Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, З. И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / З. И. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 997-1001. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24613/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. Одной из насущных проблем современной коррекционной педагогики является — сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи.

Роль учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.

Решение данной проблемы видится нам во внедрении тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей, т. е. здоровьесберегающих технологий.

На логопедических занятиях мы активно используем следующие элементы здоровьесберегающих технологий: технология доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, технология саморазвития М. Монтессори, пальчиковая и дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, психогимнастика, кинезиологические упражнения, песочная терапия, су-джок терапия, релаксация, подвижные и спортивные игры и упражнения, динамические паузы.

В основе нашей педагогической деятельности, уже в течение многих лет лежит технология раскрепощённого развития детей В. Ф. Базарного. Наши педагоги работают в группах мальчиков и в группах девочек, т. к. введено раздельно-параллельное обучение. Занятия проводятся в двигательном режиме, с частой сменой поз и в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. С этой целью используются подвижные «сенсорные кресты» — вертушки, на которых крепятся картинки, подвижные «линейки-держалки», что позволяет активизировать все группы глазных мышц детей, привлечь их внимание, развивать зрительную память. Можно на линейку поместить картинки и по первым звукам отгадать слово, можно поместить зашифрованное слово или ребус и т. п. В четырёх углах комнаты располагаются сигнальные картинки. Логопед называет картинки, а дети фиксируют на них взгляд. Режим называния картинок: сначала в одном направлении, затем в обратном, и в заключении, в случайной последовательности. Также даются определённые задания и дети стрелочкой (вытянутой рукой) показывают свой выбор и обосновывают его. С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, используется методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов — «СУС». Стоя под тренажером, дети выполняют непроизвольно-сочетательное движение глазами, головой и туловищем. Весь материал, используемый на занятиях, располагается по всему пространству групповой комнаты (предметные картинки, буквы, слова, схемы, игрушки и т. д.).

Мы считаем, что использование здоровьесберегающей технологии Базарного В. Ф., в процессе развития и коррекции речи дошкольников, в основе которой лежит комплексное воздействие на детей через снятие утомления, повышение двигательной активности приводит к сохранению и улучшению зрения, осанки, к снижению уровня заболеваемости наших воспитанников, к повышению их познавательной активности и положительному психоэмоциональному самочувствию.

В нашем детском саду проводятся Дни здоровья. Предлагаю вашему вниманию одно из занятий.

Будь здоров на сто годов!

Задачи: дать детям понятие о важности здоровья в жизни человека; развивать способность к перевоплощению, умение пользоваться неязыковыми средствами общения, развивать внимание, память, воспитывать в детях доброту, отзывчивость на чужое горе, желание помочь.

Ход:

По дорожке дети подходят к закрытой двери, на которой нарисован красный крест, стучатся. Выходит Айболит.

— Приветствую вас, ребята! (Дети здороваются)

Ой, какое хорошее слово вы сказали — «Здравствуйте!» А вы знаете, что оно означает? (ответы детей).

Ну-с, как живете? Как животик? Не болит? Ой, кто это так жалобно стонет? Вы слышите?

(Дети идут на стоны, видят Бармалея, лежащего с перевязанной полотенцем головой, с градусником под мышкой).

— Что-то мне эта личность подозрительно знакома … Ребята, вы узнали, кто это? (Дети: Бармалей!)

Бармалей, плача: Я кровожадный, я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей, ой-ой-ой!

— Ребята, что это с ним? (щупает лоб, проверяет зрачок, считает пульс). Все ясно: инфлюэнца, симуленца, кашлюэнца, лодырит! Н-да, голубчик! Болезнь человека не красит! Дела неважные: Вы очень злы, потому и больны!

Бармалей: О, я буду добрей! Полюблю я детей! Не губите меня! Подлечите меня!

— Ребята, что делать будем? Лечить? Одному мне не справиться. Поможете? (Дети: Да!) Садитесь в кружок на подушки. И ты с нами, Бармалей! Чтоб взбодрить весь организм нужно сделать массаж пальчиков.

Проводится пальчиковая игра «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа.

Эта долька — для утят, эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра, а для волка — кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда!

— Ну как, легче тебе, Бармалеюшка?

Бармалей: Да полегчало вроде …

— А вы знаете, что 5 минут смеха равносильны одному стакану сметаны? Смеяться очень полезно! Надо чаще улыбаться. Ой, Бармалей, ты только полюбуйся на свою мимику! (подает ему зеркальце).

Бармалей: Мимика? (Осматривает себя, бормочет) Нет у меня никакой мимики …

Дети: Мимика — это различные выражения лица.

— Поучим Бармалея улыбаться? Смотрите, как много выражений лица бывает! (показывает карточки, дети воспроизводят изображение, последняя карточка — с радостным выражением лица).

А не слыхал ли ты, Бармалей, такую народную мудрость: «Быстрого, да ловкого, болезнь не догонит!» А вы, ребята, как понимаете эту пословицу? (ответы детей)Ты, Бармалей, видимо не так быстр и ловок, раз тебя болезнь догнала! Надо тренироваться. Готовы? (Дети и Бармалей: Да!)

— Подышим!

  1. Вдох, медленный выдох.
  2. Вдох, задержка дыхания, медленный выдох.
  3. Вдох, задержка дыхания, выдох в три приема.
  4. Упражнение «Сдуй коробок».

4. а. Упражнение «Сдуй коробок». Кто дальше? (Соревновательный момент)

— Сможете ли вы сказать пословицу «Быстрого, да ловкого, болезнь не догонит!» шепотом? (Громко, быстро, первую половину — одна группа детей, вторую — другая). Ну, что, тренируемся дальше?

Игра «Ворота»

Тра-та-та, тра-та-та, отворялись ворота.

А из этих из ворот вышел маленький народ:

Один дядя — вот такой! (показывают штангиста).

Другой дядя — вот такой! (теннесист).

Третий дядя — вот такой! (пловец).

А четвертый — вот такой! (лыжник).

— Как здорово вы перевоплощались в спортсменов!

Бармалей: А что значит перевоплощаться?

Дети: Превращались, играли роль.

— Продолжаем перевоплощаться!

Ссутулились, выпрямились, подняли плечики, «отбросили» их назад, животики подтянули!

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носочках, а потом на пятках.

Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый.

И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся — Ежик сладко потянулся!

— Ребятки, смотрите на Бармалея! Выздоровел, Бармалей?

Бармалей: Я уже почти здоров. Но вот чего-то мне еще не хватает … может, пилюльку какую пожевать?

— Доброты тебе не хватает! Тут я бессилен. А ребята смогут тебе помочь, выполнив условие за той дверью.

(За дверями в другой комнате, дети рисуют портрет доброго Бармалея. Приглашают его полюбоваться на себя.)

Бармалей: Смотрите, какой я здесь красивый, веселый, какой я здесь добрый! Что-то я чувствую! (прислушивается к себе) Я Здоров! За то, что вы спасли меня, я верну вам ваших зверят (отдает детям клетку, в которой сидят два зверька (куклы).

Подходите, получите, ни копейки не платите!

Потому что Бармалей ЛЮБИТ маленьких детей!!!

Буду с вами я дружить,

Нашей дружбой дорожить!

(Дети благодарят и прощаются с Айболитом и Бармалеем).

K:\с компьютера =)\Фото и фильмы\Мамины фото\Занятие-здоровье Старшая 2011\DSC09470.JPG

 

K:\с компьютера =)\Фото и фильмы\Мамины фото\Занятие-здоровье Старшая 2011\DSC09459.JPG

 

Литература:

 

  1.      Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционно школьной среде. Часть I, г. С-П., 1995 г
Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, эта, долька, дошкольный возраст, задержка дыхания, картинка, медленный выдох, ответ детей, ребята, упражнение.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Задать вопрос