Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы государственной гражданской службы, а также определяет правовой статус государственных служащих: совокупность правоотношений, которые складываются в связи с возникновением либо изменением, либо прекращением правового статуса государственного гражданского служащего. Речь идет о поступлении на государственную службу, ее прохождении и прекращении. Прочный социально–правовой статус государственного служащего, его профессионализм и нравственный уровень служат фактором эффективности и авторитета государственной службы и самого государства в целом. Прежде всего, именно этим обуславливается то, что гражданский служащий должен быть не только высококлассным профессионалом, но и быть максимально защищенным с правовой и социальной сторон. Честь и достоинство добросовестного и профессионального сотрудника, который сознательно служит государству и обществу, должны быть неприкосновенны. В этом случае от гражданского служащего можно требовать неукоснительного и честного соблюдения служебных обязанностей. Это означает, что появляется реальный шанс преодоления пока еще существующих недостатков системы государственной службы в стране. Возможно, что доставшееся в наследство от советского прошлого, отсутствие традиций экономического обоснования форм стимулирования гражданских служащих, применяемые не всегда «прозрачные» схемы, в России послужили тому, что до сих пор в обществе сохраняется ориентир на чиновников, как особо привилегированный слой. Такое положение вещей вызывает недовольство у населения и работает на потерю авторитета власти.
Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» провозглашает принципы, в соответствии с которыми осуществляется гражданская служба. Понятие «принцип» (от латинского principium), трактуемое в «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, обозначает исходное положение какой-либо теории или учения.
Одним из таких принципов является принцип стабильности гражданской службы, зафиксированный в п.5. ст.4 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Стабильность правового института гражданской службы гарантирует и стабильность кадрового состава. По замыслу законодателя принцип стабильности обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих.
Устойчивое служебное положение и профессиональная стабильность необходимы, как государственному аппарату, так и самим госслужащим. Они должны быть законодательно гарантированы даже в том случае, если полностью или частично изменяется система государственных органов и организация госслужбы. Гражданским служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий политических руководителей, которые затрагивают профессиональное положение и карьерный рост. Такие действия могут быть связаны с изменением в политической обстановке или с не всегда обоснованными организационными перестройками. Пришедшие к власти новые главы регионов и муниципалитетов зачастую меняют весь состав администрации, вплоть до технического персонала. Это приводит к потерям опытных кадров и снижению профессионализма управленцев. Как итог снижается уровень управляемости на местах. Стабильность кадров, напротив способствует повышению профессионального уровня гражданских служащих, комфортной психологической обстановке, благодаря чему работники могут всецело посвятить себя служению интересам налогоплательщиков. Необходимо разумное обновление кадрового состава государственной гражданской службы, которое обеспечит приток молодых сотрудников, склонных к нестандартному мышлению и творческому подходу. Особенно это актуально в тех областях гражданской службы, которые нуждаются в обновлении. Как пример, можно привести новые информационные технологии, а также переход на электронный документооборот.
Правовые гарантии для гражданских служащих содержатся в статьях 25-32 Федерального Закона. Они регулируют перевод на иную должность гражданской службы или перемещение, изменение существенных условий контракта, временное замещение иной должности гражданской службы, изменение отношений при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращение должностей гражданской службы, а также отстранение от должности и необоснованного увольнения.
Одним из бесспорных преимуществ, которое дает законодательство гражданским служащим в осуществлении принципа стабильности организации гражданской службы, – это постоянство государственно-служебных отношений. В Федеральном Законе, документе, осуществляющем правовое регулирование таких правоотношений, четко определены возможности и обязанности федерального и регионального законодательства в организации службы соответствующего уровня. В Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации есть статья 6, которая устанавливает взаимосвязи гражданской службы и государственной службы иных видов и муниципальной службы. Реализация положений этих статей и обеспечивает стабильное положение гражданской службы во всей системе государственной службы в Российской Федерации.
Таким образом, у государственных служащих есть законодательно закрепленная возможность перехода на соотносимую должность другого вида государственной службы, если возникает такая необходимость. Порядок сохранения классных чинов федеральной государственной службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной системы (в новой редакции ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», вступающей в законную силу с 1 января 2016 года, звучит так: «классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников) определяются Указом Президента РФ. Специалисты в области государственного управления считают необходимым развитие социально-экономических и правовых механизмов защиты гражданских служащих для обеспечения стабильности в сфере государственно-служебных отношений. Это и обеспечение государственных служащих необходимой современной оргтехникой, транспортом, повышение престижа такого вида труда, как государственная служба, заинтересованности в сохранении места работы, а также разработка и установление мер материального стимулирования, медицинского обслуживания и решение вопросов пенсионного обеспечения по выслуге лет.
Принцип стабильности государственной службы связан с другим принципом, установленным Федеральным Законом — принципом внепартийности государственной службы. В условиях совершенствования и реформирования системы и структуры вертикали государственной власти, гражданская служба должна работать, руководствуясь действующим законодательством. Иными словами государственная гражданская служба в Российской Федерации является политически нейтральной и при изменении политической обстановки должна оставаться стабильной и обеспечивать законность и порядок в стране.
В сентябре 2015 года Государственная дума Российской федерации приняла поправки в Федеральный Закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Изменения устанавливают обязанность лиц, замещающих государственные должности сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликтов интересов. Понятие «конфликт интересов» устанавливается законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Это такая ситуация, при которой личная заинтересованность чиновника может повлиять на процесс принятия решения, и таким образом нанести ущерб интересам государства. Данные новеллы также можно отнести к направленным на укрепление принципа стабильности кадров на гражданской службе, так как они предполагают в качестве меры для предотвращения или урегулирования конфликта интересов, изменение должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 «Конфликт интересов», являющегося стороной такого конфликта, вплоть до его отстранения от исполнения должностных и служебных обязанностей в установленном порядке или в отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Министерством труда Российской Федерации летом 2015 года был представлен, а в ноябре 2015 принят Государственной Думой законопроект, в соответствии с которым повышается пенсионный возраст для государственных служащих уже в будущем году. На сегодняшний день пенсия за выслугу лет государственному гражданскому служащему устанавливается в любое время после назначения страховой пенсии по старости или инвалидности. Действующий Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе в шестьдесят лет.
Предложенные поправки устанавливают, что возраст, при достижении которого гражданские служащие смогут обратиться за назначением пенсии за выслугу лет, будет увеличен до шестидесяти пяти лет.
Первоначально предлагалось повысить пенсионный возраст для государственных служащих сразу на десять лет для женщин и на пять для мужчин. При этом предлагается сохранить действующий порядок для тех, кому страховые пенсии назначены по инвалидности, то есть назначать выплаты за выслугу лет вне зависимости от возраста. Одновременно с этим предлагается увеличить минимальный стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет с пятнадцати до двадцати лет. Предусматривается при назначении пенсии за выслугу лет плавный переход по полгода в течение первых четырех лет, а далее по одному году до двадцати лет. Единые требования к необходимому минимальному стажу отсутствуют. Сейчас он устанавливается субъектом РФ в диапазоне от десяти до двадцати лет.
Изменения затронут условия назначения пенсий за выслугу лет, иначе ежемесячную доплату к пенсии, лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, муниципальным служащим и лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации (министрам, депутатам, сенаторам), государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности. Аналогичные поправки вносятся в законодательство, регулирующее статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, которым к страховой пенсии по старости или инвалидности устанавливается ежемесячная доплата. Сенаторам и депутатам планируется установить ежемесячную доплату к пенсии, во–первых, не ранее достижения шестидесятипятилетнего возраста, а во — вторых, по истечении трех лет работы, а не одного, как в настоящее время.
Поправки не будут распространятся на государственных и гражданских служащих, уволенных со службы до 1 января 2016 года и приобретших право на пенсию за выслугу лет. К реализации мер по повышению пенсионного возраста чиновников предполагается приступить с 1 января 2016 года. Изменения, касающиеся пенсионного возраста, на сегодняшний день в обществе воспринимаются неоднозначно. С одной стороны увеличение продолжительности жизни и изменившийся ритм современной жизни вызывает правомерное желание быть как можно дольше профессионально востребованными. Это требует законодательного закрепления, для того, чтобы иметь правовые основания продолжать работать. Противники повышения пенсионного возраста в свою очередь приводят данные о низкой по сравнению с развитыми странами продолжительности жизни и как аргумент приводят трудности с поиском работы для пожилых граждан. Кто в этой дискуссии окажется прав покажет время, однако если ничего не предпринимать в этом направлении, то в недалеком будущем количество пенсионеров превысит число работающих. Поэтому изменения в законодательстве, которые затронут гражданских служащих, выглядят вполне обоснованно и могут обеспечить выполнение принципа стабильности гражданской службы.
Таким образом, современное российское законодательство, регулирующее деятельность гражданских служащих, основано на ряде взаимосвязанных принципов, одним из которых является рассмотренный выше принцип стабильности гражданской службы. Для того чтобы государственный механизм функционировал слаженно и четко необходимо, чтобы гражданские служащие проходили соответствующее обучение, повышали квалификацию, были законодательно защищены от различного произвола и субъективных оценок, имели права на качественное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение. Время не стоит на месте и те правовые нормы, которые не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, должны меняться. В этом случае можно быть уверенными, что государство будет существовать, функционировать на благо граждан и продолжать путь стабильного демократического развития.
Литература:
- Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 ФЗ в редакции от 05.11.2015
- Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов"
- Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой онлайн http://www.ozhegov-shvedova.ru/17-637726/ выход 20.11.2015
- Обзор изменений Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 ФЗ с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2016. Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных ФЗ от 13.07.2015 № 262 — ФЗ
- Консультант: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_48601/ выход 20.11.2015
- Гарант: http://base.garant.ru/71210154/#block_8#ixzz3sVqwitx6 выход 22.11.2015
- Консультант: http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_182636/30b3f8c55f65557c253227a65b908cc075ce114a/#dst100030