В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации ребенка, определяются цели и задачи исследования.
Ключевые слова: межгендерноеобщение,гендерная идентичность, гендерное воспитание, гендерная социализация.
На современном этапе содержание российского дошкольного образования совершенствуется. Примечательно, что ФГОС ДО педагогу заданы ориентиры на учёт индивидуальных характеристик ребенка в образовательном процессе, развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование коммуникативной деятельности детей. Пол — это индивидуальная характеристика человека. Общение со сверстниками своего и другого пола рассматривается как условие развития гендерного самосознания, гендерной роли/идентичности. В среде равных по возрасту людей происходит становление межгендерных отношений. В связи с этим актуализируется необходимость изучения проблемы формирования межгендерного общения как условия гендерной социализации личности в период дошкольного детства.
В ходе гендерной социализации ребенок знакомится с различиями полов, осознает свою половую и гендерную идентичность, осваивает гендерную роль, обращая внимание на особенности поведения и личностные качества представителей разных полов, виды деятельности и взаимоотношения. Результатом данного процесса является сформированная гендерная идентичность, освоенная гендерная роль, в основе которой лежат ценностные ориентации, проявляемые в гендерном поведении и взаимоотношениях детей (В. Е. Каган, И. С. Кон и др.). Становление основ межгендерного общения осуществляется в группе сверстников, что имеет базовое значение для развития системы отношений с людьми своего и противоположного пола (Т. А. Репина).
Гендерное воспитание как часть управляемой социализации нацелено на освоение ребенком гендерной роли/идентичности, проявляемой в общении и совместной деятельности со сверстниками на основе учёта гендерных особенностей друг друга и гендерного равенства (с отсутствием дискриминации по признаку пола и гендерных предрассудков). Воспитание девочек и мальчиков в таком ключе способствует гармонизации гендерных отношений.
В исследованиях А. В. Запорожца, М. И. Лисиной и др. общение ребенка со сверстником рассматривается как особая коммуникативная деятельность, аналогичная по своей природе с коммуникативной деятельностью взрослых, предметом которой в обоих случаях является другой человек как партнер по общению со своими особенностями: потребностями, интересами, настроением, опытом и т. д. Общение рассматривается как коммуникативное взаимодействия двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка — это средство самопознания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности и т. д. В процессе взаимодействия в совместной деятельности развивается способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и др.), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных отношений [2].
В последние десятилетия (с 70-х годов 20 века по настоящее время) проведено множество исследований в области гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Теоретическую и практическую базу в данной области составляют работы таких психологов и педагогов как Б. А. Ананьев, В. В. Абраменкова, Л. В. Градусова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина, Л. В. Ильченко, Н. В. Плисенко, Н. В. Татаринцева, О. В. Прозументик, А. А. Чекалина и др.
Вместе с тем, в единичных исследованиях поднимался вопрос о необходимости изучения и формирования межгендерного общения детей дошкольного возраста в группе сверстников. В научной литературе раскрытию феномена межгендерного (межполового) общения в дошкольном возрасте уделено крайне мало внимания. Вместе с тем, изучение особенностей общения со сверстниками своего и противоположного пола в группе детского сада, предпринятое в исследованиях Т. А. Репиной и её учеников [5], позволило определить сверстника в качестве важного агента гендерной социализации ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Наиболее полная картина развития ребенка как представителя пола и условия его гендерной социализации в период дошкольного детства раскрываются в работе Л. В. Коломийченко и О. В. Прозументик [1]. Так авторы выделяют ряд этапов в гендерной социализации, обозначая роль семьи, других воспитывающих взрослых, сверстников в этом процессе. Особое место отведено механизму гендерной идентификация с родителями своего пола, их ролью (с 3-х до 5–6 лет) и со сверстниками одноименного пола (5–6 лет), стимулирующего стремление ребенка воспроизводить образ действий взрослого и сверстника своего пола. Важной вехой в конце 6–го года жизни выступает системная половая идентичность как овладение гендерной ролью/идентичностью, выражающейся в единстве сознания и переживания себя как носителя половой роли. На рубеже 6–го и 7–го годов жизни гендерная идентичность обусловливает возникновение процессов консолидации (объединение детей по признаку пола для совместной деятельности) и половой сегрегации (упрочение границ в общении со сверстниками своего пола, нежелательность выхода за пределы своей половой группы, применение санкций за несанкционированное пересечение границ).
Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования межгендерного общения. Такое общение базируется на пересечении интересов детей разного пола и взаимных-невзаимных симпатиях. В исследовании О. В. Прозументик [4] показано, что во второй половине старшего дошкольного возраста у детей наблюдается появление первых симпатий и влюблённостей к представителям другого пола. В ходе проявления особого отношения у детей актуализируется стихийно организованный архаический тип маскулинно-феминного поведения в ситуациях межгендерного общения с присущими им наступательно-оборонительными тактиками. Автор отмечает, что апробированные детьми и закреплённые поведенческие тактики как способы межгендерного общения некритически переносятся в следующие этапы гендерной социализации ребенка, что является препятствием для общения и гармонизации взаимоотношений мальчиков и девочек. Исследователем предлагается выстраивать работу в русле интерсубъектного подхода к гендерному воспитанию детей [3, 4].Подход базируется на теории отражённой субъектности В. А. Петровского, что предполагает порождение субъектности гендерного самосознания и выращивание гендерных ценностных ориентаций на основе организации опыта проживания, диалога и рефлексии межполового взаимодействия детей. В качестве психолого-педагогического инструмента в работе с детьми 6–7 лет предлагалось организовать тренинг межполового общения. В условиях тренинга ребенок имел возможность пережить и осознать определенного рода опыт в ситуациях межполового взаимодействия, с тем, чтобы в дальнейшем свободно выбирать приемлемый способ общения с представителями другого пола. Образцы гендерного поведения при этом не задаются ребенку взрослым, а открываются ребенком в ситуации совместного со взрослым и сверстниками обсуждения, проигрывания спектра поведенческих решений и выбора оптимального с точки зрения удовлетворённости участников межполового общения [3].
Мы полагаем, что формирование межгендерного общения средствами тренинга может быть обогащено и другими психолого-педагогическими инструментами, которые применяются не только педагогом-психологом, но и воспитателем в ситуациях специального организованного и свободного взаимодействия детей в образовательном процессе в течение дня. В частности, мы предлагаем включить в работу с девочками и мальчиками секретные совещания, психогимнастические этюды, беседы по прочитанным произведениям, сочинение и разыгрывание историй, просмотр мультфильмов и анализ поведения героев, проблемные ситуации и др.
Проблема исследования заключается в поиске путей и средств формирования межгендерного общения в старшем дошкольном возрасте в условиях группы сверстников.
Стратегической целью нашего исследования в прикладном аспекте является формирование межгендерного общения детей в группе детского сада, обеспечивающего гармонизацию отношений мальчиков и девочек в различных ситуациях взаимодействия.
В качестве задач исследования мы определяем следующие:
- Изучить феномен межгендерного общения, определить сущность межгендерного общения детей дошкольного возраста и раскрыть его основные характеристики.
- Определить параметральные характеристики межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте.
- Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить особенности межгендерного общения детей 6–7 летнего возраста.
- Определить направления, этапы, задачи, методы и формы психолого-педагогической работы с детьми 6–7 летнего возраста, направленной на формирование общения детей разного пола в группе детского сада.
- Разработать технологическую модель содействия становлению межгендерного общения детей 6–7-ми лет в группе детского сада.
Литература:
- Коломийченко Л. В., Прозументик О. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, О. В. Прозументик // Детский сад от А до Я. –2006. — № 1. — С. 12–25.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения /Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: педагогика, 1986. — 144 с.
- Прозументик О. В. Нормативно-регулятивный и интерсубъектный подходы в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 59–67.
- Прозументик О. В. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте: дис.... канд. психол. наук / О. В. Прозументик. — М., 1999. — 161 с.
- Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.-Воронеж: Издательство: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2004. — 288 с.