Современная система медиапотребления и роль книжных выставок-ярмарок в развитии искусства иллюстрации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 29.12.2015

Статья просмотрена: 862 раза

Библиографическое описание:

Захарова, М. В. Современная система медиапотребления и роль книжных выставок-ярмарок в развитии искусства иллюстрации / М. В. Захарова, Н. Е. Доброскок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 885-888. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24360/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В данной статье авторы рассматривают развитие искусства книжной графики во взаимосвязи с процессами кардинального изменения современной системы медиапотребления. Проанализирована и обоснована роль книжных выставок-ярмарок в развитии и оптимизации основных направлений книжной иллюстрации в современных условиях. Материал содержит обзор ведущих книжно-иллюстративных выставок, в экспозициях которых принимают участие известные художники, активно работающие в детской книжной иллюстрации.

Ключевые слова: выставка иллюстраций, иллюстрация детской книги, книжная графика, книжная выставка-ярмарка, система медиапотребления, художник-иллюстратор.

 

Совсем недавно Россия была самой читающей страной в мире. За последние десятилетия, к огромному сожалению, количество читателей в России значительно уменьшилось, но у нас все еще любят и ценят книгу.

В связи с процессом кардинального изменения современной системы медиапотребления, привычные каналы доступа к медиа-контенту сегодня активно замещаются совершенно новыми. Книги замещаются новой цифровой формой и перестают быть только текстом и изображениями, напечатанными на бумаге, а трансформируются в мультимедийные и мульти-платформенные издания. Но во все времена именно книжная иллюстрация дает особую ценность книги и призвана поддержать и приумножить любовь к книге.

Особенное значение иллюстрация, бесспорно имеет для детской литературы. Ведь книжная графика не только делает книгу красивой и нарядной, хорошая иллюстрация формирует художественный и эстетический вкус, она помогает при первом знакомстве с литературным произведением, а затем дополняет и развивает впечатление от прочитанного.

Традиционно существует два подхода к иллюстрированию книги. Первый из них — это устойчивое следование образам литературного произведения, желание истолковать литературный текст как можно более объективно, когда визуальный ряд дает более четкое представление о характере образов, возникающих при чтении книги; другой подход несет в себе своеобразие во многом ориентированном на уникальность трактовки текста самим художником — иллюстратором, выражающееся в стилистике иллюстрации. Воплощенная мысль писателя приобретает как бы новую силу, находит новые пути к сердцу и разуму человека по средствам графического искусства.

В наши дни растет популярность книжно-иллюстративных выставок, в экспозициях которых можно проследить сложный и увлекательный процесс рождения книги — от замысла и первого рисунка до книжной страницы. Так, с 2003 года в Выставочном центре Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино ежегодно проводится выставка «Рождение книги: современная детская книжная иллюстрация».

В экспозициях этой выставки ежегодно принимают участие известные художники современности, активно работающие в детской книжной иллюстрации: Евгений Антоненков, Михаил Бычков, Анна Вронская, Денис Гордеев, Андрей Мартынов, Вадим Меджибовский, Игорь Олейников, Екатерина Силина, Виктория Фомина.

Иллюстрации, демонстрируемые на выставке, поражают стилистическим разнообразием. Каждый художник — яркая индивидуальность, и книгу каждый прочитывает по-своему, отталкиваясь от текста, творит свой художественный мир — удивительный и волшебный. Посетителям выставки предоставляется уникальная возможность — заглянуть в мастерскую художника и «подсмотреть», как рождаются «книжки с картинками», те самые, за которые, как уверял великий Г. Х. Андерсен, «не жаль заплатить пол королевства».

Работы молодых художников детской книги призвана представить выставка «Книжная импровизация», проходящая в петербургской Библиотеке книжной графики а. Участники выставки — выпускники ведущих художественных вузов, традиционно специализирующихся на преподавании книжной графики — МГАХИ им В. И. Сурикова, ВГИК и МГУП (Полиграфический институт).

Молодые художники, обучавшиеся у признанных корифеев иллюстрации, таких как Сергей Алимов, Борис Диодоров, Владимир Панов и др., продолжают славные традиции отечественной школы оформления книги. В тоже время художники живо интересуются современными тенденциями европейской иллюстрации и дизайна, активно участвуют в конкурсах и выставках за рубежом, работают с иностранными издательствами.

Так, Мария Заикина представляла на выставке свои серии к «Жадному воробью» (издательство «Marshall Cavendish Children's Books»), Виктория Семыкина — иллюстрации к армянским сказкам, Валерий Кожин — к рассказам и сказкам, изданным в серии «Настя и Никита», Екатерина Гаврилова — к «Сказкам дядюшки Римуса» Дж. Харриса.

Молодые художники знакомят зрителей со своими работами на различных московских выставках — в Центральном доме художника, в зале Союза художников, на книжных ярмарках «Нон-фикшн», в выставочном зале библиотеки — читальни им И. С. Тургенева и на других площадках. Они участвуют в зарубежных бьеннале и конкурсах книжной графики — в Братиславе и Загребе, в Сеуле и Болонье. Некоторые из представленных иллюстраций были удостоены призовых мест и дипломов, в том числе отечественного конкурса «Образ книги».

Ведущей выставкой для профессионалов в сфере детского книгоиздания считается Международная выставка детской книги в Болонье, которая впервые прошла в 1964 году. Каждой весной издатели, авторы и иллюстраторы, литературные агенты и дистрибьюторы, продавцы и библиотекари встречаются в Болонье: продают и покупают авторские права, устанавливают новые контакты, обсуждают последние новинки и тенденции развития рынка детской книги.

Уже 4 года подряд в этой выставке принимает участие и российская делегация. В экспозиции, представленной на стенде России на Международной выставке детской книги в Болонье (Италия) 2012 года, наряду с книгами для детей, изданными российскими издательствами, была представлена выставка работ художников — иллюстраторов. Прошла презентация мастерской книжной графики Московской государственной художественно — промышленной академии им. С. Г. Строганова профессора Александра Кошкина, гостям будет представлен ежегодный конкурс для иллюстраторов и дизайнеров «Образ книги», проводимый совместно Роспечатью и секцией книжной графики Московского союза художников, свои мероприятия проведут издательства «РИПОЛ классик» (г. Москва) и «ДЕТГИЗ» (Санкт-Петербург).

В состав официальной российской делегации в 2012 году вошли известнейшие российские издатели и художники-иллюстраторы:

Александр Кошкин — Заслуженный художник РФ, профессор, возглавляет в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова мастерскую «Искусство книги»;

Валерий Васильев — Заслуженный художник РФ, член Российской Академии дизайна, лауреат Международных конкурсов;

Татьяна Костерина — Заслуженный художник РФ, главный художник издательства «Прозаик»;

Анастасия Архипова — художник книги, лауреат премии «Книга года» в номинации в номинации «ART-книга», Председатель правления Отделения «Книжная графика» Московского Союза художников;

Алла Насонова — Директор издательства ДЕТГИЗ (Санкт-Петербург);

Тишков Сергей — Руководитель Редакции детской и юношеской литературы Группа Компаний «РИПОЛ классик»;

Иван Александров — лауреат премии «Золотое яблоко», преподаватель Московского Университета печати.

В 2013 году в Болонье с 25 по 28 марта проходила 50-я юбилейная выставка. Во время работы российский экспозиции проходили презентации издательств «Вита Нова» (Санкт-Петербург), «Самокат» (Москва). Международному сообществу представлен всероссийский интернет-конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».

В 2014 году на ведущей международной выставке для профессионалов в сфере детского книгоиздательства в итальянской Болонье Российская делегация представляла на книги издательств «Лабиринт», «Clever», «КомпасГид» и выставку иллюстраций. Возглавляла российскую делегацию Анастасия Архипова — председатель правления отделения «Книжная графика» Московского Союза художников.

Темой оформления российского стенда в 2015 году на этом международном форуме стал «Русский фольклор». Главным событием выставки стало открытие выставки графики российского художника — иллюстратора Игоря Олейникова. Автор является номинантом на Международную премию имени Андерсена, лауреатом прошлогоднего конкурса «Образ книги», учреждённого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с отделением «Книжная графика» Московского союза художников.

Книжная ярмарка в Болонье — старейшая и наиболее значимая международная книжная ярмарка, фокусирующаяся исключительно на детской литературе. В среднем мероприятия ярмарки посещают представители книжной индустрии различных стран: издатели, распространители, литературные агенты, писатели, телевизионные и кинопродюсеры. Ежегодно выставку детской книги в Болонье посещают более 600 журналистов из 70 стран мира.

Многие мероприятия ежегодной Московской международной книжной выставки-ярмарки также посвящены теме оформления и иллюстрирования детской книги. Мультимедийный книжный фестиваль «Bookmarket» (5–6 сентября 2015 года) в рамках ММКВЯ собрал в этом году на одной площадке самых ярких представителей современной литературы, культуры и искусства. Мероприятия фестиваля, полностью посвященные книжной тематике, проходили в самом центре Москвы на Гоголевском бульваре. На протяжении двух дней все желающие могли принять участие в творческих встречах и дискуссиях с писателями и поэтами и в творческих мастер-классах под руководством профессиональных художников-иллюстраторов.

Интересен опыт работы Ярмарки «Нон-Фикшн» популярной и успешно развивающейся площадки для презентации новых книг, литературных дискуссий, встреч с авторами, пропаганды чтения и популяризации книги в Центральном доме художника (ЦДХ) в Москве.

В рамках 17 ярмарки «Нон-Фикшн — 2015» представлена большая образовательная программа, посвященная теории и истории иллюстрации, взаимодействию текста и изображения. Главная задача «Дня иллюстратора» -теоретический анализ феномена книжной иллюстрации и практические вопросы повседневной работы художников и издателей в наше время. Программа разделена на несколько тематических раздела: первый раздел посвящен печатным изданиям; второй — посвящен практическим вопросам работы художников и дизайнеров и их взаимоотношениям с издателями; третий раздел посвящен иллюстрации электронных книг, ставших полноправной частью медийного пространства; четвертый — выставка иллюстраций американского ученого, специалиста по визуальным коммуникациям Ника Сюзаниса, где представлены его работы в формате комиксов. Уникальные опыт Сюзаниса прокомментируют видные российские ученые и художники.

Подобные книжные выставки-ярмарки дают возможность представителям книжной индустрии и широкой общественности ознакомиться с основными современными подходами и перспективами развития книжной графики в наши дни. Подобные выставки также имеют огромное значение для развития и оптимизации творческого процесса создания книги в современных условиях медиапотребления.

 

Литература:

 

  1.      Детская книжная ярмарка в Болонье/Pro-Books.ru — Книжный бизнес Онлайн: новости и аналитика книжного рынка [Электронный ресурс]. URL: http://pro-books.ru/sitearticles/16556 (Дата обращения — 22.10.15)
  2.      Захарова М. В. Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества / М. В. Захарова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
  3.      Крючков Е. Н. Иллюстрация в книге: многозначность и поиск стиля/В сборнике: Актуальные проблемы социально-культурного и художественного проектирования/ Труды кафедры культуры и дизайна Российского Государственного Социального университета. Теоретико-методологические проблемы культурологического и искусствоведческого знания.. Москва, 2012. С. 100–107.
  4. Лучшая российская книжная графика будет представлена на Международной выставке детской книги в Болонье личностью [Электронный ресурс]. URL: http://ndce.edu.ru/news/index.php 193 (Дата обращения — 19.10.15).
  5. Маркова Ю. В. Социализирующая роль иллюстрации в книгах для детей/ В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук/ Сборник трудов участников Второй международной научно-практической конференции. 2015. С. 210–212.
  6. Московская международная книжная выставка-ярмарка/ Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям личностью [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/events/exhibitions/2015/ (Дата обращения — 20.10.15).
  7. Программа иллюстраторов 2015/ Международная ярмарка интеллектуальной литературы non fiction/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.moscowbookfair.ru/rus/programma/programma-illyustratorov.html (Дата обращения — 20.10.15).
Основные термины (генерируются автоматически): книжная графика, Болонья, детская книга, выставка, Московский союз художников, выставка иллюстраций, книжная иллюстрация, Москва, российская делегация, Санкт-Петербург.


Ключевые слова

выставка иллюстраций, иллюстрация детской книги, книжная графика, книжная выставка-ярмарка, система медиапотребления, художник-иллюстратор., художник-иллюстратор

Похожие статьи

Состояние отечественной книжной иллюстрации на сегодняшний день

В статье говорится о книжной иллюстрации в современное время, ее проблеме и требованиям к ней. Излагается также и анализ иллюстраций детских книг с точки зрения художественного языка и качественного продукта для детей. Затрагивается некоторая специфи...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании

Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...

Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя

Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции»...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Комикс как способ передачи смыслового контента в историко-культурном аспекте

Материал статьи содержит обзор и анализ такого явления в искусстве как «комикс» — синтетического жанра, сочетающего в себе черты изобразительного искусства и литературы. Этот жанр рассматривается с историко-культурной точки зрения, как одна из соврем...

Особенности создания современного тематического периодического издания на примере кулинарного журнала

В данной статье описаны особенности создания тематического периодического издания, на примере кулинарного журнала. Авторами проведено исследование специфики дизайна кулинарных журналов. Предоставлено решение проблемы путем разработки нового издания, ...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Похожие статьи

Состояние отечественной книжной иллюстрации на сегодняшний день

В статье говорится о книжной иллюстрации в современное время, ее проблеме и требованиям к ней. Излагается также и анализ иллюстраций детских книг с точки зрения художественного языка и качественного продукта для детей. Затрагивается некоторая специфи...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании

Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...

Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя

Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции»...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Комикс как способ передачи смыслового контента в историко-культурном аспекте

Материал статьи содержит обзор и анализ такого явления в искусстве как «комикс» — синтетического жанра, сочетающего в себе черты изобразительного искусства и литературы. Этот жанр рассматривается с историко-культурной точки зрения, как одна из соврем...

Особенности создания современного тематического периодического издания на примере кулинарного журнала

В данной статье описаны особенности создания тематического периодического издания, на примере кулинарного журнала. Авторами проведено исследование специфики дизайна кулинарных журналов. Предоставлено решение проблемы путем разработки нового издания, ...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Задать вопрос