Проблема мотивационной готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучерявенко, И. А. Проблема мотивационной готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко, С. В. Шкилев, Е. И. Зиборова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1086-1088. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24611/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

На современном этапе модернизации высшего профессионального образования главной задачей вузов является подготовка компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи. Успешность и качество обучения студентов во многом определяется их направленностью на освоение профессии, основанной на системе мотивов. Именно поэтому в рамках образовательного учреждения важно создать такие условия, которые будут способствовать формированию и развитию активности обучающихся в освоении теоретических аспектов будущей трудовой деятельности и готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в практике [1].

Рассматривая профессиональную готовность к профессиональной деятельности курсантов МВД считаем важным учитывать: психологическую готовность к овладению профессии и готовность к выполнению профессиональных функций. Необходимо отметить, что в формировании профессиональной готовности ключевым моментом выступает мотивационная готовность к познанию профессиональной деятельности.

В научной литературе, на сегодняшний день, рассматриваются различные подходы к мотивационной готовности. А. Б. Корзин в качестве показателей мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности рассматривает сформированные внутренние мотивы (стремление к самореализации в деятельности, мотивация к успеху, готовность к риску) и внешние проявление готовности к деятельности (желание работать по выбранной специальности, успешное овладение профессиональными знаниями, стремление овладеть профессией, хорошая успеваемость, активное участие во внеучебной деятельности). С. В. Марихин указывает, что мотивационная сфера профессиональной деятельности, включающая различные виды побуждений (профессиональные намерения и склонности, ценностные ориентации и мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания и ожидания, профессиональные установки, интересы, готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом) формируются и в процессе профессионального обучения. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только её начала, но и эффективного решения. В соответствии с пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности, сложилась практика формирования профессиональной готовностиспециалиста [3].

В нашей работе, вслед за Е. М. Кочневой и Л. Ю. Пахомовой под мотивационной готовностью к профессиональной деятельности, мы будем понимать интегративное личностное образование, в котором авторы выделяют следующие компоненты: установочный компонент (мотивы профессионального выбора, ценностно-смысловые профессиональные ориентации), когнитивный компонент (знания, умения, навыки, осознание и самооценка которых способствует успешному началу профессиональной деятельности), личностно-волевой компонент (решительность, инициативность), профессионально-идентификационный компонент (показатель профессиональной идентичности и показатели скрытой профессиональной мотивации).

В отечественной психологии работы, посвященные вопросам мотивационной готовности к профессиональной деятельности (В. Г. Асеева, И. А. Васильева, В. К. Вилюнас., Б. И. Додонов, А. Б. Корзин, Е. М. Кочнева, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. Ю. Пахомова, В. С. Хорешман и др.) свидетельствует о том, что мотивационной готовности субъекта к профессиональной деятельности отводится роль системообразующего элемента.

Актуальность проблемы мотивационной готовности на современном этапе обусловлена в том числе и внедрением компетентного подхода в образовании при переходе на ФГОС нового поколения, когда особую значимость приобретает формирование у студентов стремления к компетентности, конкурентоспособности. Зачастую студенты поступают в учебные заведения, не имея определенного мотива выбранной профессии, и в процессе учебы сомневаются, правильно ли они сделали свой выбор. Следует отметить, что мотивационная готовность курсантов к профессиональной деятельности стало предметом внимания исследователей сравнительно недавно и поэтому относится к той группе понятий в психологии, которые являются недостаточно разработанными.

Рассматривая формирование мотивационной готовности курсанта к профессиональной деятельности необходимо говорить о динамичном процессе, который зависит от внешних условий. В период обучения в учебных заведениях изменяются требования к профессии, структура основных мотивов её приобретения, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и др. Также зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии её оценки и способов самореализации в ней.

В процессе освоения профессии, в ходе обучения и профессиональной деятельности происходят развитие мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в направлениях: общие мотивы личности трансформируются в трудовые и с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.

Мотивация курсантов заключается в том, чтобы найти именно такие действия, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности. В процессе обучения в военном вузе у курсантов формируются мотивационно-ценностные ориентации на предстоящую военную службу и профессиональную деятельность, эффективное освоение функциональных обязанностей в объеме первичных офицерских должностей в соответствии с полученной военной специальностью. [1].

Обобщая понятия мотивационной готовности к профессиональной деятельности, необходимо отметить, что в структуре профессиональной готовности выделяются несколько компонентов. В нашей работе мы будем рассматривать мотивационный компонент к профессиональной деятельности.

В основе практической деятельности лежит мотив, который является важным в процессе получения профессии. Рассматривая мотивы студентов, мы понимаем их как внутреннее побуждение к постановке цели и к действиям, поступкам для достижения этой цели, связанное с удовлетворением потребностей. В процессе получения профессии у студентов должна быть определенная мотивация выбранной профессии, у них уже сложились представления, чем они будут заниматься, знают свои обязанности, на сколько, студент в процессе обучения готов к будущей профессии.

В основе мотивов военно-профессиональной деятельности необходимо рассматривать личностные и общественно значимые потребности индивида. Мотивы как сознательно и субъективно принятые индивидом решения подготавливают целенаправленность и предсказуемость профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Мотивы военно-профессиональной деятельности рассматриваются нами как осознанные внутренние побуждения человека, определяющие направленность его активности в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на различные стороны этой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.), или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и т. п.).

В формировании профессиональной готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является стержневым, своего рода направляющим образованием, так как вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения [4].

Для выявления уровней мотивационной готовности курсанта к профессиональной деятельности необходима система критериев. Их классификация основывается на исследованиях, проводимых в этой области военными психологами.

К первой группе критериев относятся — внешние. Это особенности профессиональной деятельности курсанта; результаты психолого-педагогической деятельности; дисциплинированность; стремление к профессиональному самосовершенствованию и самоутверждению, к выполнению обязанностей; обладание профессиональными знаниями, умениями, навыками; работоспособность на службе, адекватность действий в ситуации решения задач военно-служебного плана; действия и отношение руководителей, старших, доверие с их стороны и т. д.

Результатом действия данных критериев может служить достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих.

Ко второй группе критериев относятся внутренние (личностные): преобладание в структуре мотивационной готовности курсантов образований широкого социально-значимого плана; степень адекватности самооценки руководящего состава; положительная самооценка хода и результатов деятельности; самооценка отношения к коллективу сослуживцев, её адекватность коллективной оценке личности офицера.

Результатом действия внутренних критериев мотивационной готовности выступает преобладание в иерархии её структурных элементов мотивационно-смысловых образований широкого плана, а также удовлетворенность личности результатами своей деятельности и своим положением в коллективе. В связи с этим особую значимость приобретает учет всех внешних и внутренних критериев мотивационной готовности [1].

В нашей работе мы выделяем следующие критерии, по которым будем определять мотивационную готовность курсантов к профессиональной деятельности: ведущий тип мотивации при выборе профессии (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы); мотивация обучения в учебном заведении (приобретение знаний, овладение профессии, получение диплома); выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности.

Результатом профессионального становления офицера в военном вузе должны стать: уверенное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению; умение строить межличностные отношения в воинских коллективах, организовывать воспитательную работу в подразделении; способности видеть главное в работе, четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дело до конца; умение адаптироваться к изменениям социальной среды за счет общеобразовательной и военно-профессиональной подготовки; стремление к постоянному самосовершенствованию; уверенность в своих силах и способностях, в правильность выбора жизненного пути и др. [2].

Для решения профессиональных задач курсант должен быть чутким к проявлениям эмоций, интеллекта и характера другого человека, соблюдать этические нормы, проявляя при этом принципиальность в отстаивании собственной позиции [38].Формирования мотивационной готовности в период обучения в учебном заведении требует от курсанта внутренней работы, развитие личностных и профессиональных качеств, развитие уверенности в своих силах и возможностях, это способствует качественному усвоению учебного материала. Сформированная мотивация в учебном заведении является основой для постоянного стремления курсантов к совершенствованию профессиональных качеств, в процессе овладения профессиональной деятельностью.

 

Литература:

 

  1.      Агеев Б. А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. — М.: ГА, 1994. — 234 с.
  2.      Абаполов Ю. В., Дахужев А. С., Пчелинцев С. Ю. Совершенствование системы мотивации как основа профессионального роста будущих офицеров// Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием: в 2 т. / ФГБОУ ВПО ВГИФК; [под ред. Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой]. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. — С. 170–171.
  3.      Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2011. — № 12. Т.2. — С. 60–62.
  4.      Санжаева Р. Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Личность в системе деятельности. Тезисы докладов регион. науч. практической конференции.- Новосибирск: НГПУ, 1993.-С. 90–114.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, мотивационная готовность, мотив, профессиональная готовность, особая значимость, психологическая готовность, учебное заведение, военно-профессиональная деятельность, мотивационный компонент, профессиональное поведение.


Похожие статьи

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде медицинских работников

Проблема мониторинга уровня сформированности общих компетенций у обучающихся

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа

Актуальные проблемы проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского училища на начальном этапе обучения

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Проблемы оформления отчетной документации педагогов общеобразовательных школ Воронежской области

Похожие статьи

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде медицинских работников

Проблема мониторинга уровня сформированности общих компетенций у обучающихся

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа

Актуальные проблемы проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского училища на начальном этапе обучения

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Проблемы оформления отчетной документации педагогов общеобразовательных школ Воронежской области

Задать вопрос