Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современные общеобразовательные учреждения. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.
Личность в юношеском возрасте должна осознавать, что сегодня, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.
Проблема выбора пути встает перед личностью в тот момент, когда она еще не обладает жизненным опытом, более того находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.
Одним из судьбоносных в жизни каждого человека является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией, который весьма актуален, прежде всего, для старшеклассников, оканчивающих школу и вступающих в самостоятельную трудовую жизнь. В настоящее время проблема самоопределения выступает особенно рельефно, поскольку сегодняшним школьникам придется решать сложные и ответственные задачи создания новой системы профессионально значимых ценностей и идеалов, формирования новой профессиональной структуры общества.
Самоопределение личности — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. То есть, самоопределение это процесс действия, действия в определённую сторону своих жизненных приоритетов, базирующихся на способностях, наклонностях, творческом потенциале человека.
Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:
жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;
личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека;
профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.
В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т. е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое — осознает себя как представителя того или другого пола, национальное — отождествляет себя с собственным народом. В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути — поиск мучительный, нередко безуспешный. Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности. Деятельностно-смысловое единство личности — это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Она характеризуется:
оптимальным соотношением между системой ценностно-смысловых ориентаций личности и сформированной системой деятельности, направленной на определенный предмет (учение, труд, общение, самопознание и т.д.), т. е. состоянием, обуславливающим реализацию ценностно-смысловых образований личности в пространстве и во времени (удовлетворение потребностей, реализацию личностных смыслов, направленностей, мотивов);
возможностями для развития ценностно-смысловой сферы и совершенствования деятельности личности;
минимальным проявлением неблагоприятных психологических состояний.
Личность при таком подходе является одновременно объектом профконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).
Одним из приоритетов в подростковом возрасте является позиционирование себя в мире профессий. Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять. Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное самоопределение — необходимое условие личностного и жизненного самоопределения.
Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне.
Как отмечают ученые, изучающие особенности подросткового и раннего юношеского периода, возникающая в этом возрасте потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности школьника, но и определяет ее. Это относится, прежде всего, к выбору учебного заведения, классов с различной специализацией и игнорированию предметов того или иного цикла.
Ряд авторов указывают на сдвиг мотива на цель у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Становясь реально действующим мотивом, профессиональные намерения меняют учебную активность учащихся, начинающих оценивать свои знания и умения, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми к своей будущей профессии. С другой стороны, профессиональные намерения возникают и как результат активности самих учащихся, как источник удовлетворения потребности в самоопределении. При этом на формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности школьников, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение. В подростковом и старшем школьном возрасте нередко происходит рассогласование намерений и поступков. Однако, опираясь на чувство долга, моральная ответственность приводит в соответствие слово и дело, намерение и поступок. В этом случае взаимодействия с долгом чувство ответственности помогает личности оценить реальные объективные и субъективные возможности в реализации ее намерений, то есть способствует формированию правильной самооценки.
В процессе формирования личности под влиянием ближайшего окружения (семьи, друзей), школы, средств информации и других связей у человека накапливаются сведения о различных видах трудовой деятельности; складывается устойчивое эмоциональное отношение к ним; вырабатываются установки на профессии и другие жизненные ценности, связанные с трудовой деятельностью. В этом смысле немаловажно, как школьник взаимодействует с окружающими его людьми, какой стиль отношений предпочитает использовать в совместной деятельности. От этого во многом зависит его будущий профессиональный рост. На первом этапе речь не идет о карьере, но, чтобы выбор жизненного пути стал удачным, необходимо учитывать и предпочитаемый личностью стиль взаимодействия.
Таким образом, ситуация развития, характеризующая период на рубеже подросткового и старшего школьного возраста, потребности учащихся в самоопределении и профессиональной самореализации определяют формирование способностей, склонностей, интересов как операциональных возможностей для возникновения и фиксации системы отношений. Значительным является такой социально-психологический фактор как повышение роли личности и особенно ее интеллектуального развития в профессиональном самоопределении. Причем развитие личности становится потребностью человека, условием его выживаемости в конкурентной борьбе в разных сферах приложения своих сил, выражения индивидуальных особенностей.
В современных социально-экономических условиях возникает и целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения, разрешению которых призвана помочь система профориентации.
Среди противоречий можно выделить следующие:
противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд специалистов и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем;
противоречие между склонностью и способностью к определенной профессии и необходимостью "выживания" в рыночных условиях;
противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею;
противоречие между недостаточной мотивацией учащихся и наличием личностных качеств для успешного овладения ею;
противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).
В каждом конкретном случае возникающие противоречия разрешаются в зависимости от индивидуальных особенностей структуры личности учащегося, особенностей профессиональной деятельности, положения на рынке труда в данный момент и в ближайшей перспективе.
Таким образом, профессиональное самоопределение — процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности — кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать. Профессиональное самоопределение явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирает (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
Профессиональное самоопределение важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта. Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются способности. Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Развитие практики профессионального ориентирования молодежи становится в наши дни как никогда актуальным. В изменившихся экономических условиях необходимо помочь старшеклассникам познать свои способности и возможности, научить их разбираться в мире профессий, соотносить свои "хочу" и "могу" с рынком труда. Таков новый социальный заказ!