Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает. Л. Болеславский
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе — формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В. А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца.
Важно помнить, что решающим условием развития творческой личности является ежедневная работа учителя с учеником с учетом его интересов и способностей.
На развитие творческих способностей и интереса к предмету технология влияют следующие факторы: содержание учебного материала, методы и формы обучения, направленные на повышение творческой, самостоятельной поисковой деятельности кадет и помогающие им усваивать поступающую информацию, где каждый из факторов в ходе урока выступает не обособленно, не изолированно, а во взаимной обусловленности и взаимодействии. Так, например в 5-х классах, изучая тему урока «Разметка заготовок по шаблону. Резание тонколистового металла слесарными ножницами» (преподаватели Парфентьев Е. И.Баранник Д. Д.), было применено комплексное использование различных форм: эвристическая беседа, применение ИКТ, конкурсные задания, игровой момент, практическая работа. Этапы урока плавно и логически переходят из одного в другой, на всех этапах урока прослеживается нацеленность деятельности кадет на формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Мотивация творческой деятельности и изучения новой темы обеспечена с помощью введения в урок игрового момента — знакомство с героем Древней Греции в театральном костюме (фото 1).
В ходе урока осуществляется связь теории и практики, использования жизненного опыта кадет с целью развития у них познавательного и творческого интереса, самостоятельности, постоянно прослеживаются межпредметные связи: с историей (знакомство с героем Др. Греции), черчением (разметка по шаблону), математикой (измерение и деление отрезка пополам для определения места выполнения отверстия), литературой (загадки, пословицы), используются современные технологии: личностно-ориентированная, исследовательская, ИКТ (фото 2). Кадеты учатся планировать учебное сотрудничество с учителем, уважать мнение других при работе в паре и в группе; решают проблемные вопросы, развивая речь, память, творческое воображение (фото3). Добывают самостоятельно знания при работе с учебником (фото 4а, б), развивают внимание, мышление, формируя навыки самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки в процессе практической работы (фото5) и выполнения конкурсных заданий (фото 6).
Анализируя процесс обучения на уроке с психолого-педагогической точки зрения, можно отметить, что учащиеся решили много интеллектуальных поисковых задач, произвели обобщения на основе синтеза общеобразовательных, политехнических и профессиональных знаний, мысленного анализа связей в предметах, явлениях, технологических процессах, достигнув поставленной цели по изготовлению лат из тонко-листового металла и решив творческую задачу по оформлению театрального костюма для героя Древней Греции (фото 7).
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т. к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции модели, выбора вида отделки изделия. Подтверждением тому является участие кадет в социальном проекте, посвященном воссоединению Крыма и России «Севастопольская новогодняя игрушка на каждой центральной елке регионов России», проводимая Партией «Единая Россия». Это кадеты Крусь Герман 5 г класс и Брилёв Игорь 6 д класс, которые определились в выборе объекта работы и её формы, выбрали материал и вид отделки. определись с размерами, заданными по проекту. Проведя исследование, воспитанники выделили главное в условии проекта и выполнили его. Севастопольскую тему отразили так: Герман вырезал из фанеры колокольчик и красками нарисовал на нем дельфина (фото 8 а, б). Игорю по душе пришлась форма якоря. А отделку он выполнил в технике декупаж (фото 9а,б).
Особое внимание на технологии и во внеурочной деятельности уделяется групповым проектам. Мною был запланирован и осуществлен творческий проект в 5 г классе, посвященный 70-летнему юбилею Победы. Основной воспитательной целью проекта является формирование патриотического воспитания кадет. Проект состоит из четырех этапов. На первом этапе в ноябре 2014 года проведены ознакомительные экскурсии с посещением мемориальных комплексов «35 береговая батарея» и «Сапун-гора». В мае 2015 г. кадеты посетили 30-ю береговую батарею, на которой они воочую увидели фортификационные сооружения, сохранившиеся до наших дней. Увидев все своими глазами, услышав и прочувствовав трагичность и героизм судеб защитников Севастополя, ребята твердо усвоили, что никогда их не подведут. У воспитанников сформировалось чувство гордости за их Победу, величие которой навсегда останется в истории, проявились нравственно-волевые качества личности, чувства патриотизма. (фото 10 а, б, в).
Второй этап — самый длительный. Воспитанники 5-х, 6-х, 7-х классов постигают всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата: изготовление моделей танков для выставки и изготовление макетов костра и пушки — сорокопятки в масштабе 1:3 для главного Торжественного мероприятия училища, посвященного 70-летию Великой Победы. На данном этапе конструкторская деятельность является одним из основных видов творческой деятельности. В ней находит место умственная, графическая, предметная деятельность, развитие умения и способности решать различные интеллектуальные, творческие задачи, освоение основ графического творчества, которое отражает основы графической грамотности, знание технологии конструкционных материалов, моделирование. В результате работы получен эффект живого огня: на камнях, вырезанных из пенопласта, установлен деревянный каркас, внутри которого с помощью электро-вентилятора и подсветки ленточки под действием воздушного потока от вентилятора создают эффект языков пламени.
На третьем этапе происходит оформление и посещение выставки творчества воспитанников (фото 11).
На четвертом этапе происходит яркое проявление творческой личности, когда кадеты учатся самостоятельно применять ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту, развить художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного. В итоге мое совместное творчество с учениками в течение года влилось в общий проект училища, посвященный 70-летию Великой Победы под руководством педагогов-организаторов и руководителей кружков Шрамковой Е. А., Колчиной Н. А, Жакун В. В., Лаврушкиной Е. В., Каменевой С. Д., Свердляковской С. П., Дерновой Т. В., учителя музыки Борисовой О. В. В нем главное — выявление опыта воспитанников, включение их в сотрудничество в процессе проведения концертной программы. Исполняя песню «В землянке» от лица героев того времени, кадетом пришлось четко представить характеры героев. В этом помогла инсценировка. В стилизованных костюмах военного времени, войдя в роль защитников Отечества, учащиеся смогли правильно оценить происходящее, т. к. «прожили» часть их жизни. Сидя и стоя у костра, кадеты 5-х классов, исполняя песню «В землянке» перевоплотились в солдат. Это перевоплощение способствует активному развитию творческой личности, обогащает непосредственный, живой опыт воспитанников, будит творческую мысль, формируется любовь к Отчизне. В исполнении кадет прозвучали песни фронтовых лет и современные произведения, посвященные военному лихолетью. Театрализованное представление монолог «А зори здесь тихие», сценка «Госпиталь» и другие не оставили равнодушными ни одного присутствующего. Помимо этого, кадеты — актеры продемонстрировали реконструкцию штурма Сапун-горы. Неожиданным, ярким моментом явился выстрел пушки, сделанной руками ребят, сопровождавшийся световыми, звуковыми эффектами и ощущением запаха пороха (фото 12а, б).
Уроки технологии — это уроки жизни, на которых кадеты приобретают необходимые знания и умения, нужные каждый день в обыденной жизни.
Участие в конкурсах также способствует развитию творческого технологического мышления, усилению практической деятельности и положительной мотивации учения. Для участия в международном творческом конкурсе «Свет жизни и свет в жизни» интернет-сайта «Страна мастеров» учащиеся 5 г класса Крусь Герман и Коваленко Ярослав, подошли творчески не только к исполнению сказочной батарейки Ультра, но и написали о ней сказку. Их старания увенчались успехом — ребята заняли 3 место в номинации «Светлая улица» (ото 13). А учащийся 7 Б класса Грудницкий Вадим оформил композицию, посвященную 70-летию Победы. Он так же явился победителем вошел в тройку лучших в номинации «Свет жизни». Включение кадет в конкурсную деятельность приобщило их к творческой деятельности, способности ориентироваться во внешнем мире, осознавать себя личностью, причастной к созданию и творческому преобразованию окружающего мира. В процессе выполнения конкурсных работ использовался потенциал межпредметных связей с дисциплинами математического цикла, истории, литературы и др.
В целом использование потенциала межпредметных связей, проектной деятельности, выполнение конкурсных работ, содержание учебного материала, выбор методов и форм обучения способствует овладению учениками необходимыми творческими умениями, умениями самостоятельно получать знания, творчески перерабатывать информацию. И ни один другой предмет не открывает учащимся такого простора для развития их творческой активности, самореализации их способностей, трудового становления как технология. В целом работа по развитию творческих способностей, учащихся получилась продуктивной, интересной, полезной как для учащихся, так и для педагогов.
Литература:
- Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).
- Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. — М: Просвещение, 1993.– 93с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.– 160с.
- Занков П. В. Беседы с учителями. Изд.2-е. — М.,1975.– 191с.
- Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности.М.: Мос. ун., 1983. — 167с.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.– 144с.
- Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. М., 1980.
- 8 Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972. — 365 с.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977. — 374 с.
- Кругликов Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества: Кн. для учителя. М., 1996.
- Кругликов Г. И., Симоненко В. Д. Технология творчества: Кн. для учащихся. Курск, 1955.
- Школа и производство — «Школа — Пресс 1», № 3 2004 г.
- Школа и производство — «Школа — Пресс 1», № 2 2005 г1. 2.