Происхождение Кутлук-Тимура покрыто тайной, с одной стороны он широко известен в письменных источниках, с другой стороны, мы очень мало знаем о его происхождении. Есть обрывочные данные, которые еще никто не пытался свести в одну картину. Жарылкап Бейсенбайұлы в своей статье предположил, что Кутлук-Тимур был тем самым Кутлук-Тимуром (сын Абатай-нойонп), который был из племени кунгират и служил ильханам [1, 204–217]. К сожалению, помимо совпадения имен, тут нет больше никаких аргументов в пользу тождества этих двух персон. Кутлук-Тимур, сын Абатая, имел братьев по имени Утман и Нарбур и дочь Кэрэмун-хатун [6, 162]. Как известно, Кэрэмун-хатун (Кирамун) была седьмой женой Газан-хана. Ее двоюродная сестра Булуган-хатун, дочь Утмана была также женой Газан-хана [5, 93]. Как мы знаем, данный Кутлук-Тимур погиб в 1297 году [7, 178]. Якубовский А. Ю. в надписи на минарете в Хорезме, построенном при Кутлук-Тимуре прочитал «титул» Кутлук-Тимура: «мелик могущественный, патрон царей арабов и не арабов, блеск земного мира и веры, величие ислама и мусульман», а также имя его отца: Наджм ад-Даула ад-Дин [13, 36], такого же мнения придерживается Селезнев Ю. В. [10, 116]. Согласно арабским источникам, Кутлук-Тимур имел двух братьев: Мухаммед-ходжу и Сарай-Тимура [3, 361]. Мухаммед-ходжу мы отождествили с одноименным правителем Азака, имевшим нисбу аль-Хорезми, известным в первой половине 1330-х годов [9, 122]. Из сообщений Ибн-Батуты известно, что Кутлук-Тимур был сыном тетки Узбек-хана, а его сын Харун-бек был женат на дочери Узбек-хана [3, 235].
Селезнев Ю. В. отмечает, что Кутлук-Тимур стал наместником Хорезмского улуса около 1334–35 годов [10, 117]. Ранее мы поддержали такую точку зрения и посчитали, что Кутлук-Тимур перестал быть одним из четырех карачи-беков и стал региональным улусбеком, правителем Хорезма [9, 122]. Здесь, по всей видимости, мы немного ошибались. Ибн Батута называет Кутлук-Тимура великим эмиром, в то время как Ису гургена называет старшим эмиром, начальником эмиров, а Нагатая (Нангудая) просто эмиром [3, 221]. По всей видимости, Кутлук-Тимур сохранял высокий статус. Как известно в октябре 1335 года, была убита Багдад-хатун, которая вела переписку с Узбек-ханом и приглашал его прийти в Иран. Узбек-хан, вдохновленный потенциальной поддержкой, вторгся в Иран [4, 200]. Это вторжение началось в конце 735 года хиджры (видимо лето 1335 года). В начале 736 года хиджры (видимо в августе или сентябре 1335 года) в Султанийу пришло известие о вторжении Узбек-хана [4, 184], а 13 раби 736 года хиджры (30 ноября 1335 года) Абу Сеид скончался [4, 281]. В это же время умирает Кутлук-Тимур в Хорезме (9 раби 736 года хиджры). Его смерть и появление войска Арпа-хана вынуждают Узбек-хана отступить [4, 186].
Ранее мы писали, что согласно Якубовскому А. Ю. отца Кутлук-Тимура звали Наджм ад-Даула ад-Дин. В Фасиховом своде написано, что в 709 году хижры (1309–1310): «Султан Мухаммад Худабанде Улджайту-хан отправил Наджм ад-Дин Кутлуг Тимура [в Хорезм], назначив его хорезмшахом» [12, 41] [11, 46]. То есть, скорее всего, эпитет Наджм ад-Даула ад-Дин относится к самому Кутлук-Тимуру, а не его отцу. Таким образом, мы можем точно утверждать, что Кутлук-Тимур не принадлежал изначально к родоплеменной элите элите Улуса Джучи, скорее всего его отец жил во владениях ильхана и был одним из эмиров ильхана. Кроме того здесь очень интересным является тот факт, что Кутлук-Тимура назначил правителем Хорезма ильхан Улджайту, хотя мы знаем, что Хорезм был составной частью Улуса Джучи (Золотой орды). Вполне возможно, это назначение было результатом компромисса между ханом Тохтой и ильханом Улджайту. Как мы знаем, мать Кутлук-Тимура была тетей Узбек-хана, то есть либо сестрой матери Узбек-хана, либо сестрой Тохта-хана и дочерью Менгу-Тимура. Ибрагимов Н. поддерживает вторую точку зрения [2, 75], [8, 114]. Если вторая версия верна, то отец Кутлук-Тимура должен был занимать высокое место в иерархии среди элиты Ильханата, иначе бы он не смог жениться на представительнице Золотого рода и стать гургеном. У нас есть одно косвенное свидетельство, которое может служить аргументом в пользу одной из версий происхождения Кутлук-Тимура. Как мы отмечали выше, одного из братьев Кутлук-Тисмура звали Сарай-Тимур. Как известно из первоисточников, некий Сарай-Тимур был сыном эмира Джарука и Джанибек-хан оставил его в Тебризе в помощь Бердибеку в 1357 году [4, 191]. Мы можем предположить, что эти два Сарай-Тимура являются одним и тем же человеком, следовательно, отца Кутлук-Тимура звали Джарук. В ильханате проживали следующие люди с именем Джарук: Джарук, сын Тумакана, сына Кули, сына Орда-эджена, но, он имел сыновей по имени Нокай и Сатилмиш [5, 39] и вряд ли может быть отцом Сарай-Тимура. В третьем томе Рашид ад-Дина нет ни одного эмира с именем Джарук [7, 332], есть эмир Ярук-бахши китаец [7, 143], а также несколько человек по имени Черик [7, 342]. Но, судя по их биографиям, ни один из них не мог потенциально претендовать на родство с Золотым родом. Если же посмотреть другие части Рашид ад-Дина то, мы можем обнаружить Джарука, сына Тачар-нойона, который жил во времена Рашид ад-Дина [6, 189]. Его полная генеалогия звучит следующим образом: Джарук, сын Тачар-нойона, сына Куту-Бука-нойона (его брат Дженгун-нойон во времена Хулагу был эмиром тутгаулов, сам Куту-бука был убит в 1265 году в битве с Ногаем [7, 69]), сына Тамука-нойона из племени суканут, которое было подразделением племени барин [6, 188–189]. Отец Джарука хорошо известен. Как сказано в Муизз ал Ансаб: «Эмир Тагачар из племени суканут, почтенный эмир, наместник Рума (Малой азии)» [5, 94]. У Рашид ад-Дина Тогачар встречается часто в повествовании [7, 340], он был назначен наместником в Малой Азии в 1295 году [7, 170], а уже в 1296 году, он был убит эмиром Харманчи [7, 172].
Таким образом, мы можем предполагать, что Кутлук-Тимур вместе с братьями Мухаммед-ходжой и Сарай-Тимуром, являются детьми эмира Джарука, сына Тогачар-нойона, который занимал видное место в аристократической иерархии в ильханате, что позволило ему жениться на дочери Золотоордынского Менгу-Тимур-хана. Возможно, Джарук временно после смерти отца оказался в улусе Джучи (сведений о нем у Рашид ад-Дина почти нет), где и женился на тетке будущего Узбек-хана.
Литература:
- Бейсенбайұлы Ж. Құтлықтемір ұлұғбек және оның інілері// Елдікті ұлықтаған әулет (Династия возвеличившийся государственности). Ғылыми мақалалар жинағы. — Алматы: Айтұмар, 2012. — 272 с.
- Ибрагимов Н. Ибн Батута и его путешествие по Средней Азии. Москва. Наука. 1988. 128 с.
- История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
- История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
- Муизз ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 672 с.
- Рашид ад-Дин. Сборник Летописей. Том 1. Часть 1. Москва 1952. 198 с.
- Рашид ад-Дин. Сборник Летописей. Том 3. Баку. 1957.
- Сабитов Ж. М. Узбек-хан: проблема прихода к власти //Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М. А. Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И. М. Миргалеев. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. С. 111–115.
- Сабитов Ж. М. Эмиры Узбек-хана и Джанибек-хана//Золотоордынское обозрение. GoldenhordeReview. 2014. № 2. Казань. С. 120–134.
- Селезнёв Ю. В. Элита Золотой Орды. Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. 232 с.
- Тулибаева Ж. М. «Муджмал-и Фасихи» как источник по изучению истории Золотой Орды// Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 5. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012.C. 45–52.
- Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад ал-Хавафи. Фасихов свод. Ташкент. Фан. 1980.
- Якубовский А. Ю. Развалины Ургенча. Известия ГАИМК. Том 6. Выпуск 2. С. 36.