Одним из видов прикосновенности, нормы об ответственности за который обладают, прежде всего, общепредупредительным воздействием, является попустительство преступлению. Согласно русскому языку термин «попустительство» означает отсутствие противодействия чему-нибудь недопустимому, противозаконному.
Законодательное определение понятия «попустительство преступлению» отсутствует. Самой этой категории также нет в современном уголовном законодательстве. Вместе с тем, при описании объективной стороны состава получения взятки в УК РФ используется близкое к рассматриваемому понятие «попустительство по службе». Согласно ч. 1 ст. 290 УК взятка может быть получена должностным лицом за общее покровительство или попустительство по службе.
В доктрине отечественного уголовного права определение понятия «попустительство преступлению» относится к числу дискуссионных. Многие ученые-юристы считают, что попустительство преступлению — это заранее не обещанное невоспрепятствование достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению в случаях, когда лицо должно было и могло ему воспрепягсгвовать. Наряду с этим в доктрине высказаны и другие суждения. По мнению А. Шнейдера, «попустительство есть невоспрепятствование преступлению в случаях, когда данное лицо могло лично воспрепятствовать его совершению или принять другие необходимые меры для предотвращения преступления» [1]. Как видно, в приведенном определении акцент делается на том обстоятельстве, что виновное лицо может препятствовать преступлению лично либо путем принятия иных необходимых мер. Как представлявется, это обстоятельство не является при попустительстве решающим. Кроме того, в указанном определении как попустительство рассматривается бездействие лица, независимо от того, являлось ли воспрепятствование преступлению его обязанностью либо нет.
В свете вышеизложенного под попустительством преступлению следует понимать заранее не обещанное непринятие мер по предупреждению достоверно известного готовящегося или совершаемого преступления в случаях, когда лицо должно было и могло соответствующие меры принять. Одна из особенностей законодательной регламентации попустительства преступлению такова, что это общественно опасное деяние не получает самостоятельной оценки в рамках отдельного состава преступления. Попустительство преступлению вообще — это юридическая конструкция, отражающая признаки реального уголовно-правового явления, но лишенная особого нормативного описания, специфического юридического объективирования в законодательстве. Однако, попустительство преступлению -это вовсе не теоретическая абстракция, не «виртуальный» конструкт, а социально-правовой феномен, который проявляет себя через призму множества норм Особенной части уголовного права. [2]
Представляется, что вопрос об объекте попустительства необходимо решать, основываясь на положениях учения о прикосновенности к преступлению. Поскольку общественная опасность попустительства (как вида уголовно-противоправной прикосновенности) состоит в создании этим деянием возможности беспрепятственной подготовки и совершения другими лицами преступных посягательств, постольку причиняется вред нормальной деятельности органов государственной власти по предупреждению преступлений. Отсюда, родовым объектом попустительства следует признавать интересы государственной власти. Видовым объектом анализируемого деяния являются интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления, военной службы. Основным непосредственным объектом попустительства могут выступать общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование аппарата конкретного звена системы органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ; установленный порядок несения различного рода воинских служб (пограничной, патрульной, службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, внутренней службы, патрулирования в гарнизоне, боевого дежурства).
Как и все иные виды прикосновенности, попустительство создает условия для совершения преступлений другими лицами. По этой причине попустительство характеризуется также наличием факультативного объекта, в качестве которого могут выступать интересы общественной безопасности. Попустительство преступлению относится к числу так называемых беспредметных преступных посягательств.
С объективной стороны попустительство выражается в бездействии. Последнее состоит в непринятии мер противодействия готовящемуся или совершаемому преступлению. По своему характеру указанные меры могут быть как непосредственного, так и опосредованного противодействия. Непосредственное противодействие подразумевает личные действия лица по недопущению преступления. Опосредованные меры состоят в привлечении к такому противодействию третьих лиц. Содеянное может быть квалифицировано как попустительство только при одновременном наличии двух условий: на виновное лицо возложена обязанность противодействовать преступлению и это лицо имеет реальную возможность выполнить возложенную на него обязанность. Названные условия не являются альтернативными. Они одновременно включены в основание уголовной ответственности за попустительство как разновидность преступного бездействия.
С субъективной стороны попустительство характеризуется умышленной формой вины. Лицо осознает, что оно не препятствует совершению преступления и желает этого либо относится к этому безразлично. Субъект попустительства преступлению специальный. Им является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Юридический анализ специальных признаков субъекта попустительства предполагает обращение к уже приведенной нами классификации случаев попустительства на три группы: попустительство должностных лиц, специально обязанных лиц и частных лиц. [3]
К первой группе субъектов попустительства в контексте указанной классификации следует относить должностных лиц. Понятие должностного лица относится к числу формально определенных и содержится в п. 1 примечаний к ст. 285 УК, который гласит: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Ко второй группе субъектов попустительства относятся так называемые специально обязанные лица. Рассматривая возможные формы проявления анализируемого деяния в рамках действующего уголовного законодательства, необходимо признать, что речь идет о субъектах преступлений против военной службы, предусмотренных ст.ст. 341–344 УК. Это военнослужащие, осуществляющие несение различного рода воинских служб.
Указанные лица могут быть субъектами попустительства в случае нарушения специальной обязанности противодействовать преступлениям, которая вытекает из специфики несения определенного вида воинской службы. Например, к уголовной ответственности за попустительство по ст. 342 УК может быть привлечен военнослужащий, который во время несения караульной службы осознанно не препятствует нанесению ущерба охраняемым караулом объектам.
Спорным в доктрине является вопрос о признании субъектами попустительства частных лиц (обычных граждан). В разные периоды развития отечественного уголовного права этот вопрос решался неодинаково. Уголовное право царской России в качестве попустителей рассматривало лиц, которые в силу специфики осуществляемой службы или рода деятельности должны были оказывать противодействие преступным посягательствам.
Сегодня, когда частный интерес в системе ценностей возобладал над публичным, установление ответственности частного лица за попустительство преступлениям является неприемлемым. В свете сказанного обоснованным представляется возврат к традициям дореволюционного уголовного права и отказ от возложения на всех граждан общеправовой обязанности противодействовать преступлениям. У этого подхода есть и свои оппоненты, которые сожалеют о декриминализации деяния, описанного в ч. 1 ст. 127 УК 1960 г, и предлагают реанимировать практику привлечения широкой общественности к противодействию преступности. Преодолеть сложившуюся ситуацию, можно путем установления уголовной ответственности за попустительство преступлениям против физической неприкосновенности человека. [4].
Обосновывая эту позицию, разумно, обратить внимание на следующие обстоятельства. Специфика деятельности должностного лица заключается в том, что последнее действует на основании специально предоставленных ему властных полномочий различного уровня или характера. Под должностными полномочиями понимается ограниченное установлением специальных запретов право, предоставленное должностному лицу для исполнения возложенных на него служебных обязанностей. Долг лица, наделенного властными полномочиями, состоит в осуществлении власти в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с возложенными на него обязанностями. Должностные обязанности, определяющие меру служебного поведения, состоят 1) в воздержании субъекта власти от совершения запрещенных актов поведения и 2) в исполнении данным лицом требуемых от него действий. Как видно, «бездействие власти» легко вписывается в общую логику систематизации должностных преступлений (превышение власти — бездействие власти).
Литература:
- Шнейдер М. Л. Соучастие в преступлении по советскому уголовному праву. — М.: Госиздт, 1958. — С. 51.
- Истомин А. Ф. Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов //Журнал российского права. 2012. № 3. — С. 59.
- Бидова Б. Б. Прикосновенность к преступлению в системе превентивно-правовых мер // Молодой ученый. — 2015. — № 23.
- Безверхов А. Г. Должностные (служебные) преступления и проступки. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2011.-С. 101.