За последние двадцать лет компьютерные технологии вышли за пределы узкоспециализированной среды научно-технического процесса и стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Информационно-коммуникационные технологии изменили информационное пространство современного человека как по характеру, содержанию, объёму, так и по степени воздействия. Однако наряду с положительными аспектами применения информационно-коммуникационных технологий выявляются и тревожные тенденции. Соразмерно распространению цифровых технологий возрастает и число компьютерозависимых подростков.
Компьютерная зависимость является сложным явлением, поэтому требует детального изучения с различных точек зрения и в различных научных сферах. Анализ научных работ показывает, что проблемы компьютерозависимого поведения подростков изучаются в рамках психологии, социальной педагогики (Е. А. Войскунский, М. Гриффинс, А. Е. Жичкина, М. С. Иванов, Е. И. Изотова), медицины (Т. Ю. Бальбот, М. Н. Степанова, Л. Н. Юрьева, К. Янг).
На сегодняшний день сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое и практическое осмысление проблемы компьютерной зависимости у несовершеннолетних в рамках педагогической науки. Это обусловлено стремительным распространением компьютерной зависимости в молодёжной среде, социальным запросом общества на содействие семье, личности в оказании специальной профилактической помощи и тем технологическим арсеналом, которым обладает современная педагогическая наука.
Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов. Впервые термин «аддикция» применительно к взаимодействию человека с компьютером был использован М. Шоттон в 1989 году. Более основательные исследования данного феномена стали появляться в середине 90-х годов XX века. С этого времени компьютерная аддикция стала рассматриваться как значимая проблема (В.Бреннер, М. Гриффитс, Р. Дэвис, Л. Н. Юрьева и др.) [6].
Для более глубокого исследования изучения темы необходимо дать ряд определений:
Компьютерная зависимость рядом современных ученых определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. (К. Керделлан, Г. Грезийон.) [2, с. 48].
Профилактика:
1) совокупность мер по предотвращению чего-либо;
2) система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [3, с. 33].
Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [3, с. 34].
Современный ученый И. В. Бурлаков выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику:
Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.
Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.
Третичная профилактика имеет отношение к людям с патологической зависимостью и призвана способствовать предотвращению срывов в период ремиссии. [2, с.39]
Компьютерная зависимость подростков — это один из видов аддиктивного поведения в современном обществе [1]. Данное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В соответствии со спецификой аддиктивного поведения учёные выделяют следующие принципы психопрофилактической работы:
комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
массовость (приоритет групповых форм работы);
позитивность информации;
минимизация негативных последствий;
личная заинтересованность и ответственность участников;
максимальная активность личности;
устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).
Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в МБОУ «СОШ» № 2 г. Судогды было проведено исследование среди учащихся 7 «А» класса в количестве 25 человек. Тестирование обнаружило, что 52 % опрошенных много времени посвящают компьютеру, а у 16 % тестируемых ярко выражены симптомы компьютерной зависимости (рис.1).
Рис. 1.
Опробованная в системе профилактической работы программа по первичной профилактике компьютерной зависимости среди подростков показала, что процент детей, имеющих признаки зависимого поведения, снизился с 68 до 53 %.
Положительный эффект был достигнут в результате использования учебно-воспитательных приёмов, направленных на сохранение психологической безопасности образовательной среды и творческого подхода в решении данной проблемы.
Для профилактики компьютерной зависимости психологи дают родителям следующие советы:
- Регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером.
- Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
- Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.
- Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
- Предложить другие возможности время препровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).
- Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
- Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
В случаях, если самостоятельно родители не могут справиться с проблемой, нужно обратиться к психологам в специализированные центры.
Литература:
- Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. — 2-е изд. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. — 480 с. ISBN 978–5-89145–025–7
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. — 528 с. ISBN 978–5-85270–230–2
- Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. ISBN 978–5-7695–7365–1
- Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов, М. В. Данилова, Т. В. Егорова и др.; под ред. В. А. Попова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 176 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN 978–5-7695–7425–2
- Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестник МГУ. — 1991. — № 14. — С. 27–39
- Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск: Пороги, 2006. –196с. ISBN 966–525–697–1