В современных условиях важной задачей образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся. Информационные компьютерные технологии становятся эффективным средством, которое способствует расширению образовательного пространства.
Мы живем в век развития современных информационных технологий, когда огромное количество информации оказывает большое влияние на любого человека.
Сейчас надо уметь получать информацию из различных источников, пользоваться ей и создавать ее самому. Использование ИКТ даёт учителю новые огромные возможности в преподавании иностранного языка. Использование мультимедийных средств обучения — закономерный этап развития педагогических технологий.
В «Словаре методических терминов» есть определение: «Информационные технологии-это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий».
В учебном процессе часто используются такие средствам ИКТ как:
- электронные энциклопедии и справочники,
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- образовательные ресурсы Интернета,
- тренажеры и программы тестирования,
- видео и аудиотехника,
- DVD и CD диски с иллюстрациями,
- интерактивная доска
- проекты и научно-исследовательские работы
Основные цели использования информационно коммуникативных технологий на уроках английского языка:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Использование ИКТ на уроках английского языка — это требование настоящего времени. Учитель затрачивает больше времени на подготовку к уроку, но результат того стоит, так как информационно-коммуникативные технологии создают идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности обучающихся.
Использование этих средств на уроках помогает создать в классе атмосферу взаимопонимания и сотрудничества между детьми, стимулирует активность и творчество у учащихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности, развивает мотивацию.
На своих уроках мы используем такие технические средства как аудио, видео, компьютер, проектор. Все эти технические средства помогают нам успешно справляться с решением задач современной образовательной системы.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет нам реализовывать методические, дидактические, педагогические и психологические принципы, делает процесс обучения занимательным и креативным. Мультимедийные презентации активно применяются в процессе обучения. Учащиеся используют Интернет, чтобы найти материал и подготовить проект.
Для подготовки презентации ученик должен провести научно-исследовательскую работу, использовать и изучить большое количество источников информации и выбрать необходимый материал. Каждая презентация- продукт индивидуального творчества, индивидуальной работы. В процессе работы над презентациями развивается мотивация к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания ученика, кругозор, развиваются интеллектуальные функции.
Мультимедийная презентация даёт прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка. Мультимедийная презентация с иллюстрациями, звуком делает урок занимательным и красочным. Презентацию учитель может подготовить сам или подключить к работе детей. Готовя презентацию, ученик учится логически правильно строить своё выступление. Он учится выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность, логически рассуждать, сопоставлять и сравнивать полученный им материал.
Мультимедийные презентации могут быть использованы на «открытых» уроках, на текущих уроках, на внеклассных мероприятиях. Мультимедийные презентации необходимо использовать на уроках по практике речевого общения — у школьников появляется возможность осуществить межкультурную коммуникацию, приобщиться к духовному миру страны изучаемого языка, узнать о её традициях и обычаях. Учащимся предоставляется возможность в яркой, образной форме познакомиться со страной изучаемого языка. Визуальное восприятие детьми информации намного эффективнее, чем восприятие на слух.
На уроках английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков. Каждая тема всегда заканчивается повторением, закреплением и обобщением изученного материала. Учащимся можно предложить на данном этапе повторения создать проект. Работая над презентацией учащиеся систематизируют приобретенные знания и применяют их на практике. Учащимся интересен такой вид работы, они видят результат своей деятельности и работают над презентацией с удовольствием. С каждым разом учащиеся выполняют мультимедийные презентации более качественно.
Готовясь к урокам, мы часто сталкиваемся с проблемой отсутствия раздаточного материала. Решить эту проблему помогают мультимедийные презентации.
На сегодняшний день универсального метода обучения детей английскому языку через информационно-коммуникативные технологии нет. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Многое зависит педагога, его профессиональной компетенции и использования мультимедиа средств в своей работе.
В настоящее время только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления недостаточно. Необходима информация, отражающая разные точки зрения на одну и ту же проблему, дающая учащимся пищу для размышлений, анализа, самостоятельных выводов, сравнения.
Роль педагога меняется на уроке при работе с ИКТ, его основная задача — поддерживать и направлять учащихся в их работе. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества. Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно вошли в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий на уроках расширяет рамки образовательного процесса, способствует повышению мотивации учащихся в обучении, развитию интеллектуальных, творческих способностей, их умений самостоятельно приобретать знания.
Делая вывод, хочется сказать, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой и очень важной частью информационно-образовательной среды.
Использование информационно коммуникативных технологий делает процесс обучения более эффективным, интересным, способствует развитию личностных качеств учащихся.
Использование ИКТ — необходимость в образовательном процессе и важная часть жизни современной школы.
Обучение английскому языку с помощью ИКТ характеризуется такими особенностями:
Возможностью двустороннего общения ученика с учителем.
Доступом разным источникам языковой и неязыковой информации.
Учитель может использовать презентации, документальные фильмы при обучении английскому языку. Можно сделать вывод, что объем выполненных заданий на уроках с использованием информационно коммуникативных технологий значительно больше того, что было бы сделано на обычном уроке.
Использование информационно компьютерных технологий позволяет повысить качество обучения, решать такие задачи как–наглядность, доступность, индивидуальность, самостоятельность, помогает активизирует учебно-познавательную деятельность и осуществлят индивидуальный подход к каждому ученику.
Конечно, необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда эта работа действительно необходима.
Литература:
- Биболетова М. З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, № 3. 1999.
- Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008.
- Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 3, 2002.
- Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
- Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах. — СПб.: Союз, 2001.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во просвещение, 2004.
- Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, № 2, 2002.