Трудно переоценить значение теории речевой деятельности в методической работе.
Основные положения теории речевой деятельности можно кратко сформулировать следующим образом:
- Речь — особый вид психической деятельности человека, целью которой является общение между людьми. Общение — непременное условие и в то же время результат существования человеческого общества. «Различают три стороны процесса общения: коммуникативную, обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия в совместной деятельности, и восприятие и понимание другой личности. Причем коммуникативный аспект оценивается в качестве родового и покрывает другие аспекты».
- Речь, как особый вид психической, интеллектуальной деятельности, неразрывно связана с мышлением. Она является средством формирования и формулирования мысли посредством языка. Составные элементы речи соотносятся с логико-мыслительными факторами: слово соответствует понятию, предложения — суждению, т. е. выражает мысль, текст выражает замысел автора, последовательно связано с развитием мышления: одно обусловливает другое, и в связи с этим правильнее было бы говорить не просто о развитии речи, а о развитии речемыслительной способности учащихся.
- Речь не существует ради речи. Мы говорим не ради того, чтобы, что- то сказать, а для того, чтобы решить какую — то коммуникативную задачу, воздействовать на кого-нибудь, выразить свое согласие, неудовольствие и т. д., т. е. речевая деятельность включена в общую неречевую деятельность человека. Эта особенность речевой деятельности — включенность ее в общую неречевую деятельность человека — недостаточно учитывалась до сих пор в практике обучения русскому языку.
В связи со сказанным принятый в методике термин «развитие речи» не отражает в полной мере учета в обучении речевой деятельности сущностных характеристик речи — ее связи с мышлением, ее включенности в общую неречевую, и прежде всего коммуникативную деятельность человека; речевое развитие ученика рассматривается как бы автономно, вне связи с развитием мышления и развитием личности ребенка, вне процесса коммуникации.
Чтобы создать оптимальные условия для работы по развитию речи учащихся, следует учитывать приведенные особенности речевой деятельности, а именно: развитие речи тесно связывать с развитием мышления; обучение речи рассматривать как обучение речевому общению на изучаемом языке; обучение речи связывать с коммуникативно -деятельностными потребностями учащихся, с их конкретной жизнью и деятельностью.
В обучении речевой деятельности мы должны учитывать ее структуру. Речевая деятельность, прежде всего, предполагает языковую компетенцию, т. е. знание системы языка, правил языка, языкового материала. Это звуковой строй языка, лексика, грамматика. На основе изучения языкового материала вырабатываются навыки: лексические, грамматические и произносительно-интонационные.
Владение правилами языка, на основе которых вырабатываются лексические, грамматические и произносительные навыки, составляет, таким образом, основу речевой деятельности человека, но не исчерпывает ее.
Обучение речи понимается в методике как обучение иноязычному языковому материалу и деятельности общения, т. е. обучение языку должно ориентироваться не только на систему языка, но и на правила речевого поведения. Знание этих правил связно уже с коммуникативной компетенцией человека — умением выбрать наиболее подходящие языковые средства, сообразуясь с содержанием высказывания и условиями общения. К условиям общения относятся следующие коммуникативные факторы: сфера общения, тема общения, коммуникативная задача, ситуация общения, коммуниканты.
Коммуникативная компетенция проявляется на уровне речевых умений. Различают четыре вида речевых умений: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Исходя из особенностей речи, основные условия ее формирования и развития можно определить следующим образом:
- Создать у учащихся положительные мотивы к овладению русским языком. Эти мотивы могут быть ближайшими и перспективными. Ближайшие мотивы: любознательность, интерес к новым словам; желание узнать их значение, использование языка в общении с русскими сверстниками для участия в играх. Как средства самовыражения, для понимания теле — и радиопередач и кинофильмов на русском язык, для общения в различных жизненных ситуациях. Перспективные мотивы: знать русский язык, чтобы общаться с представителями народом нашей страны; знать, чтобы читать книги на русском языке, чтобы общаться с людьми в сфере профессиональной деятельности, служить в армии.
- Создать стимулы для восприятия речи и говорения. Эти взаимосвязанные стороны речевой деятельности — потребность слушать и говорить — реализуются только в общении, а само общение становится естественным и необходимым в совместной игровой, учебной, трудовой деятельности учащихся. Следует организовывать такую коллективную деятельность, создавать русскую речевую среду на уроках и во внеклассной работе, ситуации общения, реальные и воображаемые, т. е. обучать общению через общение, обучать речи в процессе речевой деятельности.
В создании русской речевой среды большую роль играет речь учителя, и к ней в связи с этим предъявляются особые требования. Речь учителя должна быть, прежде всего, правильной во всех аспектах, выразительной, эмоционально воздействующей, приятного тембра, достаточно громкой, но не крикливой, спокойной, немногословной, четкой, ясной, полного стиля произношения.
Другие способы создания речевой среды — использование магнитофонных записей, учебных фонозаписей, записей выступлений мастеров искусств, звуковых приложений к журналам «Преподавание языка и литературы» и «Русский язык за рубежом». Речевая среда создается также самими учащимися, стимулируемыми к общению на русском языке: звонкий хор детских голосов определяет речевую методику урока.
- Поскольку с помощью речи ученик не только общается с другими людьми, но и познает мир, нужно обеспечить содержательную сторону речи: сообщать интересные факты и сведения об окружающей жизни, давать опорные знания по той или иной проблеме. Ученик хорошо расскажет только о том, что есть в его опыте, что он знает, о чем читал, т. е. только при определенном запасе знаний и жизненных впечатлений. С другой стороны, хорошее владение речью помогает ученику лучше познавать мир, больше читать, легче усваивать другие учебные предметы.
- Обеспечить развитие мыслительной деятельности учащихся, так как речь тесно связана с мышлением. Это необходимо для того, чтобы учение учился думать, сравнивать обобщать, делать выводы, чтобы у него возникли мысли и чтобы он захотел поделиться своими мыслями с товарищами, с учителем. Развитие речи — это развитие мысли, т. е. развитие речемыслительной способности. Недаром уроки развития речи иногда называются уроками открытых мыслей.
- Помнить, что язык усваивается только сознанием, но и через чувства, эмоциональную сферу. Если слово ярко, выразительно, оно привлекает непроизвольное внимание учащихся, удивляет, радует их, нравится им и, конечно, лучше запоминается. Образцовая речь, воздействующая не только на мысли, но и на чувства детей, — залог успеха обучения речи.
- В основе овладения речью лежит знание языковых единиц, способов их изменения и правил употребления в речи, стихийно извлекаемое из речевого материала. Но этот путь в условиях школьного обучения, как уже было отмечено, дополняется целенаправленным его осознанием и усвоением в виде моделей, правил. Знание правил произношения звуков, знание слов и правил построения из них предложения и текстов — необходимая основа развития речи.
Сложность и многоаспектность понятия речи лежит в основе многогранной работы по ее развитию. Это формирование и автоматизация речевых навыков — произносительных и интонационных, лексических и грамматических. На каждом уроке отрабатывается правильность речи — правильное произношение, употребление слов и грамматических форм и конструкций, т. е. усваивается словарь и грамматический строй языка. Эта работа известна как работа по культуре речи. Далее усваиваются синонимические средства языка, возникает проблема выбора лучшего варианта высказывания, т. е. появляются элементы практической стилистики. Понятие культуры речи расширяется, включая не только правильность, но и выразительность речи.
Развитие речевых умений предполагает обучение всем видам речевой деятельности; это умение строить высказывания различных форм речи, различных жанров, типов и стилей речи; это развитие дара слова осуществляется и на уроках, где даются знания о языковых явлениях, и на специальных уроках развитии речи.
Итак, условия развития русской речи учащихся начальных классов в обобщенном виде можно представить следующим образом:
1) Создание русской речевой среды, слушание радио- и телепередач, фоно записей, просмотр кинофильмов, посещение театра;
2) Создание мотивов к говорению, развитие коммуникативных потребностей через создание ситуаций речевого общения;
3) Организация коллективной деятельности учащихся; развитие речи как средство решения реальных коммуникативных и деятельностных задач;
4) Стимулирование на уроках познавательных интересов учащихся; развитие речи на интересном познавательном материале; формирование необходимых понятий и знаний об окружающем мире с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов, особенностей их мышления;
5) Выработка языковой компетенции: произносительных навыков, лексических навыков, грамматических навыков;
6) Работы по формированию речевых умений во всех видах речевой деятельности: учить слушать и правильно воспринимать устную речь, учить читать, учить говорить, учить писать;
7) Совершенствование речевых навыков в процессе развития речевых умений; работа над культурой речи, над выразительностью речи, над элементами стилистики.
В коммуникативно-познавательной и, следовательно, в речевой деятельности выделяются такие этапы, как восприятие и понимание, запоминание и воспроизводство, и наконец, производство речи. Все эти этапы взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Вместе с тем требуется целенаправленная выработка навыков по каждому из этапов с учетом его специфики, а также особенностей устной и письменной форм речи.
Литература:
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
- Шакирова Л. З., Саяхова Л. Г., Закирьянов К. З. Методика преподавания русского языка в национальной школе. Л. «Просвещение»,1990.
- Саяхова Л. Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка: Учебное пособие. Уфа, 1987.
- Лосева Л. М. Как строится текст. М. 1980.