The article analyzes the problem of the influence of cartoon products for the development of senior preschool children.Examined some features of domestic and foreign cartoons.The study aimed at identifying interest preschoolers to modern cartoon production.
Keywords: cartoon, children of senior preschool age.
В настоящее время проблема «дети и телевидение» волнует всех: педагогов, родителей, психологов, врачей. Телевидение для детей стало вроде «игрушки».
В детстве закладываются качества, которые ребенок будет использовать на протяжении всей своей жизни [4; 3, С. 159–160]. Ребенок нуждается во внимании родителей, которые должны в нем воспитывать моральные качества, но погруженные в свои проблемы родители, забывают об этом и вместо их внимания, ребенок получает внимание от телевизора. Особым вниманием у дошкольников (соответственно — значимым средством воспитания) пользуются мультфильмы.
В настоящее время существует множество каналов, которые круглые сутки показывают мультфильмы зарубежных киностудий. Отечественные мультфильмы на экранах TV можем увидеть гораздо реже. Когда ребенок просматривает мультфильм, он не замечает, что происходит вокруг него. Исследования многих ученых подтверждают, что мультипликационная продукция оказывает влияние на психическое и психологическое состояние ребенка. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору. Порой после просмотра мультфильма у ребенка может проснуться не только агрессия, но и чувство страха.
Многие родители рано или поздно задумываются над вопросом: «Какие мультфильмы смотреть их ребенку?». По мнению психолога И. Я. Медведевой к выбору мультфильма нужно подходить осторожнее, чем к выбору книги, ведь зрительный образ воздействует на ребенка сильнее.
Рассмотрим некоторые особенности современных мультфильмов, при этом условно в рамках данной работы сравним продукцию отечественного и зарубежного производства.
Говоря об «отечественных мультфильмах» можно отметить, что в них отражается положительная для ребенка картина мира и в основном — где добро побеждает всегда зло. В добрых картинах, как правило, существуют также злые персонажи, которые быстро перевоспитываются. Считаем, что такие мультфильмы полезны детям, поскольку демонстрируют правильную модель поведения: как помогать другим, как быть хорошим другом и как заводить друзей.
На наш взгляд, особым воспитательным потенциалом обладают такие мультфильмы как: «Самый маленький гном». Маленький гномик по имени Вася стремиться делать, что — то хорошее, в каждой серии Гномик Вася спасает сказочных героев из беды: трех поросят, козлят и многих других персонажей. Вася самый маленький в лесу и при этом он побеждает волка, а главное, что если кому, то нужна помощь, то гномик Вася всегда придет на помощь и рост не имеет значения.
В мультфильме «Самый большой друг» как и в жизни, добрыми и отзывчивыми являются не большие и сильные, а маленькие и слабые. В Африке живет злой крокодил и девочка со своими друзьями. На титул лучшего друга девочки претендует бегемот, а крокодилу вся эта дружба надоела, и он решил съесть девочку. Все маленькие друзья (цыпленок, щенок) ее выручали, а бегемот струсил и убежал. В конце мультфильма девочка говорит бегемоту, что он поступил плохо, — бросил ее в беде.
Обратимся к некоторым мультфильмам зарубежной киноиндустрии. Весь мир и фон к примеру «американских» мультфильмов лежит во зле, и только мелкие крупицы добра, в роли, например, «Черепашек — ниндзя» спасают этот мир. В этих мультфильмах злодеев побеждают, всегда применяя физическую силу, тогда как в отечественных мультфильмах главный герой старается перехитрить или уговорить злодея не совершать плохой поступок. В мультфильмах зарубежного производства, как правило, не бывает коллектива и присутствует конкуренция.
Есть и прекрасные мультфильмы киностудии «Уолта Диснея», такие как «Золушка», «Король лев», «Белоснежка» и другие. Эти мультфильмы несут в себе доброту. Однако такие мультфильмы редко транслируются, гораздо чаще «Губка Боб квадратные штаны», «Симпсоны», «Гриффины», «Южный парк», то есть мультфильмы, которые несут в себе агрессию, драки, сражения и даже насилие и убийство, где присутствуют нецензурные сцены и лексика.
Рассмотрим такой мультфильм как «Вуди и его друзья», который достаточно часто транслируется на различных каналах. В нем один повторяющийся сюжет: человек, который занят всегда каким-то очень важным делом; и есть самолюбивый дятел Вуди, который всегда развлекается. В результате действий получается, что «трудяга»мешает дятлу развлекаться и терпит сокрушительное поражение в конфликте, а дятел Вуди показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками. Если ребенок возьмется брать пример с дятла Вуди, то его поведение будет противоречить общественным нормам и этике. Такой «мультик» воспитывает антисоциальную личность. Он учит детей достигать превосходства над окружающими любыми способами и средствами.
В сюжетно-ролевых играх дети подражают своим любимым героям, они усваивают нормы поведения, социальные роли. Ребенок копирует жесты, мимику, манеру поведения персонажа. Из-за подражания мультгероям может складываться неправильное мышление, образ, что будут способствовать конфликту с другими детьми и родителями.
Нами было проведено исследование на базе МБДОУ № 52 г. Арзамаса. Цель исследования: выявить, как часто дети смотрят телевизор, и какие мультфильмы больше всего они предпочитают смотреть. Всего в нашем исследовании приняли участие 30 детей (100 %) старшей группы детского сада (5–6 лет).
Детям задавали вопрос: «Чем вы занимаетесь дома, когда приходите из детского сада?». 52 % ответили, что смотрят телевизор, 25 % предпочитают играть в игрушки, 10 % занимаются художественной и познавательной деятельностью и 13 % прочее, сюда входит времяпровождение со взрослыми, прогулка, посещение различных развивающих центров (рис. 1).
Рис. 1.
Можно сделать вывод, что большинство детей предпочитают смотреть мультфильмы, чем развивать художественные навыки или просто поиграть. Ребенок не в силах оторваться от телевизора самостоятельно, в этом ему должен помочь взрослый [5; 311]. Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям.
Следующим был вопрос: «Какие мультфильмы больше всего нравятся?». Большая часть детей, а это 58 % ответили, что это «американские» мультфильмы (некоторые мультфильмы дети перечислили сами: «Том и Джерри», «Шрек», «Губка Боб квадратные штаны», «Котопес», «Эй, Арнольд» и многие другие). Такие мультфильмы не несут никакого смысла, в мультфильмах присутствуют различные сцены избиения, издевательства и т. д. Остальные (29 %) любят мультфильмы отечественного производства, в которых герои не избивают злодеев, а решают проблему другими путями, проявляя при этом смекалку. Остальные (13 %)смотрят мультфильмы как зарубежного, так и отечественного производства (рис. 2).
Рис. 2.
Из диаграммы видно, что дети предпочитают мультфильмы зарубежного производства, в которых персонажи нарушают общепринятые правила, которых никто не наказывает. В итоге, у ребенка дошкольного возраста закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
Подводя итог, отметим, что полученные в ходе исследования результаты настораживают и дают почву для размышлений и педагогам, и родителям. Мультфильмы оказывают большое воздействие на детей дошкольного возраста [2]. Они формируют у ребенка представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого. Считаем, что родители могут с раннего детства прививать интерес к мультфильмам, в которых есть мораль, добро, положительные примеры решения проблем.
Литература:
- Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. — 2006. — 32 с.
- Баринова М. Н. О влиянии мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста / М. Н. Баринова, Т. В. Наумова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование, 2014. — № 6 (10), С. 19.
- Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. — С — П.: Праен-Еврознак, 2003. — 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).
- Наумова Т. В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т. В. Наумова,О. Б. Тихомирова // Наука и Мир, 2014. — № 1 (5). — С. 306–309.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога: издание третье / Г. А. Широкова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 384 с.