Помочь кадету обрести уверенность в своих силах на пути достижения успеха — задача каждого педагога. Педагог должен стимулировать внутреннюю активность воспитанника, его потребность в самосовершенствовании, самоорганизации, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Выбор профессии определяет судьбу человека. Неудачно принятое решение на пороге профессионального выбора часто приводит к трагическим последствиям, и, наоборот, успешное профессиональное самоопределение — это активная, творческая, счастливая жизнь.
Важно, чтобы молодой человек не ошибся в своем выборе, именно поэтому необходимо, чтобы, выходя из стен училища, выпускник смог осознанно относиться к выбору будущей профессии. Очень важно на этапе выхода подростка из училища сформировать и развить у него образ собственного «Я», предложить ему с помощью педагога-тьютора изучить свои личностные особенности, собрать и проанализировать документы, подтверждающие успехи и достижения, провести «ревизию» различных видов собственной деятельности, то есть, оформить портфолио кадета.
Основная цель создания портфолио сводится к накоплению кадетом различных рабочих материалов, базы данных собственных достижений, развития личностных качеств, способствующих формированию адекватной самооценки, соотнесение способностей, возможностей, интересов выпускника с выбираемой профессией, а также повышению его ориентации в профессиональном мире.
Для решения поставленной цели возникла необходимость создания некого шаблона портфолио, с помощью которого будет возможно осуществить сопровождение воспитанника в ходе его жизненного и профессионального самоопределения.
За основу данного сопровождения было взято проектирование индивидуальной деятельности на основе интегративной, комплексной функции психолого-педагогического сопровождения развития навыков самоорганизации и профессионального самоопределения будущего воспитанника-выпускника.
Данное сопровождение в ходе формирования портфолио будет отражать основные жизненные и профессиональные замыслы ребенка и предполагает главные пути его реализации.
Назначением работы с портфолио в данном случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития «Путь к успеху» — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение воспитанником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.
Структура портфолио «Путь к успеху», как мы считаем, должна включать в себя четыре взаимосвязанных раздела, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития кадета в достижении жизненных планов. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого сформулированы цели и выбраны средства их достижения.
Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности кадета и развивающих личностные качества.
Первый раздел:Самопознание и управление саморазвитием. Главное назначение этого раздела ввести ребёнка в понятие «самосознание». Определить в себе достоинства и недостатки. Соотнести свои потребности со способностями и возможностями. Посмотреть на себя со стороны. Определить свои жизненные ценности. Спроектировать картину своего будущего.
Второй раздел:Развитие качеств. Основными задачами данного раздела являются: определение и обобщение личностных качеств; сравнение понятий «характер» и «темперамент» и определение их взаимосвязи; формирование умений управлять своими эмоциями, воспитывать навыки стрессоустойчивости; определение и развитие в себе черт успешной личности.
Третий раздел:Развитие коммуникативных навыков. Задания этого раздела способствуют определению уровня коммуникативных способностей, учат строить отношения с людьми, развивать наиболее эффективные средства общения; помогают углубить знания и понимание таких качеств, как толерантность, дружба, лидерство, сотрудничество; сформировать понятие настоящего друга; учат эффективно сотрудничать в команде и развивать в себе лидерские качества.
Четвертый раздел:Оценка достижений. Можно сказать, что в нем представлена краткая история трудовых успехов ребёнка. В этом разделе помещается перечень документов (все имеющиеся сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии во всевозможных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д.). Этот перечень фиксируется в таблице. Сами документы могут также храниться в портфолио. Здесь находятся результаты различных творческих, проектных работ, указано участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, перечислены занятия в учреждениях дополнительного образования, спортивные, музыкальные, художественные достижения и др. Также в разделе хранятся отзывы о личностном росте, успехах и достижениях, подготовленные педагогами и друзьями. В ходе работы над этим разделом кадет оценивает свои умения, личностные качества и то, насколько им удалось измениться в процессе работы над созданием портфолио. Все четыре раздела должны иметь одинаковую структуру.
В ходе заполнения портфолио планируется проводить и организовывать:
Индивидуальные беседы;
Индивидуальное и групповое консультирование;
Прохождение профессиональных проб, в зависимости от склонностей и интересов кадет;
Экскурсии на базу предприятий, учебных заведений;
Составление индивидуального маршрута обучения;
Самоанализ личных успехов и достижений;
Определение собственных жизненных планов на ближайшие годы;
Выстраивание «Ступеней успеха»;
Определение личных компетенций;
Самоанализ личностных качеств.
Приложение 1
Разделы рабочего Портфолио
1. Страницы раздела «Мой портрет»
1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это — я)
Представление:
Фамилия, имя___________________
Дата рождения ____________________ (число/месяц/год)
Адрес________________________
1.2.Моя семья
Словесный портрет
Родословное дерево (по возможности)
1.3. Интересы и увлечения
1.4. Я кадет
Самооценка успеваемости
Любимые предметы
Мир чтения (предпочтения, любимые писатели, открытия в литературном мире)
Прогнозируемые результаты на этап обучения (научусь в этом году, хочу научиться…)
Может быть выложен лист диагностики, проведенной психологом
2. Раздел «Портфолио работ»
Перечень творческих работ (сами работы):
— доклады и рефераты (сообщения);
— проектные и исследовательские работы, описания экспериментов, моделей, макетов;
— сочинения, публикации, фотографии материалов выставок;
— мультимедийные проекты, цифровые ресурсы;
3. Раздел «Портфолио отзывов»
—оценочные листы, материалы наблюдений за процессом обучения и развития;
— характеристики отношения кадета к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования и т. д.
— анализ самим кадетом своей деятельности.
4. Раздел «Портфолио достижений, документов»
— сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения кадета: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т. п.).
Приложение 2
Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и
научно-исследовательской деятельности
Показатель |
Индикатор |
Балл |
|||||||||||||||
1.Итоговые отметки по предметам учебного плана |
Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год или по четвертям), умноженный на 10 |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
3.Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах, проект-ной деятельности. |
Училище |
Город |
Крым |
Всероссийск. |
Международ |
|
|||||||||||
5 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
9 баллов |
|
||||||||||||
Победитель призер участник |
15 10 5 |
20 15 10 |
25 20 10 |
30 25 20 |
40 |
|
|||||||||||
4.Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие дистанционные конкурсы |
Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по уровням |
|
|||||||||||||||
Училищный |
Региональный |
Всероссийский |
Международный |
|
|||||||||||||
1 м +5 баллов 2 м +3 балла 3м +1 балл |
1 м +10 баллов 2 м +7 баллов 3м + 4балла
|
1 м +15 баллов 2 м +11 баллов 3м +7 баллов
|
1 м +20 баллов 2 м +15 баллов 3м +10 баллов
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности |
|||||||||||||||||
Показатель |
Индикатор |
Балл |
|||||||||||||||
|
1.Общественная деятельность |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса
|
Уровень активности и качество выполнения поручений |
|
|||||||||||||||
Высокая активность кадета с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) |
|
||||||||||||||
1.2.Сведения об участии в делах класса и училища (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т. д.) |
5 баллов
|
3 балла |
1 балл |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
2. Спортивные достижения |
|
|||||||||||||||
2.1.Участие в спортивных соревнованиях победитель призер участник |
Уровень училища
15 10 5 |
Уровень города
20 15 10 |
Уровень Всероссийский
25 20 10 |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
2.2. Занятия в спортивных секциях |
По 5 баллов |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
3. Творческие достижения |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
2.1. Сведения об участии в творческих конкурсах победитель призер участник |
Уровень училища
15 10 5 |
Уровень города
20 15 10 |
Уровень Всеросс.
25 20 10 |
|
|||||||||||||
2.2. Занятия в студиях, кружках и пр. |
По 5 баллов |
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
3. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности.
Показатели |
Индикаторы |
|
||
Высокий уровень оценки |
Хороший уровень оценки |
Средний уровень оценки |
Низкий уровень оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вырезки из СМИ о деятельности кадета или его творчестве |
5 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Похвальный лист по окончании года
|
5 баллов |
|||
Грамота или благодарственное письмо по окончании года (за активное участие в жизни класса) |
5 баллов |
|||
Благодарственное письмо за особые успехи в какой-либо деятельности
|
5 баллов |
|||
4. «Творческая мастерская»
Показатели |
Индикаторы |
|
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности кадет (оценивается в целом) |
Уровень мастерства, качества выполненных работ (оценивается в целом) |
|
Представленные работы (или фото c изображением работ) |
0–10баллов |
5–10баллов |
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности |
0–6 баллов |
|
|
|
|
Приложение 3
Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио кадета
____________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, класс)
№ |
Показатели |
Кол-во баллов по полугодиям |
Итоговый балл |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
|||
1 |
Учебная деятельность |
|
|
|
2 |
Достижения в олимпиадах, конкурсах |
|
|
|
3 |
Спортивные достижения |
|
|
|
4 |
Творческие достижения |
|
|
|
5 |
Дополнительное образование |
|
|
|
6. |
Участие в мероприятиях и практиках |
|
|
|
7 |
Участие в общественной жизни |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
Литература:
- Климов Е. А., Чистякова С. Н. Основы производства. Выбор профессии. /Пробное учебное пособие для учащихся 7–8 классов средней школы — 2 часть, М.: Просвещение, 2008–64 с.
- Кухарчук А. М., Лях В. В., Макарова С. Г. Тесты для выбирающих профессию — Минск: «Современная школа», 2008.
- Молчанова З. М., Тимченко А. А., Черникова Т. В.; под ред. Черниковой Т. В., Личное портфолио старшеклассника: учебно–методическое пособие, 2-е изд., стереотипное — М: «Глобус», 2007.
- Прутченкова А. С. Портфолио, или папка личных достижений ученика — М.: АПК и ПРО 2003.
- Чистякова С. Н. Основы профориентации школьников. — М.: Просвещение, 2003.
- Чистякова С. Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации и предпрофильной подготовки школьников. — М.: АПК и ПРО, 2003.