Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей, это — «язык» культуры. Решая проблему стандартизации ожидаемого результата образовательной деятельности и разработки диагностического аппарата в понятиях культуры, мы выделили эту характеристику, строящуюся на основе отдельных знаний и умений.
Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.
Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т. д. Естественно, можно обладать определенной житейской психологической культурой, не владея сложными понятиями и терминами, не зная сложных психологических закономерностей.
Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.
Наше представление в целом согласуется с характеристикой психологической грамотности как минимального необходимого уровня развития психологической культуры, данной Е. А. Климовым. Мы понимаем под грамотностью необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. «Грамотность — важнейшая первооснова культуры, тот исходный рубеж, который необходимо взять на пути к знанию». [4,с.18] Психологическая грамотность — это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку. Разумное и обоснованное ее повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжением невостребованными знаниями в школе.
Приобщение к культуре не обязательно начинается с повышения уровня грамотности. Важно «подвести» учащихся к желанию изучать себя и других людей, осознанию необходимости этого в жизни, осознанию своих возможностей, своего «исходного» уровня, внутренних противоречий и на этой мотивационной основе повышение грамотности и компетентности будет более эффективным. Многие зарубежные ученые практически не разделяют понятия грамотности и компетентности. Грамотность ими рассматривается как «начальный» уровень компетентности. Вместе с тем культура личности — производное от активности, деятельности человека, и в ее структуре должны найти отражение порождающие ее деятельности. Именно в компетентности наиболее явно выражается процессуально-деятельностный, поведенческий компонент психологической культуры. В компетентности зафиксирован наиболее ценный опыт, приобретенный человеком в жизни, который нашел свое подтверждение, применение на практике, позволяет получить положительные результаты.
В зарубежной литературе понятие компетентности связывается с осведомленностью, знанием и пониманием сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способностью адекватно использовать, применять полученные знания и навыки. В нашей стране психологические исследования по проблеме компетентности начались в 70–80-е годы. Наиболее детально была изучена сущность социально-психологической и интеллектуальной компетентности.
В определении психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М. А. Холодной: «Компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности». [8,с.64]
Компетентность — составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также в уровне их решения.
Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т. е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем. Психологическая компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Она предполагает соединение обобщенных психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный — может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.
В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:
освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;
анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем;
овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;
выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.
В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность и т. д.
Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы Т. Гордоном. Он определил ее как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению. Таким образом, основным критерием компетентности является партнерская позиция в общении «на равных». [7,с.119]
В последние десятилетия в связи с широкой практикой внедрения программ по развитию компетентности в общении в различных сферах, в том числе в образовании, многими психологами интенсивно разрабатывается эта проблема.
В работах Ю. И. Емельянова, Л. А. Петровской и др. под коммуникативной компетентностью понимается «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. [3,с.38]
В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса».
Л. Д. Столяренко предлагает аналогичную характеристику: «Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. [1,с.109] Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия».
В словаре Н. И. Конюхова предлагается следующее определение: «Компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия» [5.с.67]
М. А. Холодная считает, что «интеллектуальная компетентность — это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)».
Какой тип организации знаний отличает компетентного человека?
По мнению М. А. Холодной, знания такого рода должны отвечать следующим требованиям:
разнообразие (множество различных знаний о разном);
артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);
гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и в том варианте, когда знание превращается в незнание);
быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);
возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);
выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области факты, положения, определения осознаются как самые важные, решающие для понимания);
категориальный характер (определяющая роль того типа знаний, которые представлены в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, «как»);
рефлексия, т. е. знание о широте и глубине собственных знаний.
Р. Ульрих и Р. Ульрих используют понятие «социальная компетентность» и называют следующие характеристики социально компетентного человека:
принимает решения относительно самого себя и стремится к пониманию собственных чувств;
забывает блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
представляет, как следует достигать цели наиболее эффективным способом;
правильно понимает желания, ожидания и требования других людей, взвешивает и учитывает их права;
анализирует область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включает эти знания в собственное поведение;
представляет, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
отдает себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других людей.
Таким образом, основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный — реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о психологии», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т. е. знает и реально учитывает психологию людей. Задача развития психологической компетентности — не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.
Литература:
- Библер, Б. С. К проблеме человека в психологии [Текст]/ Б. С. Библер — Вопросы психологии. 1997. М 5. С. 3–19.
- Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Под ред. А. В. Петровского // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 221–237
- Емельянов, Ю. И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст]/ Ю. И. Емельянов — М., 1995.
- Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст]/ Е. А. Климов — М., 1988.
- Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога. [Текст]/ Н. И. Конюхов — Воронеж, 1996.
- Лифинцева Н. И. Факторы и условия формирования профессионально-психологической культуры учителя [Текст]/ Н. И. Лифинцева // Сб. науч. статей.- Курск, 2000.- 0,5 П.Л.-С.91–97.
- Обозов, Н. И. Психологическая культура отношений [Текст]/ Н. И. Обозов-СПб., 1995.
- Холодная, М. А. Психология самопознания личности [Текст]/ М. А. Холодная — М., 1993.