Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.12.2015

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Парфентьев, Е. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности / Е. А. Парфентьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24.2 (104.2). — С. 31-38. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24694/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят, —

Он из души их достает. Л. Болеславский

Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе — формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В. А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца.

Важно помнить, что решающим условием развития творческой личности является ежедневная работа учителя с учеником с учетом его интересов и способностей.

На развитие творческих способностей и интереса к предмету технология влияют следующие факторы: содержание учебного материала, методы и формы обучения, направленные на повышение творческой, самостоятельной поисковой деятельности кадет и помогающие им усваивать поступающую информацию, где каждый из факторов в ходе урока выступает не обособленно, не изолированно, а во взаимной обусловленности и взаимодействии. Так, например в 5-х классах, изучая тему урока «Разметка заготовок по шаблону. Резание тонколистового металла слесарными ножницами» (преподаватели Парфентьев Е. И.Баранник Д. Д.), было применено комплексное использование различных форм: эвристическая беседа, применение ИКТ, конкурсные задания, игровой момент, практическая работа. Этапы урока плавно и логически переходят из одного в другой, на всех этапах урока прослеживается нацеленность деятельности кадет на формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Мотивация творческой деятельности и изучения новой темы обеспечена с помощью введения в урок игрового момента — знакомство с героем Древней Греции в театральном костюме (фото 1).

В ходе урока осуществляется связь теории и практики, использования жизненного опыта кадет с целью развития у них познавательного и творческого интереса, самостоятельности, постоянно прослеживаются межпредметные связи: с историей (знакомство с героем Др. Греции), черчением (разметка по шаблону), математикой (измерение и деление отрезка пополам для определения места выполнения отверстия), литературой (загадки, пословицы), используются современные технологии: личностно-ориентированная, исследовательская, ИКТ (фото 2). Кадеты учатся планировать учебное сотрудничество с учителем, уважать мнение других при работе в паре и в группе; решают проблемные вопросы, развивая речь, память, творческое воображение (фото3). Добывают самостоятельно знания при работе с учебником (фото 4а, б), развивают внимание, мышление, формируя навыки самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки в процессе практической работы (фото5) и выполнения конкурсных заданий (фото 6).

Анализируя процесс обучения на уроке с психолого-педагогической точки зрения, можно отметить, что учащиеся решили много интеллектуальных поисковых задач, произвели обобщения на основе синтеза общеобразовательных, политехнических и профессиональных знаний, мысленного анализа связей в предметах, явлениях, технологических процессах, достигнув поставленной цели по изготовлению лат из тонко-листового металла и решив творческую задачу по оформлению театрального костюма для героя Древней Греции (фото 7).

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т. к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции модели, выбора вида отделки изделия. Подтверждением тому является участие кадет в социальном проекте, посвященном воссоединению Крыма и России «Севастопольская новогодняя игрушка на каждой центральной елке регионов России», проводимая Партией «Единая Россия». Это кадеты Крусь Герман 5 г класс и Брилёв Игорь 6 д класс, которые определились в выборе объекта работы и её формы, выбрали материал и вид отделки. определись с размерами, заданными по проекту. Проведя исследование, воспитанники выделили главное в условии проекта и выполнили его. Севастопольскую тему отразили так: Герман вырезал из фанеры колокольчик и красками нарисовал на нем дельфина (фото 8 а, б). Игорю по душе пришлась форма якоря. А отделку он выполнил в технике декупаж (фото 9а,б).

Особое внимание на технологии и во внеурочной деятельности уделяется групповым проектам. Мною был запланирован и осуществлен творческий проект в 5 г классе, посвященный 70-летнему юбилею Победы. Основной воспитательной целью проекта является формирование патриотического воспитания кадет. Проект состоит из четырех этапов. На первом этапе в ноябре 2014 года проведены ознакомительные экскурсии с посещением мемориальных комплексов «35 береговая батарея» и «Сапун-гора». В мае 2015 г. кадеты посетили 30-ю береговую батарею, на которой они воочую увидели фортификационные сооружения, сохранившиеся до наших дней. Увидев все своими глазами, услышав и прочувствовав трагичность и героизм судеб защитников Севастополя, ребята твердо усвоили, что никогда их не подведут. У воспитанников сформировалось чувство гордости за их Победу, величие которой навсегда останется в истории, проявились нравственно-волевые качества личности, чувства патриотизма. (фото 10 а, б, в).

Второй этап — самый длительный. Воспитанники 5-х, 6-х, 7-х классов постигают всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата: изготовление моделей танков для выставки и изготовление макетов костра и пушки — сорокопятки в масштабе 1:3 для главного Торжественного мероприятия училища, посвященного 70-летию Великой Победы. На данном этапе конструкторская деятельность является одним из основных видов творческой деятельности. В ней находит место умственная, графическая, предметная деятельность, развитие умения и способности решать различные интеллектуальные, творческие задачи, освоение основ графического творчества, которое отражает основы графической грамотности, знание технологии конструкционных материалов, моделирование. В результате работы получен эффект живого огня: на камнях, вырезанных из пенопласта, установлен деревянный каркас, внутри которого с помощью электро-вентилятора и подсветки ленточки под действием воздушного потока от вентилятора создают эффект языков пламени.

На третьем этапе происходит оформление и посещение выставки творчества воспитанников (фото 11).

На четвертом этапе происходит яркое проявление творческой личности, когда кадеты учатся самостоятельно применять ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту, развить художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного. В итоге мое совместное творчество с учениками в течение года влилось в общий проект училища, посвященный 70-летию Великой Победы под руководством педагогов-организаторов и руководителей кружков Шрамковой Е. А., Колчиной Н. А, Жакун В. В., Лаврушкиной Е. В., Каменевой С. Д., Свердляковской С. П., Дерновой Т. В., учителя музыки Борисовой О. В. В нем главное — выявление опыта воспитанников, включение их в сотрудничество в процессе проведения концертной программы. Исполняя песню «В землянке» от лица героев того времени, кадетом пришлось четко представить характеры героев. В этом помогла инсценировка. В стилизованных костюмах военного времени, войдя в роль защитников Отечества, учащиеся смогли правильно оценить происходящее, т. к. «прожили» часть их жизни. Сидя и стоя у костра, кадеты 5-х классов, исполняя песню «В землянке» перевоплотились в солдат. Это перевоплощение способствует активному развитию творческой личности, обогащает непосредственный, живой опыт воспитанников, будит творческую мысль, формируется любовь к Отчизне. В исполнении кадет прозвучали песни фронтовых лет и современные произведения, посвященные военному лихолетью. Театрализованное представление монолог «А зори здесь тихие», сценка «Госпиталь» и другие не оставили равнодушными ни одного присутствующего. Помимо этого, кадеты — актеры продемонстрировали реконструкцию штурма Сапун-горы. Неожиданным, ярким моментом явился выстрел пушки, сделанной руками ребят, сопровождавшийся световыми, звуковыми эффектами и ощущением запаха пороха (фото 12а, б).

Уроки технологии — это уроки жизни, на которых кадеты приобретают необходимые знания и умения, нужные каждый день в обыденной жизни.

Участие в конкурсах также способствует развитию творческого технологического мышления, усилению практической деятельности и положительной мотивации учения. Для участия в международном творческом конкурсе «Свет жизни и свет в жизни» интернет-сайта «Страна мастеров» учащиеся 5 г класса Крусь Герман и Коваленко Ярослав, подошли творчески не только к исполнению сказочной батарейки Ультра, но и написали о ней сказку. Их старания увенчались успехом — ребята заняли 3 место в номинации «Светлая улица» (ото 13). А учащийся 7 Б класса Грудницкий Вадим оформил композицию, посвященную 70-летию Победы. Он так же явился победителем вошел в тройку лучших в номинации «Свет жизни». Включение кадет в конкурсную деятельность приобщило их к творческой деятельности, способности ориентироваться во внешнем мире, осознавать себя личностью, причастной к созданию и творческому преобразованию окружающего мира. В процессе выполнения конкурсных работ использовался потенциал межпредметных связей с дисциплинами математического цикла, истории, литературы и др.

В целом использование потенциала межпредметных связей, проектной деятельности, выполнение конкурсных работ, содержание учебного материала, выбор методов и форм обучения способствует овладению учениками необходимыми творческими умениями, умениями самостоятельно получать знания, творчески перерабатывать информацию. И ни один другой предмет не открывает учащимся такого простора для развития их творческой активности, самореализации их способностей, трудового становления как технология. В целом работа по развитию творческих способностей, учащихся получилась продуктивной, интересной, полезной как для учащихся, так и для педагогов.

 

Литература:

  1. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).
  2. Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. — М: Просвещение, 1993.– 93с.
  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.– 160с.
  4. Занков П. В. Беседы с учителями. Изд.2-е. — М.,1975.– 191с.
  5. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности.М.: Мос. ун., 1983. — 167с.
  6. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.– 144с.
  7. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. М., 1980.
  8. 8 Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972. — 365 с.
  9. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977. — 374 с.
  10. Кругликов Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества: Кн. для учителя. М., 1996.
  11. Кругликов Г. И., Симоненко В. Д. Технология творчества: Кн. для учащихся. Курск, 1955.
  12. Школа и производство — «Школа — Пресс 1», № 3 2004 г.
  13. Школа и производство — «Школа — Пресс 1», № 2 2005 г1. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): кадет, класс, фото, способность, творческая деятельность, творческая личность, этап урока, Великая Победа, этап, ходя урока, форма обучения, учебный материал, учащийся, театральный костюм, творческое воображение, развитие, работа, практическая работа, игровой момент, знание.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Задать вопрос