В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. Одной из насущных проблем современной коррекционной педагогики является — сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи.
Роль учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.
Решение данной проблемы видится нам во внедрении тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей, т. е. здоровьесберегающих технологий.
На логопедических занятиях мы активно используем следующие элементы здоровьесберегающих технологий: технология доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, технология саморазвития М. Монтессори, пальчиковая и дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, психогимнастика, кинезиологические упражнения, песочная терапия, су-джок терапия, релаксация, подвижные и спортивные игры и упражнения, динамические паузы.
В основе нашей педагогической деятельности, уже в течение многих лет лежит технология раскрепощённого развития детей В. Ф. Базарного. Наши педагоги работают в группах мальчиков и в группах девочек, т. к. введено раздельно-параллельное обучение. Занятия проводятся в двигательном режиме, с частой сменой поз и в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. С этой целью используются подвижные «сенсорные кресты» — вертушки, на которых крепятся картинки, подвижные «линейки-держалки», что позволяет активизировать все группы глазных мышц детей, привлечь их внимание, развивать зрительную память. Можно на линейку поместить картинки и по первым звукам отгадать слово, можно поместить зашифрованное слово или ребус и т. п. В четырёх углах комнаты располагаются сигнальные картинки. Логопед называет картинки, а дети фиксируют на них взгляд. Режим называния картинок: сначала в одном направлении, затем в обратном, и в заключении, в случайной последовательности. Также даются определённые задания и дети стрелочкой (вытянутой рукой) показывают свой выбор и обосновывают его. С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, используется методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов — «СУС». Стоя под тренажером, дети выполняют непроизвольно-сочетательное движение глазами, головой и туловищем. Весь материал, используемый на занятиях, располагается по всему пространству групповой комнаты (предметные картинки, буквы, слова, схемы, игрушки и т. д.).
Мы считаем, что использование здоровьесберегающей технологии Базарного В. Ф., в процессе развития и коррекции речи дошкольников, в основе которой лежит комплексное воздействие на детей через снятие утомления, повышение двигательной активности приводит к сохранению и улучшению зрения, осанки, к снижению уровня заболеваемости наших воспитанников, к повышению их познавательной активности и положительному психоэмоциональному самочувствию.
В нашем детском саду проводятся Дни здоровья. Предлагаю вашему вниманию одно из занятий.
Будь здоров на сто годов!
Задачи: дать детям понятие о важности здоровья в жизни человека; развивать способность к перевоплощению, умение пользоваться неязыковыми средствами общения, развивать внимание, память, воспитывать в детях доброту, отзывчивость на чужое горе, желание помочь.
Ход:
По дорожке дети подходят к закрытой двери, на которой нарисован красный крест, стучатся. Выходит Айболит.
— Приветствую вас, ребята! (Дети здороваются)
Ой, какое хорошее слово вы сказали — «Здравствуйте!» А вы знаете, что оно означает? (ответы детей).
Ну-с, как живете? Как животик? Не болит? Ой, кто это так жалобно стонет? Вы слышите?
(Дети идут на стоны, видят Бармалея, лежащего с перевязанной полотенцем головой, с градусником под мышкой).
— Что-то мне эта личность подозрительно знакома … Ребята, вы узнали, кто это? (Дети: Бармалей!)
Бармалей, плача: Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей, ой-ой-ой!
— Ребята, что это с ним? (щупает лоб, проверяет зрачок, считает пульс). Все ясно: инфлюэнца, симуленца, кашлюэнца, лодырит! Н-да, голубчик! Болезнь человека не красит! Дела неважные: Вы очень злы, потому и больны!
Бармалей: О, я буду добрей! Полюблю я детей! Не губите меня! Подлечите меня!
— Ребята, что делать будем? Лечить? Одному мне не справиться. Поможете? (Дети: Да!) Садитесь в кружок на подушки. И ты с нами, Бармалей! Чтоб взбодрить весь организм нужно сделать массаж пальчиков.
Проводится пальчиковая игра «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин. Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа.
Эта долька — для утят, эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра, а для волка — кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда!
— Ну как, легче тебе, Бармалеюшка?
Бармалей: Да полегчало вроде …
— А вы знаете, что 5 минут смеха равносильны одному стакану сметаны? Смеяться очень полезно! Надо чаще улыбаться. Ой, Бармалей, ты только полюбуйся на свою мимику! (подает ему зеркальце).
Бармалей: Мимика? (Осматривает себя, бормочет) Нет у меня никакой мимики …
Дети: Мимика — это различные выражения лица.
— Поучим Бармалея улыбаться? Смотрите, как много выражений лица бывает! (показывает карточки, дети воспроизводят изображение, последняя карточка — с радостным выражением лица).
А не слыхал ли ты, Бармалей, такую народную мудрость: «Быстрого, да ловкого, болезнь не догонит!» А вы, ребята, как понимаете эту пословицу? (ответы детей)Ты, Бармалей, видимо не так быстр и ловок, раз тебя болезнь догнала! Надо тренироваться. Готовы? (Дети и Бармалей: Да!)
— Подышим!
- Вдох, медленный выдох.
- Вдох, задержка дыхания, медленный выдох.
- Вдох, задержка дыхания, выдох в три приема.
- Упражнение «Сдуй коробок».
4. а. Упражнение «Сдуй коробок». Кто дальше? (Соревновательный момент)
— Сможете ли вы сказать пословицу «Быстрого, да ловкого, болезнь не догонит!» шепотом? (Громко, быстро, первую половину — одна группа детей, вторую — другая). Ну, что, тренируемся дальше?
Игра «Ворота»
Тра-та-та, тра-та-та, отворялись ворота.
А из этих из ворот вышел маленький народ:
Один дядя — вот такой! (показывают штангиста).
Другой дядя — вот такой! (теннесист).
Третий дядя — вот такой! (пловец).
А четвертый — вот такой! (лыжник).
— Как здорово вы перевоплощались в спортсменов!
Бармалей: А что значит перевоплощаться?
Дети: Превращались, играли роль.
— Продолжаем перевоплощаться!
Ссутулились, выпрямились, подняли плечики, «отбросили» их назад, животики подтянули!
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носочках, а потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся — Ежик сладко потянулся!
— Ребятки, смотрите на Бармалея! Выздоровел, Бармалей?
Бармалей: Я уже почти здоров. Но вот чего-то мне еще не хватает … может, пилюльку какую пожевать?
— Доброты тебе не хватает! Тут я бессилен. А ребята смогут тебе помочь, выполнив условие за той дверью.
(За дверями в другой комнате, дети рисуют портрет доброго Бармалея. Приглашают его полюбоваться на себя.)
Бармалей: Смотрите, какой я здесь красивый, веселый, какой я здесь добрый! Что-то я чувствую! (прислушивается к себе) Я Здоров! За то, что вы спасли меня, я верну вам ваших зверят (отдает детям клетку, в которой сидят два зверька (куклы).
Подходите, получите, ни копейки не платите!
Потому что Бармалей ЛЮБИТ маленьких детей!!!
Буду с вами я дружить,
Нашей дружбой дорожить!
(Дети благодарят и прощаются с Айболитом и Бармалеем).
Литература:
- Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционно школьной среде. Часть I, г. С-П., 1995 г