Пути становления государственной власти в современной России
Егоров Иван Александрович, специалист
Пятигорский комплексный центр социального обслуживания населения (Ставропольский край)
Россия является неповторимым и самобытным государством в мире. История российского государства берет сове начало с приходом варяжских князей в IХ веке и до современности. В этот период прошли разные общественных изменений, прошла целая эпоха смены правителей, государственных режимов; и конечно же менялся сам институт государственной власти.
Современные внутриполитические и международные изменения в стране и в мире, поставили перед российским государством множество сложных, противоречивых, но не менее важных политических и социально-экономических задач, требующих грамотного правового решения. Среди них, можно выделить приоритетную, с точки зрения юриспруденции — необходимость теоретического осмысления существования и функционирования государственной власти в Российской Федерации. [4]
Власть — представляет некий элемент, который стал функционировать с момента появления первых первобытных обществ. Что же представляет собой власть, с точки зрения «государственной власти». По словам С. С. Алексеева, «власть» — представляет собой отношение государства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действий других лиц (подвластных). [6] Определенной чертой государственной власти является возможность господствовать над другими людьми, или организациями. Эта черта власти безусловно провоцирует негативные ее последствия, а именно: возможность злоупотреблять, произвольно и безгранично ей пользоваться, получать как материальные, так и нематериальные блага. [1]. Она является предметом борьбы между разными социальными группами. В таком подтексте «власть» может спровоцировать в обществе социальны резонанс, общественный взрыв, который обязательно приведёт к хаосу и уничтожение государственной системы. И поэтому, любая «власть» имеет и положительную сторону — она призвана на служение общества, власть, в том числе и государственная обеспечивает его целостность, организованность и достойное функционирование. Значит, существование государственной власти в обществе стабилизирует общественные сферы, вступает гарантом прав и свобод граждан данного государства. Понятия «государство» и «власть» тождественны. Но необходимо понимать, что «государство» — это политическая организация, а «государственная власть» — это система. Они представляют «государственную власть» — выступающую в качестве системы властеотношений, реализующих функции государства, на основе аппарата принуждения. Для любого государства «государственная власть» выступает управленческой и охранительной структурой.
Государственная власть имеет свои неповторимые черты:
публичность — наличие доступных механизмом контроля властвующих структур народом, который ее выбрал, беспрепятственное сотрудничество государственных учреждений с обществом;
легитимность — юридическая обоснованность, наличие как правовой, так и общественной признанности;
наличие юридического аспекта — система государственной власти и механизмы ее функционирования подтверждены и записаны в основных, имеющих высшую юридическую силу правовых актах и документах. [2].
В Российской Федерации законодательная власть выступает гарантом правового государства и олицетворяет демократические основы государства. Ее значимость обусловлена набором властных полномочий и масштабом влияние на всестороннее развитие современного российского государства. Государственная власть в РФ представляет собой разветвлённый аппарат законодательный органов сраны, которые делятся на федеральные, органы субъектов и муниципальные. [5]. Государственная власть делится на — законодательную, исполнительную и судебную. Нельзя не отметить тот факт, что самостоятельность каждой ветви власти не означает ее изолированность или обособленность, а наоборот предполагает их взаимодействие и сотрудничество, как с другими ветвями власти, так и в рамках своей вертикали. В период становления обновленной российской государственности были приняты новые правовые документы, обладающие высшей юридической силой, так, например, Конституция РФ. Согласно Конституции РФ, появились новые законодательные органы государственной власти — Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ. Наравне с федеральными, стали функционировать местные органы власти. Данный принцип свидетельствует о функционирование «единой» государственной системы. [7]. Данный процесс является неотъемлемой частью становления парламентаризма. Так, по словам О. О. Миронова, «парламентаризм» — выступает как сложный феномен, школа социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховного права и разделения властей. [3].
В Российской Федерации сложилась смешанная форма правления — президентско-парламентская форма управления. В данной модель государственная власть имеет конституционный статус, который лег в основу жесткого принципа разделения властей. Законодательную власть РФ — представляет Федеральное Собрание (Федеральное Собрание делится на две палаты — Совет Федерации и Государственную Думу), исполнительную власть — Правительство РФ, судебную власть — Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ. Государственная власть в РФ представляет систему смешанного типа с атомным принципом внутренних подразделений в рамках публичной власти.
Российская Федерация как государство осуществляет свою власть по средствам государственных органов. Органы государственной власти в РФ являются каналами, через которые народ России осуществляет свою власть, согласно Конституции РФ, ст.3. существует и другой канал — местные органы власти, которые не входят в систему государственных органов РФ. Каждый государственный орган входит в систему органов государственной власти. Каждый орган власти является составной частью единой государственной системы. В еденную систему государственных органов, согласно Конституции РФ, входят федеральные органы Российской федерации и ее субъектов. Каждый орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, согласно их компетентности. Компетентность органов государственной власти регламентирована в: Конституции РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектами, указами Президента РФ и другими нормативно- правовыми актами. Согласно конституционным нормам, государственная власть в РФ разделена на законодательную, исполнительную и судебную. В совокупности они являются системой государственной власти РФ. Система управления регламентируется и интегрируется Президентом Российской Федерации, органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Федерации. Они являются органами общей компетентности Президента, Правительства РФ и исполнительные органы субъектов, выполняют задачи, функции и полномочия по руководству экономикой, социально-культурной и иной деятельностью в территориальном, межотраслевом и отраслевом аспектах. Президент Российской Федерации, соблюдая Конституцию и федеральные законы вправе решать различные вопросы по организации и управлению в различных сферах деятельности. Полномочия Президента РФ не конкретизированы в данной области, но на практике издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.
Российское государство прошло в своём государственном развитие целые эпохи, отпечаток, который отразился на вид государственной власти. Россия на протяжении множества веков прошла долгий путь развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-педставительая монархия, абсолютная монархия, советский строй, современная федеративная республика. Государство во все время осуществляло, возложенные на него полномочия, его власть распространялась по всем территориям страны через систему государственной власти и органов государственной власти. Естественно, что на протяжении такого длительная времени на территории российского государства не могла действовать едина неизменчивая система территориальной организации органов государственной власти. Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на государственную власть: отмирали невостребованные органы государственной власти и появлялись новые. Менялись принципы административно-территориального деления: уезды, волости, губернии, края, области. Постсоветское пространство возникла острая необходимость построить в достаточно сжатый срок новое обновленное государственное объединение, с новой государственной властью. В основу обновленной Российской Федерации легла новая система органов власти, закрепленная нормами конституционного и административного права. Через эти органы власти происходит влияние на все общественные процессы, происходящие в стране.
Литература:
- Алексеев К. В. Государство и право. М., 2008. С.6
- Вертикаль власти. А. П. Юрков — М., 2007. С.16
- Горобец В. Д. Парламент Российской Федерации. М., — Академия управления МВД, 2003. С.29
- Зорькин В. Д. Доктрина правового государства. Собрание статей. М., 2013. С.15
- Мурычев К. В. Система представительных органов власти в Рф, М., 2011, С.41
- Марченко М. А. Источники Российского права: вопросы теории и источники, М., 2009, С. 32.
- Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель. М., Юрист, 2005, С.145–146