшили охрану лишь пожилых американцев (99 % старше 65 лет), тяжёлых инвалидов и лиц, имеющих доходы ниже черты бедности [1, с.18]. В 1993 г. была предпринята последняя серьёзная попытка реформирования, однако неудачная.
В итоге в настоящий момент система медицинского страхования имеет двойственный характер. С одной стороны, исторически сложилась система частной медицины, в которой медицинские услуги считались товаром. В связи с этим возникли такие проблемы, как отсутствие доступа к медицинскому страхованию у значительной части населения, высокие цены и их стремительный рост. А с другой стороны, программы Медикэйр и Медикэйд, чьи расходные статьи федерального бюджета на данные программы постоянно увеличивались, что также стало большой проблемой в на рубеже ХХ-XXI вв. [2], служащие одной из причин запредельногодефицита бюджетаСША.
Таким образом, нынешняя медицинская система отличается нерешённостью взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Несмотря на то, что государство выделяет колоссальные суммы в отрасль, оно не имеет действенных рычагов контроля над ценами и издержками услуг и препаратов.
В результате практически полностью отданная в частные руки медицина хотя и отвечает американским идеалам, на деле оказывается непомерно дорогой и многие малоимущие граждане не могут её оплачивать, при этом зачастую государство их также никак не защищает. США является одной из немногих развитых стран, не имеющих всеобщей системы медицинского страхования.
Осознание того, что с системой здравоохранения нужно что-то делать, пустило корни в общественном сознании США. Не случайно все основные кандидаты в президенты на выборах 2008 г. предлагали тот или иной вариант реформы социального страхования.
Реформа здравоохранения была ключевым элементом предвыборной кампании президента Б. Обамы в 2008 г. Ещё в 2007 г., будущий кандидат в президенты, уделял особое внимание реформе и заявил: «Мы сейчас столкнулись с возможностью... перевернуть страницу в истории провалившейся политики по здравоохранению... Мой план начинается с охвата всех американцев медицинской страховкой. Если вы её уже имеете, единственное, что изменится для вас в соответствии с моим планом, так это сумма денег, которую вы потратите на страховые взносы. Она будет меньше. Если вы один из 45 млн. американцев, не имеющих медицинской страховки, вы её получите после того, как этот план станет законом. Ни одному человеку не будет отказано в медицинском страховании из-за хронических заболеваний» [3]; накануне ноябрьских выборов Б. Обама заявил: «Каждый американский гражданин имеет право на доступное медицинское обслуживание и на доступную медицинскую страховку» [4].
Как ожидается, благодаря реформированию социального страхования удастся распространитьмедицинское страхованиена 32 млн. американцев, которые в настоящее время лишены его.
Помимо этого, после избрания президентом, Б. Обама, выступая в Конгрессе в сентябре 2009 г., изложил основные моменты реформы здравоохранения.
Так, по словам президента, в основе плана реформ лежат три цели. Первой из них является улучшение условий медицинского страхования для тех граждан, которые уже приобрели полис. В частности, речь идёт об ограничении страховых взносов и запрете для страховщиков устанавливать лимиты стоимости программ лечения.
Второй целью программы является создание биржи для страховщиков, которая позволит приобрести страховку за разумные деньги тем американцам, у которых её пока нет. При этом Обама отметил, что для юридических и физических лиц, которые не располагают достаточными средствами, будут предусмотрены кредиты и льготные цены.
Третий пункт плана предусматривает введение обязательного медицинского страхования, которое позволит сократить незапланированные бюджетные расходы на оплату лечения незастрахованных лиц. Данное нововведение коснется только тех граждан и учреждений, которые будут в состоянии выплачивать соответствующие взносы.
По словам Обамы, общая стоимость программы, рассчитанной на десять лет, составит 900 млрд. долл. Он заверил законодателей, что эти расходы не приведут к дальнейшему росту бюджетного дефицита, и подчеркнул, что реформа обойдется стране дешевле войн в Афганистане и Ираке или сокращений налогов, предпринятых администрацией Дж. Буша-мл.
Согласно плану администрации, средства на реформу будут получены за счёт сокращения других статей бюджетных расходов, а также более рационального распределения доходов в самом секторе медицинского страхования. В перспективе, отметил Обама, если темпы роста расходов на страхование удастся ограничить, бюджет выиграет по меньшей мере четыре трлн. долл.
Кроме того, Обама заверил, что расходы на реформу не ставят под угрозу интересы пожилых американцев, пояснив, что эффективность обслуживающей их программы Medicare будет наоборот увеличена. Таким образом президент ответил на утверждения критиков о том, что реформа будет проводиться в ущерб пожилым гражданам.
Республиканцы почти 40 раз пытались заблокировать предложенную президентом реформу [5].
Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, можно выделить основные направления реформы здравоохранения, предложенные президентом Б. Обамой: во-первых, это обязательность страхования для всех граждан, во-вторых, тарифы страховых взносов и объемы страхового покрытия отныне будут регулируется государством, в-третьих, облегчение выбора гражданами страхового плана, и, наконец, регулирование цен и повышение качества медицинских услуг.
Литература:
- Индейкин Е. Н. Почему провалилась реформа здравоохранения в США // Главный врач, № 1, 2004. — С.18-27.
- Гулемпиченко О. В. Роль демократической партии и групп интересов в борьбе за реформу здравоохранения в США в период администраций У. Клинтона и Б. Обамы.: Дис…к.и.н.- Москва, 2012. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/rol-demokraticheskoi-partii-i-grupp-interesov-v-borbe-za-reformu-zdravookhraneniya-v-ssha-v- (дата обращения: 20.10.2015).
- Реформа системы здравоохранения ( Obamacare ): [ Электронный ресурс ]. — Режим доступа: URL: http://ushistory.ru/esse/1051-reforma-sistemy-zdravoohranenija-obamacare.html ( дата обращения: 14.10.2015).
- Реформа системы здравоохранения ( Obamacare ): [ Электронный ресурс ]. — Режим доступа: URL: http://ushistory.ru/esse/1051-reforma-sistemy-zdravoohranenija-obamacare.html ( дата обращения: 14.10.2015).
- Обама изложил суть реформы здравоохранения: [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://lenta.ru/news/2009/09/10/obama/ (дата обращения: 17.10.2015).