The article deals with the psychological climate of the family as a factor in the well-being of the preschool child. Analyzes the behaviors of parents, influence the formation of the psychological climate of the family and the child's emotional state.
Keywords: family, psychological climate of the family, the parents, the child of preschool age, supportive family situation, a sense of inferiority in the family situation, conflict, anxiety.
Семья является главным институтом воспитания. Именно семья занимает самое важное место в жизни ребенка, потому что то, что малыш приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка.
Каждая семья — это свой отдельный маленький мир, в котором действуют определенные правила, законы и запреты. В каждой семье отношения складываются по-разному: в одной — всё основано на взаимном уважении, доверии, любви, а в другой, наоборот, нет ни взаимопонимания, ни поддержки, ни любви. Это и есть свой собственный климат, который царит в каждой семье. Как и погода, климат в семье бывает переменчив: там, где вчера ещё царил покой, завтра может произойти настоящий ураган. Индикатором такой семейной «погоды» являются, конечно же, дети. Именно они являются показателем внутрисемейного климата. Специалисты говорят, что психологический климат семьи — это совокупность настроений, эмоций, переживаний, отношение как друг к другу, так и окружающим, общий взгляд на какие-либо события.
Психологический климат семьи как фактор благополучия определяет устойчивость внутрисемейных отношений и оказывает большое влияние на развитие как детей, так и взрослых!
Значение семьи в жизни каждого из нас трудно переоценить. Именно семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения и даже первые уроки любви. В семье мы сталкиваемся с первыми трудностями и делаем первые ошибки. И чем семья благополучнее, чем больше внимания в ней уделяется ребенку, тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни [4].
По мнению специалистов, семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное влияние на малыша проявляется в любви, заботе и внимания со стороны всех членов семьи: мамы, папы, бабушки и т. д. Первым, кого видит малыш, когда появляется на свет — это маму и папу. Впервые годы жизни ребенка никто, кроме самых близких и родных людей в семье не относится к нему так трепетно и с такой любовью. Малыш всё время находится под контролем родителей, никогда не остается один. Именно благодаря родителям происходит первое знакомство с окружающим миром, малыш познает первые шаги, поэтому роль семьи, а именно родителей, в первые годы жизни малыша очень велика.
Но помимо положительного влияния, семья может нанести и большой вред ребенку. Отрицательный фактор отражается в поведении родителей, потому что их влияние на развитие ребенка очень велико. Мы знаем, что в первые годы жизни дети особенно восприимчивы ко всему тому, что они видят и слышат. Они очень быстро копируют и демонстрируют поведение мамы и папы, часто, не задумываясь, хорошо это или плохо. В связи с этим у него формируются определенные взгляды и установки. Ребенок начинает выстраивать в своей голове определенную модель воспитания уже для своих детей, поэтому важно помнить, что поведение родителей и ребенок имеют очень тесную связь. Г. В. Окопов и Г. М. Андреева выделяют несколько ролевых моделей поведения родителей и их влияния на развитие ребенка [3]:
- Потакающие родители — это такие родители, которые до безумия любят своих крох и не применяют никакой строгости в воспитании. В такой семье детям разрешают все, для них нет запретов ни в чем, всё дозволено и позволено. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Как правило, у таких родителей вырастают не уверенные в себе и своих собственных силах дети. У них наблюдается очень низкая самооценка и им трудно реализовать себя в жизни.
- Ещё одна модель поведения родителей — это равнодушные родители. Эту модель можно выделить как одну из самых ужасных. Таким родителям абсолютно не интересна жизнь собственного ребенка. Они не учат своих детей каким-либо элементарным правилам поведения, не проявляют к ним должной любви, заботы и внимания, можно сказать, что такие родители просто не любят своих детей. И дети в такой семье предоставлены сами себе. В основном такая модель поведения наблюдается у родителей, имеющих определенного рода зависимость или какую-либо психологическую травму. И от этого они не только страдают сами, но и заставляют страдать детей. Этим и опасна данная модель поведения, так как дети в таких семьях вырастают очень замкнутыми и без помощи психологов здесь уже не обойтись.
- Властные родители. Это ещё одна из опасных моделей поведения. Такие родители проявляют строгость в воспитании своих детей, редко произносят слова любви и похвалы и никогда не показывают своих чувств. В таких семьях перед детьми ставятся четкие границы поведения. При таком отношении родители рискуют воспитать очень грубого и жестокого человека. Чаще всего судьба у таких детей складывается совсем не так, как бы им хотелось.
- Модель уважающие родители является одной из самых предпочтительных для воспитания детей. Это родители, которые при воспитании детей использую метод кнута и пряника. Они строги со своими детьми, но в то же время очень любят их и не скрывают этого. Такое воспитание основано на тесном общении родителей с детьми. Дети знают, что им всегда помогут и никогда не оставят, чтобы не произошло. В таких семьях дети никогда не испытывают недостаток родительской любви. Ребенок чувствует себя уверенно и не боится ошибиться. Как правило, дети таких родителей самостоятельно решают проблемы, уверены в своих действиях и обладают высокой самооценкой. А самое главное, родители могут быть уверены, в том, что никогда не останутся одни [3].
На наш взгляд, представленныемодели поведения ярко демонстрируют взаимоотношения между родителями и детьми. Важно помнить, что семья играет большую роль в развитии и воспитании ребенка. Помните, что психологически ребенок будет здоров только тогда, когда в семье будет взаимопонимание и любовь. Сегодняшнее влияние родителей на поведение и развитие ребенка — это будущее самих родителей!
Для выявления психологического климата в семье мы использовали тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, который дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации. Данный тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них [1].
В данном исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Перед началом тестирования с детьми была проведена беседа, основанная на понимании того, что же такое семья и для чего она нужна человеку. При проведении анализа нами были выделены пять основных симптомокоммплексов:
- Благоприятная семейная ситуация
- Тревожность
- Конфликтность в семье
- Чувство неполноценности в семейной ситуации
- Враждебность в семейной ситуации
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты методики «Кинетический рисунок семьи»
Название симптомокомплекса |
Количество детей |
Соотношение в % |
1. Благоприятная семейная ситуация |
11 |
55 |
2. Тревожность в семье |
4 |
15 |
3. Конфликтность в семье |
2 |
10 |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1 |
5 |
5. Враждебность в семейной ситуации |
2 |
15 |
Из таблицы 1 видно, что у 11 детей выявлена благоприятная семейная ситуация, что составляет 55 %. Все члены семьи на рисунках объединены общей совместной деятельностью, линии нарисованных персонажей хорошо просматриваются, отсутствует штриховка. На рисунках у детей присутствуют все члены семьи. Тревожность просматривается в рисунках 4 детей — 15 %. Этот симптомокомплекс характеризуется наличием штриховки в рисунках, преобладанием вещей, стиранием изображенных персонажей, сильным нажимом. Такой симптомокомплекс как конфликтность в семье прослеживается в рисунках 2 детей — это 10 %. На рисунках у членов семьи отсутствуют основные части тела, наблюдаются барьеры между фигурами, отмечается выделение и изоляция отдельных фигур, а также наблюдается четкое выделение вещей. Чувство неполноценности в семейной ситуации выявлено лишь у 1 ребенка, что составляет 5 %. Характеризуется данный симпотомкомплекс расположение фигур в нижней части листа, изображением маленьких фигур, отсутствием автора на рисунках, изоляцией самого автора от других членов семьи, изображением персонажей слабой прерывистой линией. Враждебность в семейной ситуации прослеживается в рисунках 2 детей — 15 %. В рисунках наблюдается агрессия в изображении того или иного персонажа, деформированность в изображении фигур, обратный профиль. Все персонажи изображаются с раскинутыми в сторону руками, что является ещё одним из симптомов данного комплекса.
Подводя итоги данного исследования можно сказать, что больший процент составляют дети с благоприятной семейной ситуацией. Это значит, что в семье ребенок чувствует себя комфортно, у него нет поводов для тревоги, полностью отсутствуют конфликты между родителями, что способствует формированию благоприятного семейного климата. Как правило, дети из таких семей отличаются спокойствием, доброжелательностью и не испытывают трудностей при взаимоотношении со сверстниками.
Если говорить о неблагоприятных семьях, то здесь все намного сложнее. Дети в таких семьях постоянно испытывают чувство тревоги, а возможно даже и страха. Частыми в таких семьях являются конфликты между родителями, которые неблагоприятно сказываются на психическом состоянии ребенка. Как правило, дети в таких семьях вырастают жестокими, злыми, что в дальнейшем сказывается на их общении с окружающими.
Психологический климат семьи оказывает большое влияние не только на развитие ребенка, но и на формирование здоровой и полноценной личности [2].
Литература:
- Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки М: Смысл, 2000. — 146 с.
- Бортов Р. В. Семейные отношения. — М.: Проспект, 2000. — 250 с.
- Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.
- Юденкова И. В., Воронцова Н. И. Влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка.- Материалы Международной научно-практической конференции. — Пенза: Социосфера, 2011. — С. 135–138.