Не уметь хорошо выражать своих мыслей
- недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей
- еще гораздо больший; самостоятельные
же мысли вытекают только из самостоятельно
же приобретаемых знаний. К.Д. Ушинский
Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления и личностного саморазвития, и развития самостоятельности кадет.
Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.
К.А. Абульханова-Славская определяет процесс саморазвития личности как самостоятельное определение стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни:
− выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этапов, этот выбор может изменяться в течение жизни;
− решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов, в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии;
− творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей.
Процесс саморазвития личности не может быть определен лишь построением личностью стратегии жизни, поэтому необходимо обратиться к другим педагогам и психологам, которые в своих исследованиях касались вопроса саморазвития личности.
А. Маслоу определяет саморазвитие личности как процесс самоактуализации. Самоактуализация принимается как «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности». Этот подход находит свое отражение в мотивационной сфере. Мы предполагаем, что процесс саморазвития необходимо рассматривать с учетом возрастных особенностей личности. Важную роль в саморазвитии играет самосознание подростка. Задача создания условий для саморазвития личности особенно актуальна в условиях образовательного учреждения интернатного типа, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания. Перевод воспитанников в режим активного личностного самосовершенствования, саморазвития может являться механизмом успешной социализации, развития самостоятельности воспитанников.
Для того чтобы процессы самосовершенствования, саморазвития и как следствие развитие самостоятельности, стали доминантными в психическом развитии воспитанников образовательного учреждения интернатного типа, в данном случае воспитанников Севастопольского президентского кадетского училища, необходимо выполнение следующего условия:
- применение разнообразных форм, методов и технологий для развития самостоятельности воспитанников.
В воспитательной работе применяются следующие формы, методы и технологии для развития самостоятельности воспитанников:
Метод проектов. Работа над проектами позволяет формировать и развивать целый комплекс умений: формулирование проблемы, обоснование ее практической значимости, выдвижение гипотез ее решения, поиск и сопоставление альтернативных решений, планирование работы, распределение обязанностей и т.д. Кадеты не только теоретически изучают тот или иной вопрос, но и приобретают практические умения и навыки, овладевают навыками коллективной деятельности и межличностного общения, которые будут полезны им в любой сфере деятельности. Кроме того, обязательные процедуры защиты проекта позволят воспитанникам демонстрировать навыки публичного общения, дискуссий, умение аргументировано отстаивать свою позицию. Таким образом, работа над проектами развивает у них целый комплекс умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и самореализации, развития самостоятельности.
Организация проектной деятельности кадет предполагает создание дополнительных условий:
педагоги и воспитанники должны быть обучены проектным технологиям (проводится работа методистов с педагогами и воспитателями училища по обучению организации проектной деятельности кадет);
разработка тематики проектов, учитывающая интересы и потребности кадет;
разработка графика проектных работ (в рамках месяца, недели, года);
разработаны критерии объективной оценки проектов, с которыми ознакомлены кадеты;
определены формы презентации проектных работ;
тематика проектов разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников. В течение учебного года кадеты принимали активное участие в различных проектах. Один из проектов «Столица нашей Родины - Москва и её значение в истории Отечественных войн», проект проходил г. Москва в Московском суворовском военном училище им. А.В. Суворова.
Центральный музей Великой Отечественной войны.
Экспонаты музея Русского военного костюма.
Музей Московского суворовского военного училища им. А.В. Суворова.
Георгиевский и Андреевский залы поразили своей красотой и торжественностью. И нас переполняла гордость, что именно здесь, чуть больше года назад, президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным были подписаны документы о возвращении Крыма и Севастополя в состав России.
Центральный музей вооруженных сил РФ.
Технология исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельность кадет, но воспитатель может управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их появление. При определении задач и конкретных методических приемов осуществления педагогической поддержки мы исходим из индивидуальных особенностей кадет, осознания ими самими проблем и затруднений в исследовательской деятельности. Для этого необходимо развитие поисковой активности, готовности к принятию самостоятельных решений, овладение общей ориентировочной основой исследовательской деятельности, воспитания деловитости, самостоятельности и ответственности, предприимчивости и целеустремленности. В училище создано и успешно работает научное общество кадет, в состав которого входят кадеты, занимающиеся исследовательской деятельностью, готовятся к проведению научные конференции, где представляются результаты исследовательской деятельности кадет, обмен мнениями и опытом.
Технология личностно-ориентированного воспитания.
Мы рассматриваем КТД (Коллективное Творческое Дело) как личностно-ориентированную воспитательную технологию. Проведение праздников и мероприятий в традиционном ключе ограничивает поле самостоятельной деятельности воспитанников, так как мероприятия главным образом проектируются педагогами-организаторами и воспитателями, а кадетам отводится роль исполнителей.
В плане учебно-воспитательной работы запланированы и успешно реализованы мероприятия в режиме КТД.
Технология «Портфолио»
Портфолио – это демонстрация личных достижений воспитанников, а также процесс осмысления этих достижений. Портфолио помогает создать целостную картину объективного продвижения воспитанника в той или иной области, сформировать у него навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельности. Используя данную технологию, мы руководствуемся следующими принципами формирования портфолио:
добровольность (кадет сам решает, какие материалы положить в папку, как структурировать материал);
самостоятельность – кадет сам должен заботиться о наполнении папки материалами, но воспитатели оказывают помощь (напоминание о необходимости сборов, использование различных способов демонстрации этих достижений, стимулирование активности кадет);
объективность (привлечение материалов о достижениях кадета не только из учебной деятельности, но и из учреждений дополнительного образования);
систематичность сбора материалов;
соблюдение культуры оформления документов (все материалы оформлены в едином стиле со ссылками на источники, если таковые использовались).
Технология воспитания в сотрудничестве.
Данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При воспитании в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: кадеты становятся друзьями, партнерами. Деятельность сотрудничества развивает равенство воспитанника и воспитателя. Посредством данной технологии обстановка сотрудничества возникает в коллективе между администрацией, воспитателями и детским коллективом.
Большую роль для выстраивания партнерских взаимоотношений играет самоуправление. 5-6 класс в нашем училище являются начальным этапом для введения самоуправления. Перспективу развития ученического самоуправления мы видим в том, чтобы усилить его самодеятельный характер, сделать самоуправление площадкой детских инициатив. Органы самоуправления должны работать по принципу: каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Для реализации этого принципа должна кардинально меняться позиция воспитателя: он должен сознательно передать инициативу воспитанникам, побуждая их к самостоятельной постановке целей, планированию и выполнению работы, а также анализу сделанного. Воспитатель в данном случае не руководит, не управляет, а лишь осуществляет поддержку, выполняя роль тьютора. При этом у кадет формируется компетентность самоменеджмента.
Рассмотрим формы организации воспитательной деятельности, способствующие развитию самостоятельности воспитанников:
- воспитание в процессе обучения;
- внеурочная деятельность;
- внутриклассная деятельность;
- межклассная деятельность;
- внеклассная деятельность;
- участие в работе творческих объединений;
- массовая, общеучилищная.
Все многообразие форм воспитательной работы, проводимой с кадетами в СевПКУ можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классного руководства, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);
2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции ДО, выставки и др.);
3) развлекательные формы (утренники и вечера, капустники и т.п.).
Все перечисленные формы воспитательной работы проводятся как на уровне училища, так и на уровне учебного курса и класса.
Известно, что самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природным и социальным условиям. Особенно ценна она в тех экстремальных ситуациях, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Чтобы не бояться воды, надо уметь плавать, а чтобы научиться плавать - надо самому броситься в воду. Эта простая и давно известная истина, верно, раскрывает роль самостоятельного действия в адаптационных процессах, требующих усилий, напряжения, преодоления трудностей. Присвоенные и проверенные в собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми, предметами, явлениями природы. Вот почему педагоги давно осознали необходимость воспитания у обучаемых самостоятельности, как свойства деятельности и как черты личности. Представленные и используемые нами в работе технологии, формы и методы позволяют развивать самостоятельность воспитанников. Однако, мы пришли к выводу, что в воспитании решить поставленные задачи можно, только используя определенным образом оформленное сочетание технологий, средств и методов, а не прямо применяя отдельные технологии, средства и методы.
Литература:
- Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006.
- Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
- Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно- творческая деятельность. Мн.: «Беларуская навука», 2003.
- Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
- Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд. – Мн.: Высш. шк., 2005.
- Селевко Г.К. Концепция самовоспитания.
- Куличкова С.А. Саморазвитие старшеклассников в лицее- интернате. Вестник СевКав ГТУ Серия «Гуманитарные науки» № 2(12) 2004.
- Ланцберг В. Концепция школы саморазвития Частная школа. 1997. № 3, № 4.
- Контаев С.С. Интернат как среда саморазвития.