Во все времена неопределенность пугала человека. Она порождала неуверенность в завтрашнем дне, сомнения и страх перед будущим. Это негативно сказывалось и сказывается на физическом и психологическом развитии, на желании делать что-то для завтрашнего дня.
Планирование является важной составляющей всего учебного и воспитательного процесса. Оно позволяет наметить траекторию развития и достичь последовательности в данном процессе. Качественное и пошаговое планирование позволяет организовать четкую систему работы, показывает возможные перспективы, помогает в реализации воспитательной программы.
Современная реальность такова, что на учреждения образования ложится обязанность не только образовательная, но и воспитательная. Учреждения образования должны сделать из ребенка воспитанного человека, духовно богатого, высоконравственного, способного жить в современном мире и адаптироваться ко всем динамическим изменениям.
Наряду с образованием, воспитательный процесс является одним из важнейших составляющих развития любого человека, будущего полноценным членом общества и гражданином государства.
Воспитательный процесс должен способствовать развитию и становлению ребенка, как самостоятельной личности, формированию умственных, физических и психологических сил будущего члена общества. Воспитание должно формировать в ребенке новое мировоззрение и мироощущение, основанное на признании общечеловеческих ценностей как приоритетов в жизни.
В 90-х годах была попытка отделить воспитание от образования и вытеснить воспитательный процесс из стен учреждений образования. Но позже стало понятно, что это неразделимые процессы, части одного большого процесса становления, поэтому сейчас тенденция изменилась. Воспитание и образование идут бок обок. Ведь без одного из них невозможно полноценное формирование ребенка как личности.
Эта статья расскажет о плане работы по воспитанию с кадетами учебного курса ФГОКУ "Севастопольское президентское кадетское училище". Высказывания А.С. Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива» и его деятельность по созданию в воспитательном составе «перспектив завтрашней радости» - «близкой, средней и дальней» известны каждому воспитателю. Печально, но эти высказывания не стали потребительскими для педагогов нашего времени. Но одной из функций современных преподавателей является деятельность по проектированию, которая рассматривает ряд целей и задач, поставленных в процесс преподавания и план его реализуемых действий. Эти функции отображаются в одном из проектов по плану работы в воспитании.
План - это заранее составленный список действий, в порядке которого проходит весь процесс работы. Он необходим для четкой реализации действий. В план необходимо также вписать какое количество времени будет отводиться на каждое задание.
Осуществляя грамотное планирование, воспитатель может достигнуть эффективности работы с коллективом. Основными составляющими плана является краткость, лаконичность и точность поставленных задач.
Главная цель воспитательской деятельности заключается не в строгом соблюдении планов, а в оказании помощи кадетам в их индивидуальных проблемах, которые связаны со всеми сферами жизнедеятельности человека.
При составлении плана первоначально записываются самые важные задачи. Сам план составляется с учетом возрастной категории кадет и различных направлений деятельности воспитателя.
Составление плана может выполняться на четверть, полугодие или год. Чтобы замечать эффективность плана, выполненные пункты следует сразу отмечать. Кроме того, готовый план на протяжении периода его реализации можно редактировать, вносить незначительные изменения.
Постановка плана работы по воспитанию кадет Севастопольского президентского кадетского училища происходит, как и моделирование преподавательской деятельности всего воспитательного состава, который был построен на реализуемых в обязательном порядке принципах:
- система воспитательного процесса, целенаправленность;
- конкретика на реализацию целей;
- самореализация;
- планирование и непрерывность (четкая последовательность поставленных пунктов, не прерываясь от работы);
- научность;
- разнообразие методов и принципов;
- оптимизация деятельности детей, и передача знаний им;
- активность кадет и взаимосвязь воспитательного руководства;
- строение работы по возрастным рамкам детей, их индивидуальности, уровня подготовки и жизненных условий;
- гибкий план работы по воспитанию кадет.
При планировании необходимо учитывать, что в условиях инновационного образовательного пространства воспитательная работа училища должна опирается на нормативные документы:
-Конвенция о правах ребенка;
-Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
-Федеральная Программа развития образования;
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
-Государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы;
-Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 г.
-Устав ФГОКУ «Севастопольское президентское кадетское училище».
Успех воспитания и преподавания зависит в целом от воспитателей, а точнее от их квалификации и уровня образованности, насколько они сильны в познаниях закономерностей, как у них поставлена методика в воспитании и его принципы. Благодаря этому и строится вся воспитательная работа, от которой в итоге ожидается желаемый результат.
В ФГКОУ «Севастопольского президентское кадетское училище» план работы по воспитанию в себя включает целенаправленную диагностику и прогнозирование на оценку результата воспитания и методов проектировки и коррекции воспитательной деятельности.
Фундаментом целеполагающей деятельности является определение близких и отдаленных задач воспитания, аспектов развития, как индивидуума, так и коллектива. Также основным вектором деятельности этого вида является самоорганизация воспитанников.
Существует условное разделение целей. Категории следующие:
•Цели-идеалы – стратегия. Состоит из большого количества периодических, личных, менее объемных, но практических целей-задач.
•Цели-задачи – тактика.
Диагностическую деятельность принято применять в качестве оценочной практики, которая направляется на исследование и подробное ознакомление с коллективом, а также конкретного индивидуума. Целью данной задачи является оптимизация как воспитательного, так и учебного процесса, а также определение с организационными формами, которые позволяют как можно успешнее выяснить поставленные задания за определенно установленный срок.
Особого внимания заслуживает прогнозирование итогов деятельности. Это побуждает к прогнозированию изменений, которые по идее будут происходить в ценностных аспектах, обучаемых за каждый этап развития и за весь курс обучения, как индивидуума, так и группы.
Проектировочная деятельность подталкивает к выбору грамотной ориентации в плане правильного воздействия, а также оптимального использования возможных ресурсов, форм, векторов и методики процесса воспитания.
Посредством конструктивной деятельности, которая сопровождается педагогами-психологами, организаторами и коллективом воспитателей совершается поиск и выделение оптимального вида, а также смыслового наполнения процессов воспитательной работы, ее моделей и логичное выстраивание ее этапов, разнообразия технологии обучения, педагогических методов эффективности взаимодействия с аудиторией. В ходе работы необходимо трудиться над коррективами во время воспитательного процесса, а также над закреплением ценностных приоритетов, положительных качеств и характеристик.
Формирование гуманистического отношения выполняется посредством коммуникативной деятельности. Также она занимается созданием ситуационными процессами, направленными на успех и положительную мотивацию у воспитанников.
Оценочно-результативная деятельность способствует анализу любых актов каждого индивидуума в воспитательном процессе. Деятельность обучения, а также самоорганизация кадет – это коллективный процесс, в котором активное участие принимает каждый член коллектива педагогов. В процессе работы педагога и коллектива выделяются следующие этапы:
1 Этап "Сбор информации и обработка ее". На данном этапе осуществляется анализ уже проделанной работы, и выводятся результаты, достигнутые на данный момент в развитии отдельной личности и всего коллектива.
2 Этап "Постановка задач". В результате обработки данных составляется план дальнейшей работы, ставятся первоочередные задачи.
3 Этап " Поиск полезных дел". Когда задачи поставлены, необходимо определить дальнейшую работу, которая позволит достигнуть намеченных целей. В данный этап входит:
- мозговой штурм по существующим полезным делам и знакомство с опытом других училищ;
- аукцион идей;
- анкетирование.
Такая система работы позволяет воспитателям учебного курса выполнить следующие задачи:
- ознакомится с задачами воспитания, и понять их;
- посмотреть способности классного коллектива, ознакомится с каждым представителем отдельно;
- отработать четкую систему воспитательной работы;
- своевременно и оперативно вносить коррективы в свою деятельность и правильно организовывать развитие коллектива и отдельных его личностей;
- усовершенствоваться в личностном и педагогическом направлениях.
Планирование воспитательной работы дает возможность избежать многих ошибок, которые возникают в ходе хаотических действий. Целенаправленная работа позволяет эффективнее достигать намеченных целей, оперативнее работать над ошибками, быстро находить правильные решения и направления в развитии коллектива.
При составлении плана необходимо определить приоритетные направления воспитательной работы. В ФГОКУ «Севастопольское президентское кадетское училище» такими направлениями являются:
1. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
2. Интеллектуальное развитие;
3. Индивидуально-личностное развитие;
4. Культурное воспитание;
5. Нравственное воспитание;
6. Эстетическое воспитание;
7. Физическое развитие и формирование основ безопасности жизнедеятельности;
8. Трудовое и экологическое воспитание;
9. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
10. Кадетское самоуправление.
Основное предназначение плана состоит в том, чтобы сделать воспитательную деятельность организованной тем самым обеспечив выполнение необходимых требований к педагогическому процессу.
Согласно общему представлению, план является документом, который указывает на содержательный вектор деятельности, определенный порядок оной, временной промежуток, а также объемы. План нацелен на выполнение целого ряда функций:
•определяющей, направляющей – отвечает за конкретные векторы и типы деятельности;
•прогнозирующей – некоторым образом показывает результативность через конкретику действий;
•координирующей, организаторской. Есть две стороны вопроса – одна занимается отражением средств, которыми организовывается деятельность, а также участников – субъектов и объектов. С другой стороны, происходит указание на порядок деятельности, а также на ее взаимоотношения с иными типами, на взаимодействие участников представленного процесса. Определяется временной промежуток и локация, выясняются ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Когда?» «Где должен делать»;
•Контрольной. Первый аспект вовлекает воспитателя посредством установленного плана в контроль реализации определенных ранее задач. Второй аспект значительно облегчает его соответствие с реальной действительностью. Кроме того, стоит отметить, что качество и уровень составленного плана в некоторой степени может констатировать профессиональную компетентность педагога;
•Репродуктивной, иными словами – воспроизводящей функцией. Речь идет о возможном восстановлении содержания, а также объема выполняемых работ через любой необходимый временной период.
В процессе планирования воспитательных работ учебного курса обращается внимание на несколько нюансов:
•На результат воспитательного процесса, а также выводы, которые удалось сделать во время анализов и диагностик разных видов;
•На организационные, воспитательные и педагогические задачи индивидуума;
•На советы, материальную базу, а также рекомендации как методической, так и педагогической соответствующей литературы;
•Достижения училища, города и страны;
•Способности, как родителей, так и окружающей общественности;
•Обучаемый потенциал социума, как в училищах, так и на предприятиях, в культурных учреждениях;
•Традиционные мероприятия во время учебного года;
•Явления, факты, события, которые связываются с жизнедеятельностью города, страны, выдающихся индивидуумов;
•Устоявшиеся традиции ПКУ в Севастополе;
•Предложения учеников, воспитателей, родителей учащихся.
На успех воспитательной работы, которая проводится воспитателем с кадетским коллективом, влияет знание индивидуальных характеристик каждого кадета, а так же правильно поставленные педагогические и воспитательные задачи.
Технология планирования должна основываться не только на общепринятых знаниях, но и на том, что дети растут и развиваются, а это значит, что их интересы и мировоззрение меняются. А поэтому при составлении плана необходимо так же ориентироваться на интересы класса, психологические особенности ребят, их желания и возможности.
Работа старшего воспитателя подразумевает глубокий анализ коллектива и составление максимально точного плана для развития конкретно этой группы лиц. При составлении плана старший воспитатель должен руководствоваться следующими пунктами:
- возможность всестороннего развития кадетов;
- занимать класс различными видами деятельности;
- разрабатывать систему работы так, чтобы в классе вырабатывался коллективизм;
- ставить главные цели, для результата которых необходимо участие педагогов, воспитателя и родителей.
Теоретические представления воспитателя о необходимых мерах развития личности каждого кадета и целой группы позволяют определить нужный вариант плана.
Учитывая все особенности и составляющие хорошего плана можно добиться желаемых результатов работы и сделать курс кадет психологически и физически здоровым, а также позволит воспитателю иметь основания считать свою работу системно-обоснованной.
Литература:
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н. Е. Щурковой - М.: Новая школа, 2003.Гуткина Л Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 2005.135 4. Махов Ф. С. Кого и как мы растим?: Ступени воспитания ребенка Теория и практика. - СПб: Каро, 2002
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие, 3-е изд. испр и доп. - М.: Изд «Том и Д», 2001.
- Планирование воспитательной работы в школе. Методическое пособие / Под ред. Степанова Е. Н. М., 2002.
- Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М: Педагогическое общество России, 2001.