Проблемы совершенствования подготовки учителей русского языка и литературы в Кыргызской Республике и компетентностный подход
Байсубанов Мисирбек Турдубаевич, и. о. доцента
Ошский государственный университет (Кыргызстан)
Ключевые слова:учитель русского языка и литературы, компетентность, компетентностный подход, дидактическая подготовка, художественный текст.
В советское время подготовке высококвалифицированных учителей русского языка и литературы уделялось особое внимание, в том числе в Кыргызстане. В 1951 году был образован Ошский государственный педагогический институт, в котором подготовка учителей русского языка и литературы была приоритетной, был сделан акцент на качественной подготовке учителей русского языка и литературы. С тех пор в ОшПИ готовились хорошие специалисты по русскому языку и литературе. Студенты-филологи этого вуза занимали призовые места на республиканских олимпиадах, а выпускники специальности «Русский язык и литература» высоко котировались не только в республике, но и за ее пределами.
В 1950–80-х годах специальность учителя русского языка и литературы была одной из самых престижных в республике. В те годы по этой специальности готовили учителей 3 кыргызстанских вуза: Кыргызский государственный университет, Ошский педагогический институт и Прежевальский педагогический институт. В 1979 году был открыт также Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (ФПИРЯЛ) (ныне это БГУ — Бишкекский гуманитарный университет), который ежегодно осуществлял прием не менее 500 абитуриентов. В этот молодой тогда вуз были направлены работать лучшие языковеды, литературоведы и специалисты по методике преподавания русского языка и литературы. В те же годы учителям русского языка и литературы, работавшим в школах с нерусским языком обучения, выплачивалась надбавка в 30 % от основной заработной платы. Все это говорит о том, что вопрос о подготовке учителей русского языка и литературы и качественном обучении учащихся школ данным предметам решался на государственном уровне.
После распада СССР в связи с экономическим кризисом наше суверенное государство не могло уделять должного внимания социальной поддержке школьных учителей, подготовке педагогических кадров, в том числе и учителей русского языка и литературы. Такое положение дел негативно отразилось и на качестве обучения учащихся школ, и на качестве подготовки учителей русского языка и литературы. Самые талантливые, компетентные учителя стали уходить из школы, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи, и многие из них добились успехов в коммерции и бизнесе. В школах остались работать те, кого обычно называют балластом, из молодых же специалистов работать в школы приходили те, кому было просто некуда деваться. Стало не хватать учителей, необходимой методической литературы. Дошло до того, что в сельских школах русский язык и литературу стали преподавать учителя других специальностей, например, учителя физкультуры. Парадокс состоял и в том, что русский язык и литературу они преподавали больше на кыргызском языке, чем на русском. Конечно же, в школах продолжали работать и настоящие педагоги, мастера своего дела, любящие свою профессию. Но их было не так уж много, причем многие из них были предпенсионного или пенсионного возраста.
Появились проблемы и в подготовке педагогических кадров по русскому языку и литературе. Учебная, научная и методическая литература во многом устарела, многие сильные специалисты — языковеды, литературоведы и методисты — были уже в возрасте, некоторые были уже на пенсии либо покинули этот мир. Из-за приема вступительных испытаний в форме тестирования на специальность «Русский язык и литература» стали поступать слабые абитуриенты, отдельные из них даже не могли говорить по-русски. За 20 с лишним лет после распада СССР мы практически потеряли целое поколение молодых специалистов в плане качественной подготовки учителей. Теперь пришло время исправлять положение: нам сейчас необходимо готовить учителей русского языка и литературы новой формации, которые могут быть конкурентоспособными на рынке труда, обновлять свои профессиональные знания и умения, овладевать новыми технологиями обучения. Чтобы учителя русского языка и литературы были конкурентоспособными, необходимо готовить их на компетентностной основе.
«Компетентность — это знания, умения, навыки и приемы их реализации в сфере деятельности» (Л. Митина) или «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям» (В. Веснин) [1].
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией [2].
Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. Студент усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. При этом происходит развитие самопознания, самообразования личности.
В переходе к компетентностному подходу в обучении учащихся особая роль принадлежит учителю.
Правительством Кыргызской Республики приняты и принимаются меры по социальной поддержке школьных учителей. Так, в 2011 году учителям вдвое повышена зарплата, в 2012 году оплата труда повышена на 30 % учителям государственного (кыргызского) языка в столичных школах, а также учителям английского и русского языков в школах регионов республики, в 2015 году учителям школ также была существенно повышена зарплата..
Сегодня, в условиях глобализации и развития информационных технологий, одним из важнейших направлений в деятельности вузов должно стать создание условий для профессионально-личностного развития будущих специалистов, формирования их творческой индивидуальности и профессиональной компетентности.
Подготовка высокопрофессиональных и компетентных педагогов относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения, и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки учителей. В связи с этим актуализируется и проблема совершенствования подготовки будущих учителей русского языка и литературы.
Сегодняшний студент — завтрашний учитель русского языка и литературы должен иметь определенные знания о существующих проблемах и обладать умениями решать их для осуществления своей профессиональной деятельности. Совершенствование подготовки студентов прямо связано с организацией педагогического процесса в вузе.
Время учебы в вузе характеризуется сложностью становления личностных черт.
Вузовское образование требует от студента целенаправленной, систематической, планомерной, последовательной работы на всех этапах обучения. Усвоение студентом исторически сформированных знаний, формирование умений и навыков, процесс выбора и закрепления способов учебной деятельности протекают при постоянном самоконтроле.
В учебно-воспитательном процессе необходимо формировать у студентов положительное отношение к будущей профессии (интерес, склонности к ней), стремление совершенствовать свою квалификацию и удовлетворять духовные потребности (занимаясь умственным трудом в сфере избранной профессии), развивать идеалы, взгляды, убеждения, представления о престиже профессии. Положительное отношение к профессии начинается с возникновения профессионального интереса. Оно достигается путем разъяснения студентам целей и значимости избранной ими профессии, с помощью различных способов воздействия на сознание студентов.
Знакомя студентов со спецификой их будущей профессии, преподаватели начинают психологически готовить их к усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывают установки на самообразование и самосовершенствование.
Актуальность нашего исследования определена необходимостью формирования специальных компетенций будущих учителей русского языка и литературы и выявления дидактических условий, способствующих их эффективной реализации.
Сегодня современный педагог должен обладать следующими профессиональными и личностными качествами: владение навыками и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности, развитое педагогическое мышление, коммуникативные умения, потребность к самообразованию и самовоспитанию, организационные навыки. Для формирования вышеперечисленных компетенций у будущих педагогов необходимо совершенствовать дидактическую подготовку учителей русского языка и литературы в вузе. Поэтому современные цели подготовки учителей русского языка и литературы требуют усиления психолого-педагогической, дидактической подготовки учителей русского языка и литературы. В педагогических вузах преподаватели имеют высшее педагогическое образование и являются высококвалифицированными специалистами-филологами, но почти не имеют опыта практической работы в школе. Наш практический опыт работы со студентами показывает, что в период прохождения студентами педагогической практики проявляется слабая дидактическая подготовка будущих учителей русского языка и литературы к педагогической деятельности в средних общеобразовательных школах. Поэтому при подготовке будущих учителей русского языка и литературы необходимо особое внимание уделять их дидактической подготовке.
Дидактическая подготовка — это глубокое знание своего предмета, формирование профессионального мышления, формирование навыков педагогической деятельности, владение методикой преподавания,умение осуществлять межпредметные связи, умение проводить специальные занятия по курсу преподаваемого предмета, знание психологических особенностей возрастного развития учащихся и умение их использовать в своей практической деятельности, умение организовать внеурочную работу по предмету и пр.
Набор компетенций специалиста «задается», с одной стороны, основными заказчиками системы высшего профессионального образования — работодателями, государством и обществом, с другой — самим студентом, как будущим специалистом, и образовательной системой. Работодатели, общество, государство являются внешними по отношению к образовательной системе, но они-то, в конечном счете, и дают оценку качеству подготовки специалиста, прежде всего практической. Для работодателя важен высокий уровень профессиональной компетентности специалиста, предполагающий способность эффективно выполнять профессиональные функции, практически решать определенные классы задач и проблем.
Одной из основных специальных компетенций будущего учителя русского языка и литературы является умение работать с художественным текстом, умение анализировать его. Художественный текст допускает различные методы анализа своей структуры. Выделяются анализ и интерпретации произведения с лингвостилистической, литературоведческой, лингвострановедческой и общефилологической доминантой. Каждый из них требует специального рассмотрения в отдельных статьях. Мы считаем, что принцип общефилологического подхода является более оптимальным при формировании общепрофессиональныхи специальных компетенций у будущих учителей русского языка и литературы. Однако особое внимание обращается не только на правильное понимание текста студентом, но и на сам анализ произведения с литературоведческой точки зрения, с использованием соответствующей терминологии и синтаксических конструкций.
Литература:
- Митина Л. М. Психология профессионального развития. — М., 1998.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М, 2002.