Функции традиционного народногокостюмарождают новые формы его бытования на современном этапе формированиямодных тенденций. Такие приемы как трансформация, эстетическая, художественная, стилизация используются в работе над созданием и проектированием этнического костюма.
Ключевые слова:традиционный народныйкостюм, этнический костюм, стилизация, модные тенденции, проектирование.
Сегодня процесс глобализации вызывает острый интерес к культурной самобытности у современных исследователей. Этническая культура проявляется во всех областях жизни этноса. Например: в языке, в воспитании подрастающего поколения, в устройстве жилища, домашнем хозяйстве, одежде, фольклоре. Традиционный костюм является выразителем религиозных представлений народа об окружающем мире, его этнического самосознания и этническим определителем категорий «свой» — «чужой»[2]. Костюм является материальной оболочкой, своеобразным звеном, связывающим человека с пространством окружающей среды, с внешним миром; в нем закодирована сложная и сущностная информация о миропонимании человека. Любой этнос в процессе исторического развития формировал свой предметный мир, основанный не только на материальных, но и на духовных потребностях.
Основным вопросом для данной работы является понятие этноса. Данный термин был разработан в трудах отечественных и зарубежных исследователей (А. С. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, А. В. Костин, И. Л. Набока, В. А. Тишков, С. А. Токарев, Н. Н. Чебоксаров, С. М. Широкогоров, Б. Малиновский, Л. Морган, А. Р. Редклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Тайлор).
В современном обществе произошли радикальные изменения в культуре различных народов. По мнению Т. Б. Норбуева, в глобализирующемся мире этнические культуры воспринимаются как фундаментальные начала, способные противостоять нивелированию и унифицированию культурных ценностей [7]. Главным элементом культуры, который помогает сохранить национальную самобытность и развить духовную связь между поколениями, является традиционный этнический костюм. Связанный звеном с современными процессами мировой моды, он выступает в качестве богатого источника идей для проектирования современных коллекций одежды. Стилизуя традиционные этнические костюмы прежних поколений, фешн дизайнеры создают новые коллекции, которые содержат все богатство этнического образа. В многонациональном пространстве современного мира использование культурных традиций этнического костюма набирает обороты. В целом отмечается недостаточная изученность появления «этники» в русской и зарубежной моде и необходимость культурологического осмысления этого феномена [2].
Целью данной работы является изучение основных принципов использования различных этнических мотив в современной моде на примере отечественных и зарубежных дизайнеров и обобщения опыта проектирования и изучения народного костюма на кафедре дизайна Краснодарского государственного института культуры.
В работе решаются следующие задачи: анализ этнического костюма в коллекциях дизайнеров ХХ века; выявление факторов, влияющих на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;комплексный анализ механизма использования трансформации первоисточника народных мотивов в педагогической практике дизайнеров современной моды;систематизация подхода к проблеме изучения процессов обращения мировой моды к этнокультурам.Эти вопросы сегодня находятся среди самых актуальных в современной науке.
Предметом исследованияявляется процесс развития и использования народного костюма как творческого первоисточника. Методологическую основу исследования составляет системный подход, теоретические и практические разработки в области проектирования костюма.
В новое время слово «этнос» использовалось в международной научной практике для определения и изучения различных народов, их образа жизни, культуры, происхождения и т. д., тем самым фактически отождествлялись понятия «этнос» и «народ» [14]. Постепенно в конце XIX — начале XX века термин «этнос» начинает употребляться в научной литературе в самостоятельном значении. Однако и здесь это понятие вызывает значительное расхождение у исследователей, так как трактовка «этнического» была еще весьма расплывчатой, о чем свидетельствует определение известного французского антрополога П. Топинара. Под этническими признаками он подразумевал все «факты, вытекающие из соединения людей между собой, под влияния какого бы то ни было побуждения: общественных нужд, выгоды, личного произвола или воинственных наклонностей» [3, с. 299–366]. К важным признакам (факторам) П. Топинар относил материальную и духовную культуру, а также язык.
В конце XIX века слово «этнос» использовалось в самых различных значениях: для обозначения ранней стадии в истории человечества (Л. Г. Морган), историко-культурных провинций (А. Бастиан), просто культурных единиц (Ж. В. Ляпуж) и т. д. На рубеже XIХ –XX вв. Ж. Деникер отмечал, что под «этническими группами» обычно понимаются «народы», «нации», «племена» и т. д., отличающиеся друг от друга, прежде всего, языком, образом жизни и поведением.
Этническая мода — это периодическое господство этнических мотивов в культуре, вызванных закономерностями развития политической, экономической, социальной и культурной систем. Этническая мода в костюме это вестиментарная форма проявления культуротворчества специалистов, отличающаяся применением традиционных материалов и техник, а также использованием этнических мотивов, переосмысление и интерпретация которых ведет к созданию новых этнических образов. Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче [9, с. 77].
Изучение этнического костюма различных народов и его особенностей, таких как богатство красок, художественная выразительность образов, особенности орнаментов является основой для творческой деятельности дизайнера. В мировой моде к традициям «этники» стали обращаться с 1920-годов [11]. Источниками вдохновения для художников-дизайнеров стали разнообразные элементы народного костюма. Фольклорная одежда — это натуральные ткани, ручные кружева, вязаные изделия, вышивка, изделия из кожи и различные аксессуары.
Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников-модельеров. Неповторимость, силуэтные формы, орнаменты, раппорты, цветовой колорит дают возможность дизайнеру создавать мировые произведения искусства моды [13]. «Русская лихорадка» завладела мировыми подиумами еще со времен балетныхсезонов Дягилева 1910–1920-х годов, который из национально-патриотических побуждений поставил в Париже «Жар-птицу», «Петрушку», оперу «Борис Годунов». Рубахи-косоворотки, нелепые шаровары, сарафаны с богатой вышивкой настолько удивили пресыщенного французского зрителя, что модельеры незамедлительно поспешили перенести крестьянские узоры на европейскую канву безупречной элегантности. Уставшая Европа тянулась ко всему загадочному, экзотическому и одновременно к простому и задушевному, что подтолкнуло ее на новые эстетические эксперименты в русском направлении. Питая страсть к эклектике, европейцы восхищались старинным русским кокошником. Второе крупное «русское потрясение» в мире моды произошло в 1976 году, когда король моды Ив Сен-Лоран представил коллекцию в «крестьянском духе», облагороженном на европейский манер. Он возвел в эталон стиля нагромождение узоров и цветов, столь типичное для русской эстетики, назвав эту коллекцию самой красивой в его творчестве [8].В Императорском бальном зале отеля «Интерконтиненталь» Ив Сен Лоран впервые представил коллекцию «Opera-Ballets russes». Жан Поль Готье создавал иронические пародии на русскую моду: в 1986 году он выпустил «Русскую коллекцию» с элементами кириллицы, а в сезоне 2010/11 совместил строгие костюмы-футляры с цветочными гирляндами жостовской росписи [15]. Русский кокошник не давал покоя и Карлу Лагерфельду, который в сезоне 2008/09 придумал фантасмагорические вариации на тему этого головного убора с аллюзиями на царственность в условиях современной лаконичной моды.
Известный российский кутюрье Валентин Юдашкин в 1988 году в Колонном зале Дома Союзов продемонстрировал свои коллекции «Русь изначальная», позже — «Петровский бал». Приехав в Париж по приглашению французских кутюрье, Юдашкин был потрясен увиденным там изобилием тканей всевозможных расцветок, видов и форм. Его коллекция «Фаберже» произвела огромное впечатление не только на искушенную французскую публику, но и на таких признанных в мире «законодателей моды», как Пьер Карден, Пако Рабанне. Особый фурор произвели платья, сшитые в виде знаменитых «яиц Фаберже». Имя Валентина Юдашкина стало известным во всем мире. Показы коллекции с успехом прошли в Лос-Анджелесе, Италии, Израиле. Несколько моделей «Фаберже» приобрел Музей костюма Лувра и Калифорнийский музей моды [5].
Целостность коллекции — самое необъятное и необъяснимое понятие в мире моды. Она может строиться на похожести или, напротив, на резких контрастах, она может присутствовать или отсутствовать. И это может быть как плюсом, так и минусом. Так коллекция МодногодомаТатьяны Парфеновой «Красавица» построена на единстве образа: образа русской женщины с косой через плечо, сильной, робкой, завораживающей взгляды и в то же время ускользающей от них [17]. Красной нитью сквозь коллекцию проходит мотив времени, истории и традиций. Свойственная эпохе романтизма пышность комбинируется с наивной простотой: здесь можно восхищаться и нарочитым обилием золотого шитья и скромной неказистостью простого кружева. Все модели объединяет склонность к объёму: пышно расширяющиеся пальто с длинным или в три четверти рукавом — «фонариком», сарафаны в пол, многослойные юбки. Аксессуары — плетённые из бисера массивные колье, объемные цветы, большие броши и разнообразные серьги, — в сочетании с цветочными мотивами и вышитыми на тяжёлой материи бабочками, дополняли коллекцию самым выгодным образом.
Для решения комплексной задачи построения коллекционного ряда моделей на основе анализа и трансформации этнического костюма (русского народного костюма и в том числе кубанского костюма) в КГИК на кафедре дизайна разработан основной курс проектирования костюма. Важным этапом в дизайнерской подготовке является начальный этап творческого поиска, который трудно поддается регламентации и контролю [10]. Главной задачей при проектировании новых форм и моделей является развитие идей традиционного в современном костюме. Фольклорный стиль, основанный на глубоких традициях, нашел много приверженцев во всем мире, и всегда то, что почерпнуто из народного искусства, совпадает с требованием времени [6]. Основная концепция курса обусловлена современными требованиями к назначению одежды. Композиция и конструкция современного костюма связаны между собой формами, цветовым и декоративным решением, пропорциями, масштабом, фактурой ткани, тональным и ритмическим построением. Создавая коллекции в этническом стиле, почти все модельеры мира варьируют облик народного костюма, следуя от почти точного копирования прототипа до предельной стилизации, когда источник уже почти неузнаваем. Характерным в моделировании является создание ансамблей, отражающих принцип многоярусности и многодетальности народного костюма.
Процесс работы дизайнера начинается непосредственно с ознакомлением творческого источника. Подборка творческого материала проходит кропотливо и интуитивно. Работа по сбору информации как теоретической, так и практической ведется студентами в библиотеке, под руководством преподавателя. Визуальный материал аналогов костюма представляется в графическом варианте. Первый этап работы проходит в течение двух недель. Дальнейшая работа по визуализации и воплощению идеи проходит более продуктивно, если придерживаться некоторых принципов работы с первоисточниками. Сначала необходимо провести графический анализ выбранных форм. Этот этап включает в себя доскональное и детальное изучение форм и ее отдельных элементов, например, конструкцию, технологические швы, декоративные элементы, аксессуары и структурные особенности. Основным критерием является обращение на наиболее гармоничным и выразительным формам. Следующий этап — анализ средств, с помощью которых достигается композиция костюма. Главными выразительными средствами являются: силуэт, цвет, тон, фактура, ритм, контраст, масштаб, пропорция, нюанс, материал. Анализ графики расширяет творческие возможности. Для этого студенты изучают и анализируют визуальные характеристики источника: структурные элементы, фактуру, цвет, внешнюю форму и конструкцию. Поэтапность и анализ материала зависит от поставленной цели. Для изучения этнического костюма и его последующей трактовки в коллекционный ряд можно предложить следующий алгоритм.
Первый этап — сбор информации и выявление источниковой базы русского народного, в том числе кубанского костюма. Анализ вещей одного типа и наиболее распространенные сочетания типов ансамблей, аксессуаров, образов и изделий декоративно прикладного искусства. Классификация изделий выбранного типа.
Второй этап — анализ композиции, включающий в себя изучение наиболее популярных и распространенных пропорций. Для этого необходимо изучить наброски костюмов и эскизы с учетом всех особенностей.
Третий этап — графический анализ, включающий в себя перечисление всех структурных элементов, их взаимосвязь, конструктивные и технические особенности, в том числе фурнитура и другие декоративные элементы.
Четвертый этап предполагает анализ форм для изучения формообразующих элементов. Необходимо выделить основные и вспомогательные формы, текстуру, фактуру и цвет. Копирование этнического ансамбля в цвете, затем творческие копии и стилизация.
Пятый этап — анализ элементов декора. Пропорциональное их расположение на плоскости листа. Сбор аналогов трендов с элементами этнического стиля современных дизайнеров. Разработка разнообразного по колориту и графическому наполнению коллекционного ряда. Создание модного художественного образа.
Шестой этап — изготовление проекта в материале по утвержденной модели с помощью макетного способа или методом построения чертежа комплекта. Подготовка к экспозиции изученного курса.
Сегодня творчество современных модельеров страны трудно представить без фольклорно-этнического направления. Культурное наследие каждого народа всегда было источником вдохновения для создания новых образов искусства дизайнаодежды. Народные мотивы стали неотъемлемой частью в работе многих современных художников-модельеров. В современном обществе мировая мода находится в тесной взаимосвязи с этническими культурами, которые по праву являются одним из самых продуктивных источников возникновения новых стилей, форм и образов, способствующих обогащению современного костюма. Если иссякнет источник возникновения новых образов или элементов в моде, то перестанет существовать и сама мода.
Современный процесс художественного проектирования костюма связан с комплексом задач, решение которых предопределяется необходимостью прогнозной информации о закономерностях обращения мировой моды к этническим мотивам. От модельеров требуется не только умение овладеть большим потоком информации о модных тенденциях развития формы, но, главным образом, способность создания новых форм костюма на основе научно обоснованного прогноза.
Литература:
- Арутюнов А. С. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие.М.: 1989. — 247 с.
- Барт Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры.М.: 2003. — 512 с.
- Богатырев П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии. М.: 1971. — 299–366 с.
- Богословская И. В. Национальный костюм — национальное самосознание. Проблемы науки о костюме. СПб.: 1993.
- Валентин Юдашкин: Иллюстрированный альбом. М.: 2003. — 288с.
- Горина Г. С. Народные традиции в моделировании одежды.М.: 1974.–182 с.
- Гофман А. Б. Мода и люди. Новая история моды и модного поведения. М.: 1994. — 160 с.
- Ив Сен-Лоран и театр: Каталог выставки. М.: 1989. — 126 с.
- Зайцев В. М. Этот многоликий мир моды. М.: 1982. — 77 с.
- Зырина М. А. Анализ творческого источника в работе дизайнера. СПб.: 2007. — 358–361с.
- Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — пер. пол. XX века. М.: 1995. — 384 с.
- Козлова Т. В. Стиль в костюме XX века /Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. — М.: 2003. — 160 с.
- Мерцалова М. Как возникает мода // Декоративное Искусство СССР. –1960. — № 3. 6–7 с.
- Мерцалова М. Из истории моды // Декоративное Искусство СССР. — 1963. — № 1.. 32–36 с.
- Мода: за и против. — М.: Искусство, 1973. — 266 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: 1995. — 928 с.
- О моде и стиле //Декоративное Искусство СССР.1980. — № 1. 26–27 с.