На фоне возрождения российской промышленности, когда на рынке появляется все больше товаров отечественного производства, брендинг для отечественных предпринимателей становится особенно важным и актуальным. В современных условиях при продвижении компании на рынок использование интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) позволяет сформировать потребительские предпочтения и сделать бренд узнаваемым.
ИМК включают в себя все инструменты маркетинговых коммуникаций, используемые для согласованного воздействия на целевую аудиторию и служащего для продвижения продукции фирмы к потребителю, т. е. продукт, цена и место также являются коммуникациями, причем очень важными. Целью применения ИМК является создание взаимоусиливающего эффекта. Он проявляется в том, что суммарный результат комплексного применения средств коммуникации (интегрированных коммуникаций) отличается от простого сложения эффектов применения каждого средства в отдельности. Интеграция позволяет:
- Снизить суммарный уровень издержек на продвижение
- Добиться повышения эффективности коммуникации.
- Обеспечить постоянное подтверждение ценности бренда
- Повышать эффективность воздействия каждой составляющей коммуникативной программы
- Обеспечивать совместимость воздействия составляющих программы
Традиционно комплекс маркетинга или маркетинг-микс включает в себя 4 элемента — 4 P:
Продукт (Product);
Цена (Price);
Каналы распределения (Place);
Продвижение (Promotion)
Понятия “продвижение” и “коммуникации” часто отождествляются, несмотря на то, что в процессе коммуникации участвуют все элементы маркетинг- микса (от упаковки продукта и его цены до прямой рекламы).
Абсолютно все составляющие комплекса маркетинга являются самостоятельными каналами коммуникации, сообщающими потребителю информацию о бренде.
Таким образом, объектом продвижения в брендинге является брэнд как комплексная маркетинговая система, используемая в современной предпринимательской деятельности для создания дополнительных конкурентных преимуществ на рынке, где сам товар — одна из составляющих маркетинг микса.
Эта особенность накладывает ряд ограничений и открывает новые просторы для творчества в вопросах разработки концепции продвижения бренда.
Концепция продвижения должна включать комплекс мероприятий, при помощи которых можно добиться осведомленности целевых аудиторий, вызвать интерес и желание контакта с брендом (пробные покупки), что при обязательном подтверждении обещания бренда постепенно перерастет в доверие и лояльность к бренду.
Одной из задач Белгородского рынка является продвижение продукции пчеловодства местного производителя. Потребитель не привык к данному продукту, отдавая предпочтение алтайской продукции.
Реализация производимого меда и продуктов пчеловодства в настоящее время в России и на зарубежных рынках испытывает определенные трудности. При реализации меда используется несколько путей:
продажа непосредственно потребителю. Сюда относится продажа со двора, на рынке, в санаториях и домах отдыха, на рабочем месте и почтой.
розничная продажа через посредника. Через посредников продукт попадает на реализацию с другими продуктами. Для этого подходят продовольственные и бакалейные магазины, магазины деликатесов, косметики, лекарственных трав и диетических продуктов.
оптовая продажа, которая является самой невыгодной формой продажи меда.
В Белгородской области, как и в целом в России, наиболее распространенными являются традиционные формы продажи — прямые продажи и через посредника, которым является ГУП «Белгородпчелопром».
В соответствии с поручением Губернатора Белгородской области по итогам заседания оперативного совещания с участием членов Правительства области по вопросу: «Об итогах развития пчеловодства на территории области в 2014 году и ближайших перспективах», состоявшегося 19 января 2015 г. коллективом профессорско- преподавательского состава Белгородского университета кооперации, экономики и права была разработана Концепция по увеличению производства и реализации меда и продуктов пчеловодства в Белгородской области).
Концепция призвана определить направления и пути решения проблем в отрасли пчеловодства и эффективного использования ресурсов, производственную специализацию и основные параметры развития производства и реализации меда и медосодержащих продуктов.
Целью реализации Концепции является создание условий для устойчивого развития производства и реализации меда и продукции пчеловодства в Белгородской области на основе выпуска конкурентоспособной продукции, позволяющей удовлетворить спрос на внутреннем рынке и усилить позиции на внешнем рынке, укрепления позиций пчеловодства в экономике Белгородской области.
Достижение поставленной цели потребует решения следующих основных задач:
1) выявление приоритетных направлений развития производства и реализации меда и продукции пчеловодства в Белгородской области, обеспечение динамичного сбыта продукции пчеловодства и увеличение потребления меда населением к 2018 году до 10 килограммов в год на одного человека;
2) создание условий для организации новых перерабатывающих производств на основе внедрения инноваций;
3) использование традиционных и инновационных для России форм реализации меда и продуктов пчеловодства, в том числе путем адаптации мирового опыта в этой сфере к российским условиям;
4) содействие осуществлению институциональных преобразований в пчеловодстве на основе интеграции производителей меда и продукции пчеловодства и субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих переработку сырья и реализацию меда и продукции;
5) содействие формированию эффективной системы продвижения и сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках;
6) формирование культуры потребления меда и продуктов пчеловодства;
7) определение форм государственной поддержки органами исполнительной власти Белгородской области хозяйствующих субъектов.
Основополагающими принципами реализации Концепции являются:
1) социальная значимость развития производства и реализации меда и продуктов пчеловодства (производство потребительских товаров, предназначенных для удовлетворения нужд различных групп населения; увеличение занятости населения);
2) реализация совокупности конкурентных преимуществ пчеловодства как отрасли экономики;
3) адресная государственная поддержка всех категорий хозяйств в сфере производства, реализации и потребления меда и продуктов пчеловодства в условиях экономического кризиса, и в долгосрочной перспективе (2015–2020 годы); на основе конкурсного отбора с равными условиями для всех участников.
Главная цель Концепции может быть достигнута путем осуществления комплекса мер по увеличению производства и реализации меда и продуктов пчеловодства. Общий алгоритм работы включает в себя такие целевые ориентиры, как:
1) создание условий для развития производства и сбыта продукции пчеловодства, расширение существующего ассортимента, определение направлений использования сухого меда;
2) разработка новых направлений использования меда как сырья для производства кондитерских изделий, разработка новых видов кондитерской продукции с использованием меда;
3) разработка предложений по использованию продукции пчеловодства при производстве непродовольственных товаров, косметических средств;
4) осуществление целевых мероприятий по увеличению объемов сбыта меда на внутреннем и внешних рынках путем использования традиционных каналов сбыта и электронной коммерции;
5) разработка рекламных и информационных кампаний по популяризации потребления меда с использованием местных средств СМИ;
6) формирование культуры потребления меда у населения;
7) разработка маршрутов сельского туризма с включением в них посещения пчелопарков, пасек, пунктов реализации меда;
8) создание Центра пчеловодства в Белгородской области.
Достижение этих целей означает формирование качественно нового уровня жизни населения Белгородской области России.
При продвижении продукции Белпчелопрома на Белгородский медовый рынок необходимо использовать интегрированные маркетинговые коммуникации в комплексной состеме.
Планирование рекламной компании будет основываться на следующих этапах.
1 этап. Определение общих целей:
Увеличение потребления меда до 10 кг/год
Создание лояльного потребителя
2 этап. Ситуационный анализ.
Определение целей и задач производства фирмы: Увеличение производства меда в 2 раза (с 3,4 тыс. тонн до 6 тыс тонн в год).
Определение целей и задач маркетинговой деятельности:
Объединение всех пчеловодов Белгородской области
Вытеснить с Белгородского рынка меда конкурентов из других областей
Занятие лидирующей позиции в Белгородской области
Выход на региональный рынок
Привлечение инвесторов
Формирование Культуры потребления меда
Определение целей и задач финансовой, кадровой, научно-исследовательской и других видов деятельности:
Заключение договора с АНО ВО Белгородским университетом кооперации, экономики и права на разработку научно-исследовательской работы
Финансовая поддержка со стороны городской администрации
Увеличение числа кадров в рамках создания центра «Белгородпчелопром»
Создание школы пчеловодства в рамках центра «Белгородпчелопром»
3 этап. Выбор стратегии маркетинга
Определение целевого сегмента:
В2В (Бизнес для бизнеса) Оптовые продажи для различных видов предприятий и организаций от государственных до коммерческих.
В2С (Бизнес для потребителя) Продажа медового продукта конечному потребителю. Конечным потребителем являются все население области, кроме людей с непереносимостью продуктов пчеловодства и детей.
Товарная стратегия фирмы: Выпуск следующих медовых продуктов:
Мед с прополисом; мед с пыльцой цветочной; мед с маточным молочком; мед с прополисом и пыльцой цветочной; мед с прополисом и молочком маточным; мед с прополисом, молочком маточным и пыльцой цветочной; мед с клюквой; мед с брусникой; мед с черникой; мед с черноплодной рябиной; мед с черной смородиной; мед с облепихой; мед с шиповником; мед с боярышником; мед с прополисом и орехами; мед с пыльцой цветочной и орехами; мед с орехами; мед с курагой и фундуком; мед с черносливом и грецким орехом; мед с зародышевыми хлопьями пшеницы; мед с мумие; — «100 %» — мед курагой, черносливом, изюмом, грецким орехом и кислотой лимонной; мед с женьшенем.
Сбытовая стратегия фирмы:
Продажа продуктов пчеловодства непосредственно в центре «Белгородпчелопром»
Оптовые поставки в супермаркеты и магазины Белгородской области
Поставка меда в образовательные и медицинские учреждения
Обеспечение медом воинских частей Белгородской области
Коммуникационная стратегия фирмы:
Стратегическое формирование образа бренда Белгородского меда
Разработка элементов бренда (логотип, фирменный знак, упаковка и т. д.). Все элементы фирменного стиля должны быть выполнены в одном стиле и цвете, предпочтительно в теплых тонах, схожим с цветом меда. В логотипе обязательное схематическое изображение пчелы, на упаковке изображение пчелы, сот, меда, ромашки и т. д.
На этикетке обязательно указание требований, предусмотренных ГОСТ54644–2011.
Публикация информационных сообщений на рекламных носителях, при помощи которых будет непосредственно осуществляться коммуникация с целевой аудиторией (листовки, флаеры, буклеты, плакаты, рекомендационные записки)
Реализация рекламных кампаний посредством ATL (медиа-носители (телевидение, радио, газеты, журналы) и BTL –
Стратегия фирмы в сфере PR:
Установление доверительного отношения с потребителями
Создание позитивного имиджа фирмы
Огласка новостей и событий, касающихся производства новых или усовершенствованных товаров
Организация публичных выступлений руководства компании
Опрос общественного мнения по средствам опроса, анкетирования
Привлечение внимания прессы к торговым выставкам и другим событиям, направленным на увеличение объема продаж
Стратегия фирмы в использовании «sales promotion»:
Проведение акций по снижению цены на определенные категории товара
Создание бонусных программ, распространение купонов, раздача образцов товара (пробников)
Стратегия участия фирмы в выставках, ярмарках:
Проведение периодических, тематических и ознакомительных выставок и ярмарок
Проведение конкурсов
Обучение (пчеловодству, кулинарии, косметическим процедурам с использованием продуктов пчеловодства) на выставочном стенде
Приглашение на выставку, ярмарку знаменитостей, проведение маленьких шоу (с привлечением молодых творческих коллективов или студентов театральных училищ)
Рекламная стратегия фирмы:
Повышение осведомленности о компании «Белгородпчелопром» и ее продуктах или услугах (позиционирование товара, создание его УТП)
Стимулирование продажи, чтобы привлечь клиентов конкурентов
Создание рекламной компании меда «Белгородпчелопром», в которую будут входить следующие мероприятия:
- Спонсирование прогноза погоды во время программ «Вести», «События недели» на местных телеканалах (Россия Белгород, Мир Белгорья). Транслирование видео-ролика про мед должно быть перед началом прогноза погоды и после ее окончания.
- Транслирование рекламных роликов на местных телеканалах в период прайм-тайма с 19:00 до 22:00, в выходные дни с 15:00 до 23:00. Ролик должен идти в начале рекламной вставки либо в конце. Ролик про мед обязательно должен быть перед и после выпусков утренних и вечерних новостей.
- Транслирование рекламных аудио-роликов на местных радиостанциях (Россия Белгород радио, Радио Мира Белогорья, BelRadio , Радио 7, радио Белгород) во время утреннего прайм-тайма (с 6:30 до 10:00), дневного (с 12:00 до 14:00) и вечернего (с 16:00 до 19:00).
- Размещение рекламных статей о пользе меда в целом и об уникальности меда фирмы «Белгородпчелопром» в местных газетах «Наш Белгород», «Белгородская правда», «Белгородские известия», «Аргументы и факты Белгород», «Белгородская неделя», «Комсомольская правда Белгород». Статья, помимо перечисления достижений, должна содержать интервью, сравнительные характеристики, мнение экспертов. Статья должна располагаться ровно по середине издания либо в начале газеты (2 или 3 полоса).
- Размещение яркого рекламного объявления в местных газетах на первой и последней полосе, либо на 2 или 3 полосе издания. Желательно располагать в левом верхнем углу левой полосы газеты, либо в правом верхнем углу правой полосы. Самой эффективной рекламой будет считаться объявление, расположенное рядом с кроссвордами или важными новостями.
Определение целевой аудитории:
Определение демографических критериев целевой аудитории (пол, возраст, профессия, доходы, хобби и т. д.).
Определение поведенческих критериев целевой аудитории (необходимо изучить типы обращений, которые могут убедить потребителя в покупке товара).
Определение потребностей и желаний целевой аудитории
Разработка каналов коммуникации рекламного обращения:
Выбор канала распространения рекламного обращение, анализ преимуществ и недостатков.
Создание рекламного текста для региональных газет и журналов, распространение в печатных изданиях рекламного материала (рекламный разворот).
Выбор медианосителя (радио, телевидение). Создание качественного ролика.
Распространение рекламного обращения при помощи «Direct mail».
Использование наружной рекламы (охватить магистрали, ведущие на въезд-выезд из города, центр города, места массового скопления людей).
Подготовить проект «антирекламы», в которой провести разъяснение, что чисто липового меда или меда шиповника априори не может существовать.
Реализация мероприятий данной Концепции, с применением интегрированных маркетинговых коммуникаций, позволит создать в регионе базу для устойчивого развития пчеловодства, увеличения производства и реализации меда, улучшения структуры и качества питания населения России путем обеспечения высококачественными пищевыми, лечебно-профилактическими продуктами на основе продукции пчеловодства.
Литература:
- Захарченко, Н.П. Возможности использования интернета в PR-практике. Текст / Захарченко Н. П., Степанова О. А.// Роль студенческой науки в развитии экономики и кооперации. Материалы международной студенческой научной конференции. — Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2013. — С. 350–356.
- Колесникова. Е. В. Совершенствование процесса сегментации целевого рынка [Текст / Е. В. Колесникова, Н. П. Захарченко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — Белгород: БУКЭП, 2008. –№ 2. — С. 126–133.
- Колесникова. Е.В. Управление рекламной деятельностью на предприятии [Текст / Е. В. Колесникова, Н. П. Захарченко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — Белгород: БУКЭП, 2007. № 2. С. 165–170.
- Шиленко С. И., Соболев, А.В. Инновационные подходы как эффективный инструмент совершенствования рекламно-полиграфической продукцииТекст / А. В. Соболев, С. И. Шиленко // Современные проблемы и тенденции в дизайне. Материалы международных научно-практических конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов. — Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород: БУКЭП, 2014. — С. 12–20.
- Шиленко С. И., Соболев, А.В. Семантика цветовых решений в производстве рекламного продуктаТекст / А. В. Соболев, С. И. Шиленко// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — Белгород: БУКЭП, 2014. — № 2 (50). –С. 247–251.
- Трищенко, Д.А. Визуальная культура и образованиеТекст /Д. А. Трищенко// Теория и практика инновационного развития кооперативного образования и науки. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. — Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород: БУКЭП, 2010. — С. 72–77.
- Шиленко, С.И. Реклама и PR в продвижении образовательных услуг вузаТекст / Шиленко С. И., Шаповалов И. Б. //Молодежь и кооперация: реальность и будущее. Материалы международной студенческой научной конференции. Белгородский университет кооперации. экономики и права. — Белгород, 2011. — С. 329–336.
- Шиленко, С.И. Секреты конструирования профессионально-личностного имиджа. Учебное пособие. Текст / С. И. Шиленко, Н. П. Захарченко — Белгород, БУКЭП, 2012.