Вусловиях глобализации и интернационализации хозяйственной жизни ни одна страна не может нормально развиваться без торговых отношений. Лишь используя преимущества и выгоды международного разделения труда и обмена можно добиться более полного удовлетворения потребностей общества, расширяя ассортимент товаров и услуг, предлагаемых населению. Отсюда и роль внешней торговли в развитии экономики отдельных стран.
Суммируя формулировки категории «внешняя торговля (международная торговля)», содержащиеся в официальных документах (в частности, в Законе Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности»), в учебной литературе, их можно определить как один из древних и традиционных форм международного обмена товаров и услуг между государствами и их хозяйствующими субъектами и регионами в экономической сфере.
В данном определении наиболее существенными являются несколько принципиальных моментов. Во-первых, в отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров и услуг между государствами, и эти связи являются трансграничными, выходящими за рамки одного государства. Во-вторых, в качестве их субъектов могут выступать как государственные органы, учреждения, так и частные фирмы, предприниматели. В-третьих, эти связи опосредствуют только экономические отношения.
В основе понятия экономическая безопасность лежит более широкое понятие безопасность, как состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз.
К анализу данной проблемы сложилось несколько подходов, в рамках которых экономическая безопасность во внешнеторговой деятельности имеет различные интерпретации. В экономической литературе выделяют три основные их группы:
Подход 1.Либерально-рыночный. Данный подход основывается на идеологии либерализма. Культом этой идеологии является рыночная экономика, при которой рынок рассматривается как основной двигатель и авторегулятор экономики. Основоположник либеральной теории рыночной экономики А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) утверждал, что в условиях рыночной экономики «невидимая рука» направляет каждую страну, исходя из своих интересов, ориентироваться на реализацию интересов других стран. Каждая страна живет обменом, значит, устанавливаются торговые отношения между ними.
Согласно этой логике государству в условиях свободной рыночной экономики отводится незначительная роль — законодательное оформление отношений между своей страной и торговыми партнерами.
Подход 2. Централизованно-плановый. Этот подход строится на теории марксизма: в отличие от либерализма, где государству отводилась минимальная роль в экономике, он абсолютизирует роль государства. Данная идеология господствовала многие годы в СССР и в других бывших социалистических странах. В экономическом аспекте план всегда был инструментом в системе советского управления. Внешнеторговые отношения в основном осуществлялись между странами-участницами социалистического лагеря. Общая закономерность состояла в том, что план определял величину экспорта и импорта, цену и страну назначения товара. При такой системе экономическая безопасность была обеспечена, так как СССР применял политику автаркии по отношению к другим странам, где не был установлен советский режим, и регулировал торговые отношения между членами союза.
Подход3. Альтернативный (национальный). Согласно позициям сторонников данного подхода, основателем которого явился чешский современный экономист — «ревизионист» Ота Шик, национальная экономика не отрицает ни рынок, ни план, но на рынок и на план она смотрит как на соответствующие формы системы хозяйствования, а не как на содержание и цель хозяйственной жизни.
Последователи подхода национальной экономики поддерживают организацию экономики на демократических основах, но при этом онисчитают, что государство должно выражать и реализовывать национальные интересы в геоэкономическом пространстве.
На наш взгляд, данный подход является наиболее приемлемым в обеспечении экономической безопасности для стран с переходной экономикой, в том числе и для Узбекистана. В столь сложный период незаменимой является роль государства, усилия которого направлены на проведение эффективной экономической политики и обеспечение безопасности во всех направлениях хозяйствования, в том числе и во внешнеторговой деятельности.
Традиционно теоретико-концептуальная разработка понятия "экономическая безопасность" [1, стр. 2] осуществлялась в ведущих зарубежных научных школах. На Западе широко распространен подход, согласно которому экономическая безопасность рассматривается как обеспечение «живучести» национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов. В последние годы понятие экономической безопасности было дополнено таким признаком, как способность к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики и ее ведущих отраслей на мировой арене.
Для анализа понятия «экономическая безопасность» следует рассмотреть определения, приведенные в зарубежной экономической литературе. Наиболее полный обзор этой проблематики дан в статье В. Кейбла. [2, стр. 305-324] Согласно его определению экономическая безопасность может рассматриваться исходя из следующих концептуальных подходов:
Экономическая безопасность как условие реализации правительством намеченных целей в области экономической политики.Применяя данное определение к понятию «экономическая безопасность во внешней торговле», следует отметить, что оно подразумевает усилия государства разработать и реализовать внешнеторговую политику и гарантировать защиту интересов всех участников экспортно-импортной сделки.
Экономическая безопасность как условие устойчивостиподразумевает способность экономики страны противостоять дестабилизирующим экономическим воздействиям извне.
В целом экономическая безопасность представляет собой способность национальной экономики обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей на отечественном и международном уровне. Иными словами, экономическая безопасность это совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.
В научной литературе экономическая безопасность часто рассматривается как единый, неделимый подвид национальной безопасности. Подобного взгляда придерживается, например, П.Г. Белов, который формулирует "Принципы не частных безопасностей, а единственно возможной — системной безопасности". [3, стр. 88]
Другие экономисты, рассматривают экономическую безопасность как самостоятельную, автономную систему в рамках национальной безопасности. В этом контексте данная проблема рассматривается в двух аспектах:
- Экономическая безопасность как защищенность самой экономики от воздействия различных факторов и угроз. "Экономическая безопасность означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и интересами защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешнихугроз, экономических и материальных ущербов", считает А. Городецкий; [4 стр46]
- Экономическая безопасность как состояние, при котором соблюдаются ее определенные критические значения.
В контексте вышесказанного экономическая безопасность предполагает внутренне сильно интегрированное национальное экономическое общество, которое способно к выживанию, сопротивляемости и приспособляемости к внутренним и внешним угрозам. В этом отношении применима экономическая концепция Г. Мюрдаля, которая требует лучшей интеграции в национальных рамках, а интернациональную интеграцию рассматривает как политический зонт, под которым мирно могут развиваться национальные экономики.С учётом современных реалий можно классифицировать составляющиеэкономической безопасности следующим образом:
Таблица 1
Элементы экономической безопасности
Экономическая безопасность |
|||||||
внешняя |
внутренняя |
||||||
Финансовая |
Технологическая |
Торговая |
Продовольствен-ная |
Энергетическая |
сырьевая |
Экологическая |
Информационная |
Как следует из таблицы, безопасность во внешнеторговой сфере является одной из составляющих внешней экономической безопасности.Также следует отметить, что в российской экономической литературе, посвященной исследованию проблемы экономической безопасности, существуют различные концептуальные подходы. Так, например, по мнению российского ученого С. Афонцева, для определения понятия экономической безопасности можно выделить три подхода:
через «интересы» (национальные, государственные, частные и т.д.);
через «устойчивость» (национальной экономики, экономического развития, экономической системы и др.);
через «независимость» (экономики от внешних рынков,самостоятельной выработки и внедрения экономической политики); [5 стр 30]
Применяя подход С. Афонцева, мнение которого мы разделяем, экономическую безопасность в условиях развития внешней торговли можно определить следующим образом:
Как было отмечено выше, проблема экономической безопасности, в частности экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности, мало изучена в Узбекистане. Так, определяющиминормативными документами в сфере обеспечения экономической безопасности являются Конституция Республики Узбекистан, гарантирующая свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учётом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, а также Концепция национальной безопасности Республики Узбекистан. Проблемы экономической безопасности во внешней торговле частично регулируются Законом «О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», соответствующими постановлениями Кабинета Министров и указами Президента Республики Узбекистан.
Согласно Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан первооснову национальной безопасности составляют интересы отдельных граждан, общества и государства в целом. Государство в ней рассматривается как инструмент, обеспечивающий наилучшие условия для развития граждан, общества и самого государства, обусловливаемые всем спектром действующих объективных и субъективных факторов. В концепции основополагающим также принято совершенствование системы обеспечения национальной безопасности и формирование соответствующей экономической базы.
Исследователи Института экономики АН РУз также считают государство основным звеном в обеспечении экономической безопасности. Экономическую безопасность они рассматривают как составную часть национальной безопасности, главной задачей которой является обеспечение проведения независимого курса экономической политики. По их мнению «экономическая безопасность должна гарантировать стабильность иустойчивость национальной экономики, ее способность к саморазвитию ипрогрессу».На основе изучения теоретических основ внешнеторговой деятельности и экономической безопасности, мы предлагаем следующую формулировку понятия экономическая безопасность в контексте развития внешней торговли, а именно: «Экономическая безопасность в контексте развития внешней торговли — это такое состояние развития внешнеторговой деятельности страны, при котором создаются благоприятные условия для динамичного роста национальной экономики и обеспечивается наименьшая ощутимость влияния неблагоприятных обстоятельств вызываемых внешними и внутренними шоками/угрозами». Отсюда можно сделать следующие выводы:
во-первых, экономическая безопасность страны в ракурсе развития внешней торговли должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми структурами экономики;
во-вторых, экономическая безопасность в контексте развития внешней торговли должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой внешнеторговой деятельности страны, то есть, наряду с поддержкой государства, она должна защищать себя на основе диверсификации товарной и географической структур экспорта и импорта, вывоза средне — и высокотехнологичной готовой продукции и ввоза современного оборудования для производства данной продукции;
в-третьих в условиях глобализации и интегрирования национальной экономики в мировую экономическую систему, для достижения экономической безопасности во внешней торговле необходимо разработать долгосрочные целевые программы по обеспечению экономической безопасности национальных производителей.
Литература:
- Завьялова Е. Национальная экономическая безопасность России, http://www.eer.ru
- Cable V. What is International Economic Security// International Affairs, April 1995. — pp.305-324
- Белов П.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России. — М.: Безопасность, 1994. -С. 88
- Городецкий А. Вопросы безопасности экономики России II Экономист. — Москва, 1997 — № . — С. 46
- Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // МЭиМО. — Москва, 2002. — № 10. — С. 30.