В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамика развития межкультурной толерантности студентов на 1 и 2 курсах обучения, предложены рекомендации по развитию межкультурной толерантности студентов вуза.
Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.
Россия является многонациональной страной на территории, которой проживает более 190 народов. В связи с событиями последних лет (смешение наций, усиление террора и межнациональных конфликтов), происходящих в мире, остро встает вопрос о толерантности среди молодежи, в частности у студентов, которые в дальнейшем будут работать с людьми. На сегодняшней день проблема толерантности возникает именно у студентов ВУЗов, где реализуются программы обучения иностранных студентов. С каждым годом число университетов, обучающих студентов разных национальностей, возрастает. Данный показатель поднимает рейтинг высших учебных заведений и делает их наиболее престижнее.
Именно в России психологи и этнологи впервые стали изучать толерантность, которая нужна для поддержания мира в гражданском обществе.
Понятие толерантности возникло относительно недавно. Многие люди не понимают и не осознают истинного смысла данного определения. Согласно социологическому словарю термин толерантность происходит от латинского слова «tolerantia», что означает терпение, а также терпимость к чужому образу жизни, привычкам, манерам, идеям и т. д.
В процессе историко-культурного развития менялось общество, человеческие взаимоотношения подвергались различным идеям и происходило становление философской мысли, что привело к изменению категории толерантности. Поэтому определение толерантности было сформулировано как активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Психологи В. П. Бездухов, Н. А. Асташова, А. В. Кирьякова и А. Г. Асмолов рассматривали толерантность как основу социально-психологического бытия, как ценность общества. [1,2] По их мнению, толерантность — это некий совокупный феномен, который определяет отношение человека не только к себе, но и окружающему миру. Толерантность как ценность не рассматривается вне отношения к человеку, поэтому толерантность выступает как цель (ориентир) активности личности.
Толерантная личность должна иметь такие психолого-этические линии, как: ответственность, гуманность, уверенность в себе, эмпатию, самообладание, чувство юмора, защищенность.
Методы, способствующие формированию межэтнической толерантности, применяемые педагогами в ВУЗах, направлены на:
принятие и признание студентами других этнокультурных групп;
формирование положительного отношения студентов к культурный различиям;
повышенную восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации;
формирование у студентов способности находить положительное и важное для самого себя;
признание студентами права людей на тот образ жизни, который присущ данной культуре;
Качества, формируемые педагогами в этой области, должны быть у каждого гражданина нашей страны.
Интолерантность (нетерпимость) в наше время является одной из множества глобальных проблем, которая требует решения. Интолерантная личность характеризуется нетерпимостью, невежливостью, пренебрежительным отношением к людям другой национальности. Важную роль в борьбе с нетерпимостью на уровне личностного сознания играет образование.
Для оценки толерантности студентов мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности». Основу его составляют отечественные и зарубежные данные по исследуемой теме [4]. Опросник состоит из трех субшкал, направленных на исследование этнической толерантности, социальной толерантности, толерантности как черты личности.
Наше исследование проводилось на базе АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, где в качестве респондентов выступили студенты 1 и 2 курсов, обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Данный профиль подготовки мы выбрали не случайно. На наш взгляд, именно у студентов данного направления необходимо развивать межкультурную толерантность, т. к. они будут работать с различными категориями людей и помогать им. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по данному направлению подготовки обозначено, что по окончанию курса, бакалавр должен уметь выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий. Этого невозможно достичь без формирования у студентов, на протяжении всего срока обучения, межкультурной толерантности. Исследуемая группа в целом дружелюбно относится друг к другу, хотя в ней иногда происходят конфликты.
Результаты нашего исследования показали, что на 1 курсе 36 % студентов — первокурсников выявлен низкий уровень толерантности. Эти данные свидетельствуют об установках на интолерантность к окружающему. У 41 % ребят был диагностирован средний уровень. Этим студентам присуще совмещение толерантных и интолерантных черт. При одних обстоятельствах они ведут себя толерантно, при других — интолерантно. И 23 % обучающихся проявили высокую толерантность. Данные студенты обладают яркими чертами толерантной личности. Но, вероятно, что данные испытуемые проявляют высокую социальную желательность.
Результаты исследования у тех же студентов, через год, показали, что у 100 % обучающихся уровень межэтнической толерантности находится на среднем уровне. Это говорит о том, что у студентов сохранились как толерантные, так и интолерантные черты. При одних обстоятельствах они ведут себя толерантно, при других — интолерантно.
Сравнительные результаты исследования студентов представлены на рисунке 1.
Рис.1. Сравнительные результаты исследований студентов 1 и 2 курсов
Таким образом, можно сказать, что у студентов наблюдается усреднение уровня толерантности. Это говорит о том, что студенты, обучаясь в ВУЗе, учатся быть более ответственными, уверенными в себе, общительными. Количество студентов, имеющих низкий уровень толерантности, сократилось, что говорит о формировании у них межкультурной толерантности.
А теперь рассмотрим результаты по каждой из шкал.
По первой субшкале «этническая толерантность», где диагностируется отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия, полученные данные распределились следующим образом:
Рис. 2.Сравнительные результаты исследований студентов 1 и 2 курсов по субшкале «Этническая толерантность»
Из рисунка 2 видно, что показатели этнической толерантности у студентов с переходом на второй курс практически не изменились и составляют средний уровень. Так же важно заметить, что увеличился процент студентов с высоким уровнем этнической толерантности.
По второй субшкале «социальная толерантность» исследуются толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам (рис.2).
Рис. 3. Сравнительные результаты исследования студентов 1 и 2 курсов по субшкале «Социальная толерантность»
На рисунке 3 следует обратить внимание на полное отсутствие принадлежности студентов ВУЗа к низкому уровню социальной толерантности. Что свидетельствует о готовности студентов к разумному разрешению конфликтов с различными социальными группами общества. В общем же показатели фактически не изменились.
По третьей субшкале «толерантность как черта личности», где обнаруживаются личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру, результаты следующие:
Рис. 4. Сравнительные результаты исследования студентов 1 и 2 курсов по субшкале «Толерантность как черта личности»
Как мы можем заметить, на втором курсе, в сравнении с первым, у большего количества студентов выявляется толерантность как черта личности, что засвидетельствовано на рисунке 4.
Подводя итоги диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что увеличение числа толерантных студентов связано с их развитием, осознанием ими необходимости быть толерантными в связи с будущей профессией, квалифицированными педагогами, приобретенными знаниями.
Таким образом, можно сказать, что проблема формирования межкультурной толерантности на данный момент остается по-прежнему до конца не разрешенной. Проведенное нами исследование показывает, что у студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование, присутствует положительная динамика в развитии толерантности. Но, не смотря на полученные результаты, проводимая работа со студентами в данном направлении, на наш взгляд, недостаточна.
Как вариант решения данной проблемы мы можем предложить следующие рекомендации по развитию уровня межкультурной толерантности у студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование:
- Проведение тематических кураторских часов, на которых студенты будут знакомиться с традициями и культурой различных народов;
- Включение блока диагностических методик в работу Психолого-педагогической службы университета, направленных на выявление агрессивных и интолерантных личностей;
- Организация и проведение конкурса сочинений на различные темы, посвященные проблеме толерантности;
- Введение курсов и дисциплины по выбору (например Этносоциология, Этнология и т. д.);
- Организация выходов студентов в различные учреждения города (школы, техникумы), в которых обучаются дети различных этносов, для проведения тематических мероприятий.
Студенты, как будущие специалисты своего дела с профильным образованием, более толерантны в отношении к людям других национальностей, чем молодежь страны в целом. На формирование межэтнической толерантности студентов оказывает влияние множество факторов различного характера, таких например, как социальная среда. В связи с этим проблема формирования межэтнической толерантности студентов, должна браться во внимание профессорско-преподавательским составом вуза как наиболее актуальная и значимая.
Литература:
- Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А.. О смыслах понятия «толерантность»
- Асташова Н. А. Толерантность как условие самореализации личности. — Вестник Брянского государственного университета. — выпуск № 1 / 2011
- ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ [http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php]
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. — М.: Смысл. –2008. — 46–51 стр.
- Стандарт психолого-педагогического образования [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm200–1.pdf]