Методом историко-научного анализа раскрываются организационные аспекты становления ведущего научного учреждения Украины в 1918–1927 гг. — Сельскохозяйственного ученого комитета Украины. Благодаря исследованию архивных документов удалось охарактеризовать сложный период деятельность институции в 1919 г.
Ключевые слова: сельскохозяйственный ученый комитет Украины, сельское хозяйство, Народное министерство земледелия, структура, подразделения.
В начале прошлого века население Украины в полной мере ощутило на себе последствия длительных социальных катаклизмов — революций и воин 1917–1921 гг. Оно страдало от военных действий, изменения политических режимов, экономической нестабильности и радикальных социально-экономических преобразований. В стране наблюдался спад экономики, хозяйственная разруха, резкое падение жизненного уровня.
Основной целью данной работы является раскрытие научно-организационных аспектов становления главного научного учреждения страны по сельскохозяйственным наукам и опытному делу — Сельскохозяйственного ученого комитета Украины (1918–1927). Хронологические рамки исследования охватывают 1919 год.
В начале 1918 года в правительственных кругах Украины возникла мысль учредить при Народном министерстве земледелия особый автономный орган с целью широкого применения опыта науки в области использования естественных богатств страны. Согласно Указу Министерства земледелия от 1 ноября 1918 г. в Киеве был учрежден Сельскохозяйственный ученый комитет Украины [1]. Эту институцию с 16 ноября 1918 г. возглавил академик Владимир Вернадский [2]. В ее состав вошли представители ведущих высших учебных заведений, имеющих кафедры по агрономии; научных обществ, ставящих своей задачей развитие общественных наук, и др.
На наш взгляд, на этапе становления Сельскохозяйственного ученого комитета Украины особого внимания заслуживает 1919 год. Он оказался достаточно тяжелым в жизни страны и его научных организаций. Следует отметить, что только за год Киев трижды пережил смену политической власти. Созданному в конце 1918 г. Сельскохозяйственному комитету Украины пришлось разворачивать свою деятельность в условиях всех политических режимов, которые соревновались за власть в Украине: Украинской Народной Республики, Украинской Социалистической Советской Республики, белого режима Вооруженных сил Юга России. При Директории УНР и УССР Киев был столицей, во времена белой власти — региональным центром. Длинным был период советской власти — почти семь месяцев, тогда как Директория находилась в Киеве всего полтора, а белая власть продержалась три с половиной месяца [3, c. 4]. Непродолжительное присутствие той или иной политической силы не могло мгновенно повлиять на уклад жизни населения, его политических предпочтений. Такие определяющие показатели, как социальный и национальный состав, уровень жизни населения, развитие экономики, состояние сельского хозяйства не могли трансформироваться одновременно с изменением политической власти. Поэтому жизнь большого города трансформировалось постепенно, глубинные сдвиги становились заметными лишь со временем.
Сельскохозяйственный ученый комитет Украины вошел в 1919 г., главным образом, с вопросами своей внутренней организации. Он находил вполне целесообразным и полезным использование опыта по вопросам организации подобных научных учреждений России и, в первую очередь, опыта тождественного ему по задачам — Сельскохозяйственного ученого комитета в Петербурге. И это было неслучайно. Ведь еще до недавнего времени решение научных вопросов исследования климатических и почвенных особенностей Украины составляло прямую задачу упомянутой институции. Сельскохозяйственный ученый комитет Украины через своего представителя — профессора Василия Огиевского обратился к комитету в Петрограде с просьбой получить полные материалы по организации учреждения, а также схему ближайших научных исследований в области прикладного естествознания для повышения уровня сельскохозяйственной продукции [4].
Согласно «Уставу Ученого комитета Народного министерства земледелия» от 17 января 1919 г., в § 1 указывается, что данная институция является высшим органом Народного министерства земледелия и объединяет научную деятельность всех центральных и местных организаций этого ведомства. В его задачи входит развитие и планомерная организация в Украине научной работы, связанной с сельским хозяйством в широком понимании [5]. Кроме того, в документе прописывалось, что на Комитет возлагается популяризация сельскохозяйственных знаний на разных уровнях.
Научно-организационная работа Сельскохозяйственного ученого комитета Украины являлась одной из ключевых частей его результативного функционирования. В «Проекте подразделения Ученого Комитета Народного министерства земледелия на отделы» ученый секретарь Александр Алешо указывал: «Отыскание ж того желательного принципа, по которому должна распределяться работа между учреждениями Ученого Комитета, вопрос очень трудный, и трудный прежде всего потому, что Комитет, как научный центр М. З., должен заботиться о том, чтобы как можно лучше использовать для развития сельского хозяйства Украины приобретения науки, а также не может не заботиться о том, чтобы возможно скорее и возможно полнее развить на Украине те науки, которые должны дать такие приобретения, так как эти науки еще мало развиты на Украине…» [6]. Распределение функций между структурными подразделениями комитета проводилось по двум принципам: техническому и научному, т. е. за основу распределения брались или какие-нибудь комплексы технических операций хозяйства, или те объекты, из каких состоит хозяйство, или влияющие на него факторы. Комитет старался предусмотреть все это и с самого начала распределить свою работу между отделами по ее объектам и тем же путем распределить обязанности особых отделов по подотделам, секциям и подсекциям, последовательно сокращая круг компетенции этих учреждений, т. е. уменьшая группы однородных объектов их работы. Идя этим путем, Сельскохозяйственный ученый комитет Украины пытался наиболее соответствовать тогдашнему положению сельского хозяйства Украины и связанных с ним наук, потому что на первом плане из двух указанных выше заданий поставил развитие наук, которые служат основой сельского хозяйства. По этому принципу происходило и распределение работ между учреждениями Комитета по его объектам.
Следует отметить, что в результате тщательно проведенной научно-организационной работы в Сельскохозяйственном ученом комитете Украины предусматривалась создание 11 отделов. Отделпочвоведения и геологии состоял с существующего прежде отдела почвоведения и отдела гидрогеологии, который функционировал при Департаменте земельных улучшений и сельского строительства. В круг компетенции новой структурной единицы вошли также исследование удобрения, почвы, контроль туков и гидромодульные эксперименты. Объектом работы ботанического отдела стала прикладная ботаника (частное растениеводство), т. е. растения в широком значении этого слова, как со стороны классификации биологии и селекции, так и физиологии и методов культуры. Объектом исследований зоологического отдела, кроме энтомологии всех направлений, стала и зоотехника в широком понимании. Задачами отдела охраны природы были инвентаризация памятников природы Украины; разработка и проведение законодательных и других способов охраны, как памятников природы, так и природной фауны и флоры Украины; урегулирование охоты, ловли и т. п. Метеорологический отдел охватывал, кроме сельскохозяйственной метеорологии, также лесную, гидрометеорологию и те отрасли метеорологии, которые непосредственно связаны с вышеупомянутыми. Центром всех технических наук, которые имели отношение к сельскому хозяйству, стал технический отдел. В его ведение поступали сельскохозяйственное машиноведение, исследование сельскохозяйственных строительных материалов, гидротехника, картография и в частности и типография. Экономический отдел координировал все экономические науки, связанные с сельским хозяйством: сельскохозяйственная статистика, сельскохозяйственная экономика, счетоводная сельскохозяйственная статистика и т. п. Отдел опытной агрономической организации объединил все местные опытные агрономические станции, поля и т. п., на основе принципов их общей организации и методологии. В его компетенцию входил также синтез, со стороны общих интересов агрономии, той специально обособленной научной работы, что производилась по другим отделам и вытекающих из нее результатам. Отдел опытной лесной организации, функции которого в общих чертах были те же, что и предыдущего, но применительно не к полевому, а лесному хозяйству Украины. Работа в направлении школьной и внешкольной популяризации наук, связанных с сельским хозяйством, проводимая во всех отделах Сельскохозяйственного ученого комитета Украины, сосредотачивалась в отделе популяризации. Научные, организационные, финансовые и другие коллективные вопросы Комитета относились к ведению общей канцелярии (секретариата), которая была центром Сельскохозяйственного ученого комитета Украины и объединила все его отделы. [6].
Круг компетенции отделов всецело согласовался с принципом распределения работы по объектам, основываясь на котором каждая с означенных структурных единиц могла легко быть разделена на необходимые подотделы, секции и подсекции, что и происходило в работе Сельскохозяйственного ученого комитета Украины в последующие годы. Следует заметить, что в организации и распределении работ этого научного учреждения всегда важным оставался принцип общественности. Это когда каждая структурная единица в своей деятельности считалась не только с общими постановлениями тех специальных съездов и совещаний, которые созывались отделом, но и с более конкретными указаниями постоянных комитетов и комиссий, которые функционировали практически при каждом структурном подразделении. Отметим, что их состав был достаточно компетентным не только во всех отраслях соответствующих специальностей, но и сельского хозяйства вообще, что являлось полной гарантией того, что деятельность всех структурных подразделений Комитета будет развиваться в направлении, согласованными с очередными заданиями сельского хозяйства Украины. Наилучшей же гарантией этого служил сам состав Сельскохозяйственного ученого комитета Украины, в котором были соответственно выражены интересы всех направлений сельского хозяйства Украины и связанных с ним наук. Именно в 1919 году было широко акцентировано внимание на укомплектовании штатными сотрудниками. Например: еще 1 февраля 1919 года сотрудников вместе с членами комитета насчитывалось 8 человек, по состоянию на 1 апреля — 49, а на 1 мая — уже 79. В июне общее количество возросло до 109 человек, из которых: 12 членов, 45 специалистов, 3 специалистов технического персонала, 17 практикантов та стипендиатов, 6 секретарей секций, 17 специалистов канцелярии, 7 курьеров. Такое штатное расписание способствовало налаживанию полноценной деятельности Сельскохозяйственного ученого комитета Украины.
Подытоживая, следует заметить, что при организации отделов, подотделов, секций и подсекций Сельскохозяйственный ученый комитет Украины руководствовался принципом распределения работы по его объектам, а также их естественным группам. Для нормального функционирования в его структуре предусматривалось создание 11 отделов. При них были организованы комитеты и комиссии с всесторонне компетентными кадрами. Особое внимание следует обратить на то, что в составе Сельскохозяйственного ученого комитета Украины были представители всех главных отраслей сельского хозяйств страны и связанных с ним наук.От этого зависела дальнейшая деятельность, органическое развитие как Комитета в целом, так и его научных учреждений. Таким образом, практически с момента создания этой научной институции она заняла ведущие позиции в координировании сельскохозяйственной науки и опытного дела на украинских землях.
Литература:
- Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины), ф. 1061, оп. 1, д. 32, л. 202.
- ЦГАВО Украины, ф. 1061, оп. 1, д. 32, л. 216.
- Бойко О. Д. Нариси життя Києва. 1919 рік: політика і повсякденність. — К.: Інститут історії України НАН України, 2015. — 143 с.
- ЦГАВО Украины, ф. 1230, оп. 1, д. 2, л. 21.
- ЦГАВО Украины, ф. 1230, оп. 1, д. 9, л. 96–97.
- ЦГАВО Украины, ф. 1230, оп. 1, д. 2, л. 12–14.