В статье рассматриваются учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание, выделенные на основе действий редактирования текста. Использование учебно-практических задач обучения на уроках развития речи осуществляется на репродуктивном, частично-поисковом и творческом этапах развития умения младших школьников писать сочинение-описание. Более подробно представлен репродуктивный этап.
Ключевые слова: учебно-практические задачи, младшие школьники, сочинение-описание, репродуктивный этап, действия редактирования текста.
Постановка проблемы.В результате освоения основной образовательной программы начальной школы на уроках развития речи, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, учащиеся должны «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [11, с. 8].
В методике начального обучения русскому языку составление текстов в письменной форме относится к области связной речи, направленной на умение учащихся писать сочинение. Одним из основных типов сочинения, над которым работают в начальной школе, является сочинение-описание.Однако, как показывает широкая практика обучения русскому языку, на уроках развития речи при написании сочинения-описания у младших школьников возникают трудности, связанные с неумением раскрывать тему и основную мысль сочинения-описания, правильно структурировать текст и предложения.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования (2015 г.) [9] указано, что овладение умением создавать текст в письменной форме необходимо достигать путём решения учебно-практических задач.
Согласно данному документу, учебно-практическая задача представляет собой задачу, ориентированную на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Целью учебно-практической задачи является правильное использование знаний, умений, навыков или выявление границ применения освоенного способа действия.
Анализ работ учёных: П.Ф. Ивченкова [4], А.Н. Кохичко [5], М.Р. Львова [10], Т.Г. Рамзаевой [10], Р.В. Сабодахи [13], Н.А. Шапиро [12], А.А. Штеца [13] и др., показал, что успешное решение вопросов развития умения младших школьников писать сочинение-описание может быть достигнуто благодаря использованию на уроках развития речи полной системы действий редактирования текста, а именно: восполнение недостающих элементов, оптимизация структуры (определение лишнего), исправление речевых ошибок в тексте.
Однако, в методике развития речи младших школьников, учебно-практические задачи обучения писать сочинение-описание на основе действий редактирования текста не были достаточно отражены.
Цель статьи — выделить учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание на репродуктивном этапе (на основе действий редактирования текста).
На основе предметных действий редактирования текста появилась возможность выделить группы учебно-практических задач обучения младших школьников писать сочинение-описание:
на восполнение недостающих элементов текста;
на оптимизацию структуры текста;
на исправление речевых ошибок в тексте.
Однако, для того, чтобы учебно-практические задачи обучения были реализованы в системе, необходимо использование определённых этапов, которые в данном случае будут являться этапами развития умения младших школьников писать сочинение-описание.
Учёные Ю.К. Бабанский [1], Н.Л. Бежанова [2], Д.Б. Богоявленская [3], И.Я. Лернер [7], В.А. Кулько [6], Н.А. Половникова [8], Т.Д. Цехмистрова [6] и др. рассматривали различные подходы к выделению уровней развития у учащихся общеучебных умений, уровней учебной деятельности, которые соотносили их с соответствующими этапами усвоения.Анализ работ исследователей показал, что центральным положением в развитии того или иного умения, является принцип постепенного повышения уровня самостоятельности учащихся.
Так, при подходе Ю.К. Бабанского [1], И.Я. Лернера [7] и др., базирующемся на определении характера учебной деятельности и степени самостоятельности учащихся, были выделены следующие уровни, соотносимые с соответствующими этапами: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, поисковый.
Д.Б. Богоявленская [3] выделяла репродуктивный, частично-поисковый и творческий уровни развития умений, соотносимые с этапами их усвоения.
В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова [6] выделили четыре уровня развития у учащихся общеучебных умений, соотносимые с этапами их усвоения: репродуктивный, репродуктивный в изменённых условиях, частично-поисковый и творческий. Определение действий учителя и ученика на данных этапах формирования общеучебных умений, а также их сравнение было представлено Н.Л. Бежановой [2].
Н.А. Половникова [8] отнесла к наиболее основным копирующий, воспроизводяще-творческий и конструктивно-творческий этапы развития умений.
Обобщая различные подходы учёных к выделению этапов развития умений, в том числе умения младших школьников писать сочинение-описание, можно выделить следующие этапы. Репродуктивный этап — характеризуется узнаванием, запоминанием и воспроизведением деятельности по образцу, данным учителем, или подведении нового факта под уже известное понятие, к которому он систематически прибегает в процессе своей деятельности, что объясняется ещё недостаточным объёмом знаний учащихся и малой степенью их усвоенности. Частично-поисковый этап — характеризуется достаточным объёмом знаний учащихся, позволяющим им вносить элемент творчества в деятельность, которая осуществляется по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям. Творческий этап — характеризуется самостоятельным выполнением деятельности, использованием продуктивных действий в новых, нестандартных условиях.
Более подробно рассмотрим выделенные учебно-практические задачи обучения на репродуктивном этаперазвития умения младших школьников писать сочинение-описание на основе действий редактирования текста.
Репродуктивный этап обучения (Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, В.А. Кулько, И.Я. Лернер, Н.А. Половникова, Т.Д. Цехмистрова и др.), целью которого являетсяусвоение и воспроизведение учащимися действий редактирования текста на основе образца учителя, предполагает следующие учебно-практические задачи, направленные на освоение определённых действий.
Учебно-практические задачи на восполнение недостающих элементов, на оптимизацию структуры и на исправление речевых ошибок можно использовать для определения темы и основной мысли текста-описания, для его структурирования и использования художественных средств выразительности.
Для определения темы и основной мысли текста-описания младшим школьникам предлагаются следующие учебно-практические задачи.
Задачи на восполнение недостающих слов (словосочетаний, предложений) в тексте-описании по образцу, которые помогают раскрыть тему и основную мысль.
Пример. Учитель предлагает учащимся два текста-описания: первый — образец, второй — деформированный текст, с пропущенным заголовком, который необходимо определить на основе образца.
Задачи на определение лишнего предложения, которое не соответствует теме текста-описания и его основной мысли, на основе предложенного образца.
Пример. Учащимся необходимо прочитатьдва текста-описания: правильный (образец) и деформированный. Во втором тексте одно из предложений не соответствует теме. Нужно найти лишнее предложение по образцу и зачеркнуть.
Задачи на исправление речевых ошибок в тексте-описании, связанных с раскрытием темы и основной мысли (замена неверно употреблённого слова другим; устранение повторов; изменение порядка слов, предложений) по образцу.
Пример. Ученикам предложен правильный текст-описание (образец) и деформированный, в котором необходимо найти по образцу неверно употреблённые слова и заменить на наиболее подходящие по смыслу.
Для структурирования текста-описания младшим школьникам предлагаются следующие учебно-практические задачи.
Задачи на восполнение недостающих предложений в структуре текста-описания и структурных частей по образцу.
Пример. Учащимся представлен текст-описание, в котором пропущена структурная часть, описывающая признаки формы, качества и условия объекта. Рядом предложен текст-образец, по которому необходимо в деформированном тексте вставить недостающую структурную часть.
Задачи на определение лишних предложений в структуре текста-описания и структурных частей на основе предложенного образца.
Пример. Ученикам необходимо прочитать деформированный текст-описание и рядом предложенный образец. В деформированном тексте нужно найти лишнее предложение, где объект описания не относится к теме, и зачеркнуть его, ориентируясь на образец.
Задачи на исправление речевых ошибок в структуре текста-описания (устранение повторов; изменение порядка слов, предложений) по образцу.
Пример. Учащимся даны два текста-описания: образец и деформированный. В деформированном тексте необходимо найти предложение, опираясь на образец, в котором слова стоят в неправильной последовательности, и исправить так, чтобы наиболее ясно было выражено авторское отношение к объекту описания.
Для определения художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) в тексте-описании младшим школьникам предлагаются следующие учебно-практические задачи.
Задачи на восполнение недостающих художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) в тексте-описании по образцу.
Пример. Ученикам нужно прочитать деформированный текст-описание и рядом представленный образец. В деформированном тексте пропущены метафоры, которые необходимо вставить, ориентируясь на образец.
Задачи на определение лишних художественных средств выразительности в тексте-описании (эпитеты, метафоры, сравнения), не относящихся к теме, на основе предложенного образца.
Пример. Учитель предлагает учащимся прочитать деформированный текст-описание и рядом представленный образец. В деформированном тексте необходимо найти лишние эпитеты, искажающие смысл имён существительных, и зачеркнуть их, ориентируясь на образец.
Задачи на исправление речевых ошибок в тексте-описании, связанных с заменой неверно употреблённых художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) другими по образцу.
Пример. Учащимся даны два текста-описания: правильный (образец) и деформированный, в котором необходимо заменить некоторые слова другими, чтобы получились сравнения, опираясь на образец.
Решение младшими школьниками учебно-практических задач обучения писать сочинение-описание на данном репродуктивном этапе позволит постепенно перейти к более высокой воспроизводящей деятельности, которая осуществляется на частично-поисковом этапе, и в итоге, подведёт к самостоятельному составлению младшими школьниками текста-описания.
Выводы. Таким образом, обучение младших школьников писать сочинение-описание может быть эффективным благодаря использованию на уроках развития речиследующихучебно-практических задач: на восполнение недостающих элементов текста, на оптимизацию структуры текста и на исправление речевых ошибок. Данные учебно-практические задачи основаны на предметных действиях редактирования текста и могут быть реализованы на репродуктивном, частично-поисковом и творческом этапах. Представленный более подробно репродуктивный этап является начальным звеном в развитии умения младших школьников писать сочинение-описание. Внедрение учебно-практических задач обучения младших школьников писать сочинение-описание на репродуктивном этапе может обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода на уроках развития речи.
Литература:
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1977. — 190 с.
- Бежанова Н.Л. Развитие готовности учителей начальных классов к формированию оценочных умений у младших школьников в последипломном образовании / Н.Л. Бежанова. — Севастополь, 2008. — 116 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. — 1971. — № 1 — С. 144-146.
- Ивченков П.Ф.Учимся редактировать: Обучение основам редактирования на уроках рус.яз. / П.Ф. Ивченков // Рус. яз. в шк. — 1995. — № 6. — С. 40-42
- Кохичко А.Н. Мастерская письменной речи: развитие речи младших школьников. 1-2 классы. Методические рекомендации / А.Н. Кохичко, Р.В.Сабодах. — Мурманск: МОИПКРОиК, 2010. — 102 с.
- Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
- Лернер И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения: Роль учебной литературы в формировании учебных умений и навыков школьников / И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1984. — 332 с.
- Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении / Н.А. Половникова. — Казань: Изд-во Тат. кн., 1977. — 202 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: протокол от 8 апреля 2015 г. — № 1/15. — 338 с.
- Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. — М.: Просвещение, 2010. — 35 с.
- Шапиро Н.А. Принципы и приёмы редактирования текста в процессе работы над сочинением. Учебно-методическое пособие / Н.А. Шапиро. — М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2005.-72 с.
- Штец А.А. Мастерская письменной речи: развитие речи младших школьников. 3 класс: Методические рекомендации. Часть первая / А.А. Штец, Р.В. Сабодах. — Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. — 92 с.