Проблема сохранения, исследования, популяризации и грамотного использования объектов культурного и природного наследия Чеченской Республики, подвергшегося столь суровому военному испытанию в конце ХХ века и в начале ХХI века, приобрела в настоящее время особую остроту и актуальность. Значимость его в современной жизни определяется Основным Законом (Конституцией) как Российского государства, так и Чеченской Республики, который закрепляет конституционную обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе, связанным с объектами культурного наследия [10,11].
Культурное наследие — это объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющих особую историческую, художественную, эстетическую и научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений. Ценностная характеристика культурного наследия определяется не столько в денежном эквиваленте, сколько в непреходящем значении как источника изучения и вдохновения.
Культурное наследие Чеченской Республики представляет собой уникальную, самобытную ценность для многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Изучение, сохранение и популяризация этого наследия, а также создание вокруг него полноценно развивающейся социально-экономической среды является залогом туристской привлекательности нашего региона.В настоящий момент значительная часть культурного наследия Чеченской Республики находится под угрозой утраты или снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов. Проблема этой ситуации во многом продиктована снизившимся в последнее время объемами и качеством работ по сохранению памятников (ремонт, реставрация, консервация и т. п.), а также снижением (отсутствием) финансирования.
Физическое состояние памятников истории и культуры Чеченской Республики находящихся на учете и государственной охране, почти на 88 % характеризуется как неудовлетворительное и около 73 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по защите от разрушения и повреждения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические [4].
На памятники культурного наследия пагубно влияют не только силы природы, но и поведение самого человека. Утрата памятников, искажение их первоначального вида происходит по воле людей и при, казалось бы, обычном течении жизни. В большинстве случаев основной опасностью для памятников истории и культуры является активное строительство, в результате чего происходит разрушение исторической среды вокруг памятников. Башенные средневековые поселения, расположенные в горной части республики меняют свой облик — строятся современные дома, воссоздаются когда-то утраченные памятники. Но при этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторической среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с национальными традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся новоделы из чуждого для этих мест материала (красный кирпич, сайдинг, пластик и т. д.), что приводит к визуальному нарушению окружающего ландшафта.
Пагубной для объектов культурного наследия оказывается и неквалифицированная реставрация. Приходится констатировать тот факт, что ничто не может существовать вечно на земле. Поэтому некоторая часть культурного наследия постепенно разрушается в силу разных причин: в силу естественного срока их существования; из-за неблагоприятных условий пользования; разрушения в аварийных ситуациях; из-за непригодных или неправильно примененных способов консервации и т. д.
Значительная доля памятников, особенно находящихся под открытым небом (склеповые и башенные сооружения и комплексы), стареет естественно. А за старением ухудшается техническое состояние памятника и наступает его разрушение. Но скорость износа, обветшания памятников зависит от действий, направленных на сохранение культурного наследия и отношения к ним со стороны органов государственной власти. Речь может идти о нескольких десятках лет, а может и о столетиях.
К настоящему времени многие памятники нашей истории и культуры уже перестали существовать (Юрдинская жилая башня, Тертийская боевая башня и там же несколько жилых башен) или находятся под угрозой исчезновения (Гучум-Калинская боевая башня, Башин-Калинская и Нихалойская наскальные башни). Чаще всего это — результат негативного воздействия, как природных процессов, так и экологических последствий.
Появились новые ситуации, особенно в горной местности, оказывающие отрицательное влияние на состояние памятников:
1) транспортная вибрация — от нее дают трещины и разрушаются стены (верховье Чанты- и Шаро-Аргуна, в основном передвижение военного транспорта);
2) подтопление грунтовыми водами, переувлажнение грунтов, что ослабляет основание сооружений (Макажойская мечеть);
3) распашка территорий памятников (Саттойский архитектурный комплекс), образование карьеров на близком расстоянии от памятников (Ушкалойские башни близнецы), дорожное и другое строительство и т. п. То есть нарушения геологической среды в результате хозяйственной деятельности;
4) обезлюдение сельских поселений. Что влечет за собой бесхозность и заброшенность памятников (сс. Кезеной, Садой, Орсой, Харкарой, верховье реки Шаро-Аргуна, Малхиста, Майсты, Хилдехарой, Галанчожская котловина).
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73 — ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» основной задачей в сфере культурного наследия является реализация прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры [7].
На территории Чеченской Республики функционирует Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, расположенный в пределах пяти горных районов республики, общей площадью 233,8 тыс. га. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176, Аргунский музей-заповедник включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения [8].
С Аргунским музеем-заповедником мы имеем комплекс памятников, достоверно связанных с этнической историей и культурой чеченцев.На территории музея-заповедника представлены практически все типы памятников разных эпох общественного развития, хронологический диапазон которых охватывает период со II-го тысячелетия до н. э.- по настоящее время. Вовлечение памятников природы, истории и культуры, расположенных на территории Аргунского музея-заповедника в инфраструктуру туризма способствовало бы формированию привлекательного образа (имиджа) республики за ее пределами.
Следует отметить, что сегодня интерес к своему культурному наследию и беспокойство за его состояние уже не являются делом отдельных специалистов и общественных групп. Органы государственной власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного наследия, подчеркивается необходимость принятия мер по защите памятников от дальнейшего их разрушения и утраты.
На сегодняшний день в республике, расширен масштаб работ различных учреждений и организаций по выявлению, сохранению, использованию и публичному представлению памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения. Важно превратить жителей и посетителей рекреационных территорий из потребителей природных ресурсов в союзников и помощников в деле сохранения культурного и природного наследия.
Российский историк культуры Д. С. Лихачев отмечал: «Любой памятник — архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т. д. — есть памятник культуры, прежде всего» [5].
От действий, направленных на сохранение и использование культурных, исторических и природных ресурсов зависит успешное развитие туризма, а следовательно и массовое привлечение потенциальных туристов. Проведение реставрационных, консервационных и ремонтно-восстановительных работ на памятниках культурного наследия еще не значить, что надо ограничиться этим. Далее необходимо это наследство активно включать в современную социокультурную ситуацию [1,3].
Сегодня горная часть Чеченской Республики превосходная площадка для развития экологического туризма как инструмент устойчивого развития территории.
В горной Чечне разработаны до 20-ти эколого-туристских маршрутов. Наиболее перспективные из них, на наш взгляд те, что проложены в западной, центральной и восточной части на территориях бассейнов рек Шаро-Аргун, Чанты-Аргун, Гехи, Рошня, Хулхулау, Фортанга, Ансалта и Гумс. Указанные маршруты пролегают по живописнейшей местности горной зоны со слабо измененной и почти дикой природой [2,6].
Развитие туризма как механизм устойчивого развития горных территорий предполагает разработку органами исполнительной власти Чеченской Республики комплекса мер (организационных, исследовательских, экономических, инфраструктурных и т. д.), которые позволят комплексно развивать индустрию туризма и рекреации территории. По нашим предварительным подсчетам развитие туризма и рекреации в Чеченской Республике позволит создать дополнительные 5–6 тысяч рабочих мест и поднять занятость населения горных территорий. Это позволит построить объекты всех видов спортивного туризма, дорожную инфраструктуру, придорожные отели, торговые площадки, даст новый импульс развитию народных промыслов, связанных с сувенирными изделиями и т. д. [1,9].
В целях устойчивого развития горных территорий и рекреации необходимо провести следующие мероприятия:
- Необходимо провести экологический мониторинг недвижимых объектов культурного наследия республики, что позволит выявить наиболее проблемные в рассматриваемом отношении памятники.
- Необходима комплексная республиканская программа по развитию туризма и рекреации в горной части Чеченской Республики.
- Необходимо объединить задачи по сохранению объектов культурного наследия и развитию туризма таким образом, чтобы они дополняли друг друга, а не подавляли сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.
- На наш взгляд имеются некоторые проблемы в развитии туристического комплекса Чеченской Республики. Это отсутствие на должном уровне качественной туристской инфраструктуры, невысокий уровень сервиса, слабо развита транспортная сеть в горных районах, регламентированный режим посещения отдельных мест горных районов, как для Россиян, так и для иностранных граждан. Некоторые ограничения, связанные с удовлетворением потребностей (с сохранением природных ресурсов), стоит рассматривать как обязательства нынешнего поколения перед правами (на природные ресурсы) будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Литература:
- Алхазуров М. И. Становление и развитие Чеченской Республики: историко-политологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2006.
- Батыжева Л. Ш., Давлаков М. В. Формирование государственной системы инвестиционной поддержки туристской отрасли Чеченской Республики. Вопросы структуризации экономики. 2009. № 4. С. 62–65.
- Гайсумова Л. Д. Экономико-географические особенности развития межрегиональных экономических отношений Чеченской Республики [Текст] / Л. Д. Гайсумова, Р. А. Гакаев, Л. Б. Халикова // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108–111.
- Отчет Департамента по охране культурного наследия (памятников истории и культуры) Чеченской Республики за 2014 г.
- Полякова М. Л. Охрана культурного наследия России. — М.: Союз, 2005. С. 62.
- Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). С. 146–149.
- Федеральный закон № 73 — ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
- Хаджиев Р. М. Рациональное использование природного и историко-культурного наследия Чеченской Республики на примере Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника С. 403–407 // Сборник материалов I Международного конгресса «Пространство этноса в современном мире». — Грозный: ЧГУ, 2014. С. 405.
- Gakaev R. A. To the question of predisposition landslides in mountain landscapes of the Chechen Republic. В сборнике: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года Cборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. С. 35–38.
- http://dogovor-urist.ru/ Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г.
- http://chechnya.gov.ru/Конституция Чеченской Республики от 23.03.2003 г.