Автором статьи рассматриваются особенности возникновения и развития института нотариата на территории Казахстана в период присоединения к Российской империи. Кроме того, отмечается, что казахстанский нотариат получил свое начало и развитие непосредственно после присоединения к России. Подчеркивается, что такое устройство нотариата в Казахстане сохранилось вплоть до Октябрьской Социалистической революции 1917 года.
Ключевые слова: нотариат, становление и развитие нотариата, казахстанский нотариат, нотариус.
История становления и развития нотариата на территории Казахстана является довольно богатой и разнообразной. Надо отметить, что многое было заимствовано из зарубежного нотариата, так как к моменту его возникновения в Казахстане нотариусы уже были известны в других странах. Роль нотариата в установлении права собственности и свидетельствовании важнейших событий в истории человечества была чрезвычайно важна с древнейших времен.
Развитие нотариата в Казахстане можно условно разделить на несколько этапов, первый из которых начинается в XVIII веке. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами Императора.
Возникновение нотариата в Казахстане ученые связывают с периодом колониальной политики царизма. Можно утверждать, что российская колониальная администрация начинает в XVIII веке активное проникновение в казахские степи, вводя при этом массу ограничений, подрывавших экономические основы казахского общества.
К началу XIX века стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, как государства, расположенного между Россией, Китаем и среднеазиатскими ханствами. Активизация колониальной политики объяснялась, прежде всего, экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, неконкурентоспособных на западном рынке [1].
В этой связи, возникла необходимость в правовом регулировании оформления договорных отношений и гражданско-правовых сделок между российской и казахстанской сторонами, а также среди населения. В рассматриваемый период, решение всех правовых вопросов возлагалось на участковых мировых судей, в обязанности которых входило и осуществление нотариальных действий.
Учреждение должности нотариуса в Казахстане связано с именем Туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана. В обязанности чиновников края вменялось соблюдение в нотариальном делопроизводстве следующего порядка: переводить содержание бумаги; предлагать приложить тамгу; обязывать знающим русскую грамоту туземцам (казахам) перед подписью делать собственноручную подпись в том, что содержание бумаги ему известно.
30 декабря 1883 года Сыр-Дарьинское областное правление направило письмо судье одного из уездов о том, что заявления, прошения, жалобы и домашние акты туземцев подаются и совершаются без точного имени и фамилии лица, в связи с чем, предлагается соблюдать указанные в законе правила относительно порядка подписи и фамилии лица, как под актами, так и под прошениями и жалобами.
Для осуществления нотариальной деятельности в указанный период необходимо было соответствие лица, претендующего на должность нотариуса, следующим требованиям: наличие удостоверения об удовлетворительном знании положения о нотариальной части, выданного Сыр-Дарьинским областным правлением; решение Туркестанского генерал-губернатора о назначении на должность нотариуса; принесение присяги; наличие российского подданства.
Таким образом, кандидаты на должность нотариуса отбирались на основании конкурса из числа наиболее подготовленных чиновников, и после назначения на должность давали присягу, в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо запрещал назначать на должность нотариусов людей неграмотных [2, с. 7].
С получением должности нотариуса связано присвоение разряда VIII класса по должности, а также поступление на государственную службу. Следовательно, в тот период понятие частного нотариата отсутствовало, существовала только государственная форма нотариата.
У нотариусов имелась печать с изображением областного герба и с надписью вокруг: «печать нотариуса такого-то (имя, фамилия) так-то (название города)». Обязательным требованием являлось хранение в судебном отделении местного областного правления слепка печати, а также варианта подписи каждого нотариуса.
К 1894 году численность нотариусов увеличивается: в городах и степных областях края значились в Верном и Уральске по два нотариуса, а в уездных городах Уральской области (в Гурьеве, Калмыкове, Темире и в Илецкой станице), Акмолинской области (в городах Акмолинске, Кокчетаве и Атбасаре), Семипалатинской области (в Павлодаре, Каркаралинске, Усть-Каменогорске и Зайсане), Семиреченской области (в Копале, Лепсинске, Пржевальске, Пишпеке), Тургайской области (в городах Актюбинске, Иргизе, Кустанае и Тургае) — по одному нотариусу [3, с. 24].
Нотариальные установления в областях образовывались и действовали на основе правил о судебном устройстве в Туркестанском крае, с нижеследующими изменениями и дополнениями:
нотариусы были обязаны при совершении засвидетельствования по подлинности подписей предварительно ознакомиться с содержанием акта и отказывать в совершении засвидетельствования в случае, если акт не соответствует установленным требованиям;
купчии крепости на участки городских земель, продаваемые уездными начальниками, как заменяющими депутатов, городского общественного управления, по частному соглашению, а не с публичных торгов, должны были совершаться нотариусами.
Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в то время не было, все лица, исполняющие нотариальные обязанности, должны были осуществить при засвидетельствовании явки договора, следующие функции: установить самоличность сторон, проверить право- и дееспособность сторон, убедиться в подлинности договора, установить соответствие договора действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлину и сборы, совершить на подлиннике договора надпись, которая обязана была содержать время засвидетельствования и номер по книге.
Осуществление руководства и контроля над нотариальной деятельностью возлагалось на председателя областного суда, в компетенцию которого входило назначение и увольнение нотариусов, а также привлечение к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное производство возбуждалось при наличии жалобы на неправомерные действия нотариусов, которое направлялось в областной суд для вынесения постановления.
Надо отметить, что такое нотариальное устройство Казахстана с конца 60-х годов, а также внесенные изменения и дополнения в конце 90-х годов XIX века сохранились на территории Казахстана вплоть до Октябрьской Социалистической революции 1917 года.
Литература:
- Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан: Учебник для вузов. — Астана: ИКФ «Фолиант», 1999. — 424 с.
- Елекеев И. Этапы развития частного нотариата в Республике Казахстан и его стратегические ориентиры // Бюллетень нотариуса. — 2002. — № 6. — С. 7–9.
- Токболат С. Т. Общеимперская система нотариата в Туркестанском генерал-губернаторстве (на примере Сыр-Дарьинской области) [Текст] / С. Т. Токболат // Молодой ученый. — 2013. — № 11.1. — С. 23–24.