В данной статье раскрывается смысл и содержание защитной функции судебной власти, в рамках формирования национального механизма защиты прав несовершеннолетних. Уделено внимание созданию в Республике Казахстан специализированных судов по делам несовершеннолетних. Рассмотрены вопросы развития права на судебную защиту, доступности правосудия.
Ключевые слова: судебная защита, правосудие, несовершеннолетний, ювенальная юстиция.
Для защиты прав и свобод несовершеннолетнего, действующим законодательством, предусмотрен специфический набор средств и методов защиты: международно-конвенционный механизм защиты; судебная защита своих прав; действия органов государственной власти и управления; законная самозащита прав.
Перечисленная совокупность элементов механизма правовых защиты субъектов, подлежит расширению за счет способов административной, трудовой, ювенальной юстиции и т. п. В Республике Казахстан достаточно успешно реализуются многие из перечисленных защитных механизмов. Но несмотря на многочисленные нормативно-правовые акты и имеющиеся механизмы, проблема защиты прав несовершеннолетних не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих эффективную систему мер для реализации прав ребенка.
При изучении Конституции Республики Казахстан прослеживается широкое употребление терминов «защита» и «охрана», к примеру: «брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (статья 27); «граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья» (статья 29); «каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» (статья 13) и т. д.
По смыслу конституционных установлений получается, что эти термины близки по своему лексическому значению и используются как синонимы. Но, это взаимосвязанные, вместе с тем самостоятельные, не тождественные правовые категории.
В контексте рассматриваемого вопроса, связанного с защитой прав несовершеннолетнего, несомненный интерес вызывают как национальные механизмы защиты. За годы независимости в Республике Казахстан выстроена единая система правовой защиты несовершеннолетних в условиях новой социально-экономической обстановке. Данный национальный механизм защиты включает в себя два взаимосвязанных и взаимодополняющих составных элемента: административную и судебную защиту.
С. С. Алексеев считает, что историческая линия права в жизни общества напрямую продиктована ее глубинными требованиями, а именно: «что бы обеспечить и защитить статус автономной личности, надежный и гарантированный простор и меры свободы поведения» [1, с. 54]. Эти требования в полной мере относятся и к административному праву. Именно оно обеспечивает институциональное оформление взаимодействия граждан и государства, подростка и административных органов. Именно здесь создаются предпосылки обеспечения защиты статуса ребенка и применение к нему мер воспитательного и административного воздействия.
Огромную роль в защите прав несовершеннолетнего, играют судебные органы. Право на судебную защиту прав и свобод гарантируется каждому гражданину Республики Казахстан (ст. 13 Конституции Республики Казахстан). Согласно, нормам Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве и семье)» судебная защита семейных прав и интересов ребенка является одной из важнейших форм защиты прав. В частности, в ст. 2 говорится об обеспечении беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав [2].
Нормы, формирующие право на судебную защиту прав человека, признанные международным правом в качестве исходной, в национальном законодательстве относятся, прежде всего, к конституционному уровню.
Конституция Республики Казахстан, предусмотрев такую норму, тем самым дает основания для вывода о том, что защита означает признание и обеспечение государством и его органами прав и свобод граждан, уважение их чести и достоинства.
В настоящее время в Казахстане созданы конституционные основы для формирования равноправной с законодательной и исполнительной ветвями, власти независимой от них судебной ветви власти. Поэтому судебная защита прав граждан в последние годы является все более доминирующей, а гарантия доступа к правосудию в связи со сказанным приобретает особую значимость.
Достаточно проанализировать данные о работе судов по делам несовершеннолетних за 10 месяцев 2015 года.
В специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних (далее — ювенальные суды) поступило 8 913 гражданских дел и заявлений, что на 4,3 % меньше, чем в 2014 году (9 207). Всего в ювенальные суды поступило 1,1 % от общего числа поступивших в райсуды республики дел и заявлений (761 533), тогда как в 2014 году — 1,3 % (659 876). Таким образом, незначительно уменьшилось количество поступивших дел и количество обращений в данные суды по сравнению с 2014 годом. Рост числа поступивших дел и заявлений отмечается в ювенальных судах Южно-Казахстанской (с 976 до 1007), Павлодарской (с 607 до 656), Костанайской (с 405 до 408), Мангистауской (с 314 до 365), Атырауской (с 265 до 295) и Западно-Казахстанской (с 254 до 281) областей. За 10 месяцев 2015 года ювенальными судами всего окончено производством 7 149 гражданских дел, что меньше, чем в 2014 году (7 278) на 1,8 %. С вынесением решения рассмотрено 5 638 дел или 78,9 % от числа оконченных, что на 0,5 % меньше, чем в 2014 году (5 667 или 77,9 %). С вынесением заочного решения рассмотрено 56 или 1 % от числа решений (в 2014 году — 73 или 1,3 %). Следовательно, удельный вес заочных решений снизился на 0,3 %. Нарушений процессуальных сроков ювенальными судами не допущено, как и в 2014 году [3].
В суды по делам несовершеннолетних поступило 4 213 уголовных дела, окончены 4 115 дел, из них рассмотрено с вынесением приговора 768 дел (26,1 % от числа оконченных) в отношении 1 270 лиц. Осуждено 1 155 лиц или 90,9 %, оправданы 115 лиц или 9,1 %. Прекращены производства по 1 757 делам (52,9 % от числа оконченных) в отношении 2 059 лиц. В 2013 году поступило 2 782 дела, окончено 2 759 дел, из них рассмотрено с вынесением приговоров 967 дел (35 % от числа оконченных) в отношении 1 520 лиц, осуждены 1 481 лицо или 97,4 %, оправдано 39 лиц или 2,6 %. Прекращены производства по 1 384 делам (50,2 %) в отношении 1 813 лиц. Таким образом, поступление уголовных дел в суды по делам несовершеннолетних увеличилось на 19,8 %. Вместе с тем, следует отметить, что число оправданных в истекшем году увеличилось почти в три раза с 39 до 115 (удельный вес оправданных лиц возрос на 6,5 %), кроме того каждое второе дело прекращено производством [4].
Таким образом, анализ статистических данных о работе судов свидетельствует о сохранении тенденции ежегодного увеличения количества поступивших в суды дел и заявлений.
Закрепленное право граждан обращаться в суд по любому возникшему вопросу о нарушенном праве, свободах и интересах, расширение и появление новых видов правоотношений, рост гражданских споров и в какой-то мере рост правового знания граждан, ведут в свою очередь, к повышению их правовой активности. С одной стороны, это говорит о доверии к судам и судебной системе в целом. С другой стороны, это наталкивает, а необходимость в таких же объемах, то есть параллельно совершенствовать и развивать нашу систему.
Конституционное право на судебную защиту означает возможность оказания помощи государством в лице суда в разрешении материально-правовых споров между сторонами и применения мер принуждения для приведения их поведения в соответствии с предписаниями закона. Право на судебную защиту может быть реализовано только путем обращения в суд заинтересованных лиц [5, с. 7].
Право на защиту своего права можно рассматривать как общее конституционное право гражданина независимо от того, нарушено защищаемое право или нет, имеются ли какие-либо препятствия при его реализации или нет. Поэтому правом на защиту обладает любая из сторон правового спора, а равно любой гражданин. Было бы неправильным полагать, что правом на защиту лицо обладает только при условии нарушения защищаемого им права. Защита нарушаемого права означает уже реализацию права на защиту, а не само право на защиту. Нужно видеть отличие реальности обладания гражданином общими субъективными правами, закрепленными Конституцией Республики Казахстан, от реализации данных прав в конкретных жизненных ситуациях, в конкретных правоотношениях.
Ни для кого не является секретом, что процедура обращения за судебной защитой достаточно громоздка, забюрократизирована и плохо управляема. Существующую проблему нельзя оставлять без внимания. Необходимо принимать кардинальные меры: политические, экономические, социальные, повышать авторитет правоохранительных органов в глазах общественности, и не путем бездействия или демагогии, а эффективной компетентной работой, соответствующей закону. Граждане должны защищать свои права, не быть пассивными, а государство должно помнить, что «все равны перед законом». В связи с этим следовало бы законодательно закрепить механизмы обеспечения такого права, ведь свободный доступ к правосудию заключается в отсутствии необоснованных правовых и практических препятствий для рассмотрения дела в суде.
Вопрос о доверии к суду тесно связан и с доступностью к нему. Открытость судебного системы подразумевает доверительный диалог с обществом, в том числе через средства массовой информации. Именно пресса является связующим звеном между обществом и судами, формирует общественное мнение. Для этого необходимо регулярно освещать в СМИ работу судов по восстановлению нарушенных прав граждан по тем или иным категориям дел (трудовым, о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда и т. д.).
Принцип всеобщности судебной защиты закреплен в статье 13 Конституции Республики Казахстан, где говорится, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Этой конституционной норме было дано официальное толкование Конституционного Совета Республики Казахстан: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод, что означает право любого человека и гражданина обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод. Реализация этого права осуществляется на основе и в порядке, установленном законом» [6].
Сулейменова Г. Ж., указывая на попытку приведения ныне действующего законодательства в соответствие с современной иерархией социальных ценностей, принятых в цивилизованных демократических обществах, ссылается на то, что законодательное установление о том, что государство должно обеспечить доступ к правосудию, не имеет в настоящее время необходимых гарантий. И далее следует высказывание о том, что, говоря о принципиальном изменении оценок нормативных приоритетов в сфере уголовного судопроизводства, следует исходить из того, что «человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью, а не какой-то поганкой, которую государство может раздавить и даже не заметить этого» [7, с. 10].
Поэтому среди национальных механизмов и средств обеспечения, прав и свобод человека наиболее универсальной и демократичной является, на наш взгляд, защита прав человека органами судебной власти. В связи с этим, Халиков К. Х. отмечает, что судебная власть — одна из наиболее важнейших ветвей государственной власти. Ее статус, место и роль в политической и социальной системе обществе на современном этапе определяются задачами строительства цивилизованного гражданского общества и правового государства, в которых высшими ценностями признаются человек, его права свободы и законность [8, с. 4]. Стремясь интегрироваться в международное сообщество, Республика Казахстан принимает меры к усилению правовых институтов, призванных защищать права и свободы человека и гражданина, развитию национального законодательства, приведению его в соответствие с международными стандартами, укрепляя независимость судебной власти.
В этой связи, Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2007 года созданы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних в городах Астане и Алматы [270]. Целью создания судов является то обстоятельство, что специализированные суды по делам несовершеннолетних являются наиболее важным звеном системы ювенальной юстиции, поскольку судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов.
Как известно, создание ювенальной юстиции в республике требует повышенного внимания, поэтому представляется необходимым разработка ее программ и подготовка отдельных элементов. Задача ювенального суда состоит в активизации этих процессов, постановки основополагающих вопросов перед всеми субъектами, работающими с несовершеннолетними детьми.
Специализация судов по рассмотрению дел, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних, позволяет повышать качество правосудия, поможет оперативно принимать решения по ним. При этом судопроизводство осуществляется с учетом специфических особенностей подсудимых — возраста, психологии, условий их воспитания, сферы общения и других факторов, отличающихся от взрослых.
Республика Казахстан первая из стран СНГ образовала специализированные суды по делам несовершеннолетних. Для работы в этих судах подбираются кадры со стажем, имеющие жизненный опыт и высокую профессиональную подготовку. Однако немаловажное значение имеет подготовленность и других участников судебного разбирательства — прокуроров и адвокатов. Их задача — наладить контакт с несовершеннолетними, собрать соответствующие документы по личности, они должны быть готовы к проведению судебного разбирательства дела в специфической психологической атмосфере.
Механизм защиты прав несовершеннолетних соблюдается на всех этапах уголовного или административного преследования. В расследовании дела, где затрагиваются интересы подростков, участвуют дознаватели и следователи, специализирующиеся именно на таких материалах. Эти сотрудники обязаны знать психологию ребенка, и умело вести безошибочную тактику проведения следственных действий в отношении несовершеннолетних лиц. К подросткам всегда необходим особый подход, чтобы не травмировать их психику. Так как неумелые следственные действия, применение физических или психологических воздействий путем угроз, шантажа приводят к тому, что ребенок замыкается в себе, находится в состоянии постоянного страха, озлобленности. А в таком состоянии он вряд ли осознает свою ошибку и уже не встанет на путь исправления и перевоспитания.
Развитие специализированной системы правосудия для несовершеннолетних явилось одним из приоритетных направлений в социально-правовой политике нашего государства. Концепция правовой политики на период с 2010 по 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан 24 августа 2009 года, определила развитие ювенальных судов основным вектором развития судебно-правовой системы республики. К тому же созданные в 2007 году суды по делам несовершеннолетних в г. Алматы и г. Астана, показали свою эффективность.
И 4 февраля 2012 года Указом Президента Республики Казахстан № 266 «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан», были созданы суды во всех областях [9].
Суды по делам несовершеннолетних созданы — это суды комплексного характера, к юрисдикции которых отнесены не только уголовные, но гражданские дела, а также, дела об административных правонарушениях.
Законодательство позволяет выделить следующие средства защиты прав несовершеннолетнего в судебной системе: жалоба на действия административных органов; заявление об установлении юридического фактов в особом производстве; иск при защите нарушенного или оспариваемого права; судебное постановление; жалобы в других судебных инстанциях; заявление о пересмотре дела.
Вышеперечисленные средства судебной защиты это всего лишь часть возможностей. Эти средства достаточно разнообразны, но их множественность весьма действенна, во всех случаях эти средства направлены на достижение определенной цели — защита прав и законных интересов несовершеннолетнего. Разнообразие средств обусловлено характером и видом возникшего правоотношения, правовым положением несовершеннолетнего, заявленным требованием, содержанием судебных документов, процедурой вынесения постановления и порядком обжалования.
Литература:
- Алексеев, С. С. Теория права [Текст] / С. С. Алексеев — М.: Бек, 1994. — 224 с.
- Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве и семье)» от 26 декабря 2011 года № 518-IV. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1100000518.
- Аналитическая справка об отправлении правосудия по гражданским делам судами республики за 2014 год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sud.gov.kz/rus/content/za-2015-god.
- Аналитическая справка об отправлении правосудия по уголовным делам судами республики за 2014 год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://sud.gov.kz/rus/content/za-2015-god.
- Пушкар, Е. Г. Конституционное право на судебную защиту (гражданско-процессуальный аспект) [Текст] / Е. Г. Пушкар. — Львов, 1982. — 357 с.
- Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 7/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2статьи 76 Конституции Республики Казахстан». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/S990000007.
- Сулейменова, Г. Ж. Конституционные гарантии прав граждан на судебную защиту [Текст]// Материалы международной научно-практической конференции. / Г. Ж. Сулейменова. — Астана, 2000.- 230 с.
- Халиков, К. Х. Проблемы судебной власти в Республике Казахстан [Текст]. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. / К. Х. Халиков. — Алматы, 1997. — 47 с.
- Указ Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2012 года № 266 «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан». [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1200000266.