Рассмотрены основные на сегодняшний день проблемы в налоговом планировании, важность и необходимость которого определено современным налоговым законодательством РФ.
Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое планирование, деятельность предприятия, налогоплательщик, уклонение от налогов.
Современное налоговое законодательство РФ позволяет отмечать важность развития такого правового института, как налоговое планирование.
Необходимость налогового планирования определена действующим механизмом экономики, учитывая различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.
Как известно, налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Представляя собой составную часть управленческой деятельности, налоговое планирование является одним из базовых инструментов эффективности функционирования предприятия. При этом в условиях фискальной политики РФ на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства использование методов налогового планирования позволяет предприятию выжить.
Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы его функционирования. Результаты данных исследований нашли отражение как в зарубежной литературе (например, работы Д. Кэмбелла, Е. Томсетта и Д. Джонсона), так и в отечественной: серьезные исследования в данной области выполнены российскими учеными Акулининым Д. Ю., Галимзяновым Р. Ф., Рюминым С. М., Горбуновым А., Кожиновым В.Я и многими другими.
Так, по мнению к. э.н. Д. Ю. Акулинина, налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности — это процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств посредством выбора оптимального сочетания и построения различных правовых форм деятельности и размещения активов в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства [1].
По мнению С. М. Рюмина, налоговое планирование — это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью минимизации налогов [2].
При этом на фоне положительных сторон налогового планирования отмечаются определенные несовершенства в данной области. На наш взгляд, на сегодняшний день следует выделить несколько основополагающих проблем в налоговом планировании
Во-первых, рассматриваемые проблемы связаны с уклонением от уплаты налогов налогоплательщика вследствие совершения им налоговых преступлений или правонарушений, а именно, нарушением уголовного и налогового законодательства. Это зачастую происходит в виде уклонения от постановки на учет в налоговой службе, несвоевременного или полного непредставления документов в налоговую базу, а также незаконного использования льгот или неуплаты налоговых сборов. За уклонение от уплаты налогов предусмотрена ответственность в виде административной, правовой, финансовой и уголовной ответственности [3].
В законодательной базе действия и последствия действий, совершаемых в сфере налогообложения подразделяют на [2]:
Уклонение от налогов некриминального характера — это действия, при которых налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, но которые не имеют состава преступления и не несут в себе возможности применения мер уголовной ответственности.
Уклонение от уплаты налогов криминального характера — это действия, при которых налогоплательщик нарушает не только налоговое законодательство, но и имеют состав преступления, и несет в себе применение мер уголовной ответственности.
Следует отметить, что не всегда граница между налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов бывает так ясна и очевидна. В этом и скрывается одна из опасностей, подстерегающих налогоплательщиков, которые используют методы налогового планирования для снижения налоговых платежей самостоятельно, не имея должного опыта и квалификации в этой области.
Во-вторых, не менее значительным проблемным аспектом налогового планирования выступает тот факт, что при выборе способа минимизации налогового бремени не в полной мере учитывается тот факт, что законными должны быть не только формальная сторона операции и ее документальное (договорное) оформление, но и ее содержание, мотивы, цели и т. д. Имеется ввиду не соответствие оформления реальных хозяйственных операций законодательству, придающее им иной смысл, переоформление договоров и изменение их содержания после фактического исполнения, неправильное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, основанное не на сути самой операции. Например, договор аренды оформляется как договор о совместной деятельности, трудовой договор — как договор подряда, договор на оказание рекламных услуг — как договор на оказание информационных услуг или спонсорской помощи и т. д. Определенные процессуальные трудности в доказывании факта таких действий, истинных целей сторон, а следовательно, притворного или фиктивного характера таких сделок не дают оснований для признания их законными.
В-третьих, к существенной проблеме, подстерегающей налогоплательщиков при планировании налоговых платежей, следует отнести то, что стремление к их минимизации может привести к существенному снижению уровня правовой защищенности налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности в его отношениях с контрагентами и/или работниками. В частности, использование тех или иных форм гражданско-правовых договоров, дающих налогоплательщику максимальные налоговые выгоды, может привести к потере им ряда гарантий в области частного права, например, лишить его права в законном порядке приостанавливать определенные отношения с контрагентами, взыскивать убытки или каким-то иным способом защищать свои права.
В российском законодательстве на протяжении последних десяти лет наблюдается определенный застой в выработке норм по противодействию уклонению от уплаты налогов. В связи с этим возникает острая необходимость к активному регулированию налоговых правоотношений. Таким образом, легитимность налогового планирования, его целевая направленность на интерес налогоплательщика и экономический интерес государства позволяет рассматривать налоговое планирование в настоящее время как объективное положительное социально-экономическое явление.
Литература:
- Д. Ю. Акулинин. Экономика, Финансовое обеспечение и налогообложение инновационной деятельности: учебное пособие. Т.: Издательство ТГУ, 2011.
- Электронный ресурс: http://www.cfin.ru — корпоративный менеджмент (дата обращения 18.02.2013)
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru (дата обращения 19.02.2013)