В статье рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации курсантов-первокурсников к условиям обучения в ведомственном вузе и способствующий повышению эффективности преподавания физики как базовой дисциплины.
Курсанты первого курса в начальный период своей учебной деятельности сталкиваются с рядом трудностей, связанных с резким переходом от методик преподавания, характерных для среднего образования к совершенно новым для них образовательным технологиям высшей школы. Необходимость включиться в учебный процесс с первых дней вступает в противоречие с трудностями, возникающими в начальный, адаптационный, период [1]. Подобные проблемы характерны для всей системы высшего образования. Они носят разнообразный, в том числе методический и психологический характер, и нередко первый год становится самым сложным годом за весь период обучения. Особенно ярко это наблюдается в ведомственных вузах, в том числе — в вузах МВД. Спецификой вуза МВД, в частности, является то, что абитуриентами института становятся выпускники средних школ всех регионов России, накладывает ряд особенностей на качественный состав курсантов первых курсов. По уровню базовой подготовки по профильным предметам, этот состав оказывается крайне неоднородным. Это подтверждает анализ уровня подготовленности курсантов первого курса радиотехнического факультета, проводимый в виде «входного контроля» на первых занятиях.
Базовые учебные дисциплины, с изучения которых курсанты начинают учебу в ведомственном вузе, выполняют важную роль по обеспечению дальнейшего успешного изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. На первом этапе изучения физики одной из основных задач учебного процесса является систематизация и восстановление школьных знаний. Однако, первые занятия по базовым дисциплинам выполняют не только образовательную функцию. Именно на них у курсантов должны быть выработаны общие подходы к учебному процессу, курсанты должны изучить виды учебных занятий и единые для вуза требования, связанные с их проведением, получить правильную психологическую установку на аудиторную и самостоятельную деятельность. Курсантам должны быть привиты навыки самостоятельной работы и работы с литературными источниками, которые являются особенно важными для решения проблемы устранения разницы в степени подготовленности курсантов путем дополнительных занятий «слабых» курсантов на самоподготовке. Роль преподавателя при этом сводится к контролю правильности выполнения заданий и консультированию. Для повышения эффективности самостоятельных занятий должен использоваться индивидуальный подход: в заданиях «сильным» обучающимся желательно давать дополнительно 1–2 задания повышенной сложности, требующих логического мышления, рассуждения и использующих внутридисциплинарные связи различных разделов дисциплины, а «слабым» — предусматривать дополнительные задания из школьного курса физики для устранения выявленных «пробелов». Например, задача 10.73 из раздела «Электрический ток» использует внутридисциплинарные связи разделов «Термодинамика» и «Электрический ток», знание законов Ома и Джоуля — Ленца [2]: В ртутном диффузионном насосе в единицу времени испаряется масса m = 100 г/мин ртути. Каково должно быть сопротивление нагревателя насоса, если он включается в сеть напряжением U = 127 В? Удельная теплота парообразования ртути q = 296 кДж/кг.
Для самостоятельной работы также желательно предусмотреть компьютерный практикум, разработанный преподавателями самостоятельно, например, [3], или профессиональный, например, электронные курсы компании Физикон «Открытая физика», «Открытая математика», «Открытая химия» и т. п.
Использование компьютерных экспериментов имеет большое значение. Во-первых, эксперимент, хоть и компьютерный, позволяет наглядно раскрыть исследуемые закон, закономерность, явление, процесс на высоком теоретическом уровне. Во-вторых, как метод обучения является интерактивным, развивающим самостоятельность и интеллектуальный потенциал обучающегося, упрочняющим усвоение материала. Кроме того, задания по компьютерному лабораторному практикуму могут выполнять отсутствовавшие, например, по болезни, курсанты в свободное время. Дополнительные занятия преподавателя с отсутствовавшими на занятиях далеко не всегда возможны по различным причинам, а самостоятельное выполнение компьютерной работы, аналогичной пропущенной, восполняет уровень знаний обучающегося. Применение заданий в форме компьютерных лабораторных работ показало, кроме того, возрастающий интерес курсанта к дисциплине.
Федеральные государственные образовательные стандарты предписывают осуществление научно-исследовательской деятельности обучающимися, поскольку она обеспечивает комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Важно отметить, что это предписание касается всех обучающихся. Научно-исследовательской деятельностью должны быть охвачены все без исключения обучающиеся. Научные работы могут выполняться как индивидуально, так и небольшими коллективами, причем, в коллектив могут быть включены не только обучающиеся, но и преподаватели, представители производственных организаций, научных центров и институтов. Для технических наук первый вариант предполагает, как правило, проведение небольшого экспериментального исследования, а второй — научно-исследовательскую работу довольно высокого уровня. Талантливых, обладающих большими способностями для изучения определенных дисциплин курсантов можно готовить к участию в международных Олимпиадах, конкурсах. Остальные должны быть охвачены исследовательской деятельностью на кафедрах вуза. Преподаватели должны давать посильные творческие задания, пользуясь индивидуальным подходом. В вузе ежегодно должен проводиться конкурс научно-исследовательских работ и учебно-методических разработок обучающихся. В ходе подготовки конкурсных работ стимулируются познавательный и поисковый виды деятельности, систематизируются приобретенные знания. Ценными дополнительными результатами являются:
обсуждение современного состояния и перспектив развития науки на вузовских конференциях, семинарах, круглых столах;
формирование навыков проектной и конструкторской деятельности;
обновление банка лабораторных работ по дисциплинам в соответствии с современными программным обеспечением и техническими разработками;
развитие навыков составления технически грамотных отчетов и документов и написания научных статей;
расширение тематики научно-исследовательской работы преподавателей.
Специфика ведомственного вуза, обилие новой информации, обязательная начальная профессиональная подготовка, подготовка к принятию присяги и, подчас, отсутствие возможности пользоваться библиотекой, приводят к тому, что на первых месяцах обучения первокурсник фактически дезориентирован и не представляет себе ни цели, ни структуры учебного процесса и способен лишь организованно посещать учебные занятия. При таком положении вещей курсант приходит на все виды занятий практически не подготовленным и, в результате, общая эффективность учебного процесса заметно снижается.
Помочь в разрешении приведенных проблем может создание методического сопровождения, разработанного для курсантов-первокурсников, в частности, по дисциплине физика, включающего в себя
учебно-методические материалы для подготовки к входному контролю,
методические рекомендации к различным видам учебных занятий,
информацию о модульной системе обучения (если используется),
информацию о рейтинговой системе оценки знаний,
информацию о научных кружках вуза;
перечень учебной литературы,
учебно-методические пособия, необходимые для подготовки к занятиям,
компьютерный лабораторный практикум.
С учетом современных условий, методические материалы должны быть продублированы в электронном виде. Большинство обучающихся имеют планшеты и другие мобильные устройства, и могут работать с электронными версиями документов, методических разработок, дидактических материалов, презентациями. видеолекциями, разработанными преподавателями.
Разработанные методические материалы должны содержать не только учебные материалы — конспекты лекций, задачи и методические указания для практических занятий, лабораторный практикум и видеофильмы, демонстрирующие проведение лабораторных работ самими курсантами, — но и давать сведения об организации учебного процесса в соответствующем вузе. Обучение в Воронежском институте МВД России организовано по модульно-рейтинговой системе [4]. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные и тематические модули и проводится регулярная оценка знаний и умений курсантов с помощью контроля результатов обучения по модулям и дисциплине в целом. Рейтинговая система оценки успеваемости обучаемых призвана усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого обучаемого, уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя, что способствует повышению качества обучения. В основе рейтинговой системы лежит постоянный контроль и оценка различных направлений деятельности курсанта с учетом коэффициентов значимости и определение индивидуального рейтинга курсанта. Индивидуальный рейтинг курсанта первого семестра обучения складывается из оценок, полученных на практических, лабораторных и семинарских занятиях, оценок контрольных работ и рубежного контроля; зависит от посещаемости учебных занятий с учетом отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок. Курсанту поясняется, что для получения высокого рейтингового балла требуется постоянная и напряженная работа в течение всего семестра с первого дня обучения.
В методических материалах должны объясняться основные формы организации учебного процесса с курсантами первого курса: лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, самостоятельная работа, контрольная работа. Данные виды занятий в системе Высшей школы существенным образом отличаются от форм обучения, практикуемых в средней школе. Соответственно курсантам первого курса, полезно заранее ознакомиться с особенностями каждого вида занятий, чтобы получать от них максимальную пользу.
Таким образом, разработка методических материалов по изучаемой дисциплине, в частности физике, дополненных информацией о самом учебном процессе может существенно оптимизировать процесс адаптации первокурсников к условиям вуза, оптимизировать учебную деятельность курсантов, способствовать развитию личности курсанта, повышению организационной культуры института.
Литература:
1. Сычев, И. В. Прикладные аспекты преподавания курса общей физики в Воронежском институте МВД России / И. В. Сычев, В. А. Логинов, С. В. Железный // Актуальные проблемы теории и практики профессионального образования: cборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Выпуск 2. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2014.
2. Волькенштейн, В. С. Сборник задач по общему курсу физики / В. С. Волькенштейн. — М.: Книжный мир, Профессия, 2008. — 328 с.
3. Казакова, Е. Л. Методические аспекты использования компьютерных технологий в лабораторном физическом практикуме / Е. Л. Казакова, А. И. Назаров // Физическое образование в вузах. Т. 15, № 3, 2009. — С.86–94.
4. Леванова, Н. Г. Модульное построение курса общей физики с применением компьютерных технологий / Н. Г. Леванова, С. Н. Потемкина, С. В. Талалов // Физическое образование в вузах.2006. т.12. № 1С.3841.