Задачей каждого учителя можно считать интересную подачу материала, для того, чтобы приобщить детей к исторической науке. Метод экскурсии позволяет педагогам — практикам проделать очный или заочный путь к познанию нового, незнакомого для школьников. Но урок-экскурсия, являясь нетрадиционным типом урока, может быть некачественно реализованным, так как для этого типа урока от учителя требуется хорошая методическая база. После анализа литературы ведущих методистов, необходимо правильно спланировать свой урок, и уже после, проводить его.
Ключевые слова: урок; история; методика; экскурсия; учитель; экскурсоведение.
The Objective of each teacher can be considered an interesting presentation of the material in order to introduce children to historical science. Tours method allows practitioners to do full-time or part-time path to new knowledge, unfamiliar to students. But the lesson — excursion, being a non-traditional type of lesson can be poorly implemented, since this type of lesson the teacher should show a good methodological framework. Аfter analysis of the literature leading methodologists, you need to plan your lesson, and after, to hold it.
Keywords: lesson; history; technique; tour, teacher; management of excursion services.
Реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач обучения истории в средней школе способствует использование в образовательном процессе форм урока, которые предусматривают организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Цель настоящей статьи — раскрыть основные этапы методической подготовки учителя истории к проведению урока-экскурсии как активной формы обучения предмету. Задачей статьи является поэтапное обозначение к подготовке урока — экскурсии по истории в школе. Для написания статьи были использованы методы анализа методической литературы, а так же наблюдение за опытными педагогами на уроках-экскурсиях.
Под экскурсией понимается форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, которая позволяет организовать наблюдение и изучение разнообразных явлений и предметов в естественных условиях или в музеях [1, с. 722].
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность [4, с. 10].
Главное преимущество уроков-экскурсий — «эффект присутствия» учащихся, которые видят памятники истории и культуры в естественном состоянии или грамотно оформленными в музейной экспозиции. Это способствует высокой степени познавательности урока — экскурсии, т. к. в его ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся. Сравнение традиционного урока и урока-экскурсии позволяет выделить ряд общих черт, например, оба урока ограничены во времени и проходят в определенном месте, здесь собран единый состав одного возраста учащихся, а так же традиционный и урок-экскурсия имеют свои задачи и цели. А главное их направление — единство цели и принципов обучения и воспитания. Кроме того, задачи, поставленные перед экскурсией, подчинены задачам, вытекающим из содержания учебной программы по предмету. И во время обычного урока, и на протяжении урока-экскурсии происходит познание учебного материала, причём познаёт один и тот же субъект — учащийся, усвоение материала идёт под руководством учителя. Вместе с тем, главная особенность урока-экскурсии — создание образов памятников истории и культуры.
Поскольку методический уровень проведения урока-экскурсии определяется степенью профессионализма учителя, проводимого урок, то в методической литературе выдвигаются следующие требования к его профессиональной подготовке: систематическое пополнение своих знаний; совершенствование экскурсионного мастерства; творческий подход к своему делу; поиск оптимальных способов достижения обучающих, развивающих и воспитательных задач урока-экскурсии [2,48]. Как показывает школьная практика, наиболее часто встречающимися недостатками урока-экскурсии являются:
1) лекционность — отрыв от показа объектов и увлечение рассказом;
2) фрагментарность раскрытия отдельных объектов без выявления их взаимосвязей;
3) несоблюдение логической и хронологической последовательности изучаемых событий.
Чтобы избежать этих недостатков, учителю необходимо владеть методикой подготовки и проведения урока-экскурсии. В его подготовке выделяется пять основных этапов:
- Выбор темы и определение цели. Каждая тема состоит из отдельных вопросов-подтем, которые необходимо раскрыть в ходе урока-экскурсии, поэтому его содержание требует соблюдения связи отдельных подтем между собой. Цель урока-экскурсии определяется обучающими, развивающими и воспитательными задачами, которые должны быть достигнуты в результате усвоения учащимися учебного материала. Методически грамотный выбор темы и цели урока-экскурсии особенно важен, т. к. они определяют круг источников, отбор объектов и методы его проведения.
- Отбор и изучение литературы, источников и объектов. На этом этапе необходимо составить библиографию источников по теме, при необходимости получить консультацию музейного работника или профессионального экскурсовода. Далее нужно выбрать и изучить необходимые объекты для показа, учитывая, что музейные экспозиции, как правило, созданы по хронологически-тематическому принципу. При отборе и изучении материалов можно пользоваться специальными карточками «Музей-урок». После этого можно приступать к созданию плана и текста урока-экскурсии [3,90].
- Работа над структурой и текстом. Изучаемый на уроке-экскурсии материал должен иметь свое начало, развитие и завершение, причем осмотренное в начале должно подготавливать восприятие последующего материала. Поэтому урок-экскурсия состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Цель вступления — привлечь внимание учащихся и подготовить их к восприятию учебного материала. Считается, что по протяженности оно должно занимать 5-7 минут и быть целенаправленным, актуальным, интересным. Необходимо назвать тему и цель, сообщить основные вопросы и главные объекты, которые будут рассмотрены в ходе урока-экскурсии. Основная часть — главное содержание урока-экскурсии. При ее разработке необходимо уделять внимание внутренним связям между подтемами и логическим переходам от одной подтемы к другой. В заключении необходимо сделать нужные обобщения, сформулировать выводы и подвести итоги урока-экскурсии. Необходимо учитывать, что если время урока-экскурсии будет превышать время обычного урока, то его протяженность не должна быть более 1 часа для младших школьников и 1 часа 15 минут для старшеклассников.
- Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся, полнота усвоения исторического материала и глубина его осмысления. Выделяются следующие основные методы, применяемые в ходе урока-экскурсии: показ, рассказ, беседа. Как правило, они не применяются отдельно. Каждый из названных методов рассчитан на активное восприятие учащимися учебного материала. В зависимости от темы, цели, характера объектов урока-экскурсии, возраста и уровня знаний учащихся роль и взаимоотношение экскурсионных методов может изменяться.
Говоря о соотношении показа и рассказа, нужно отметить, что на уроке-экскурсии ведущим источником знаний является не только слово учителя, но и экскурсионный объект. Поэтому учитель должен стремиться связать зрительные впечатления учащихся с излагаемым материалом. Этому помогают использование мимики и жестов, которые могут дополнить слово учителя, а также расстановка учащихся полуовалом. При такой расстановке все экспонаты хорошо видны учащимся и учителю-экскурсоводу, причем в поле зрения последнего находятся и все ученики. Оправдывает себя опыт привлечения юных экскурсоводов к проведению урока-экскурсии, особенно при его проведении в школьном музее.
Среди наиболее используемых приемов рассказа выделяют описание — последовательное перечисление и изложение сведений об объекте; словесную характеристику — выяснение наиболее существенных сторон объекта, взятых в их внутренней связи; комментирование — словесное сопровождение сведений, указывающих на особенности происхождения какого-либо процесса. Кроме этого, в зависимости от темы, цели и характера объектов возможно использование словесной реконструкции, картинного описания, а также привлечение текстов исторических документов или художественной литературы для конкретизации или иллюстрации изучаемого материала [2,83].
Способ изложения учебного материала в ходе урока-экскурсии может быть как репродуктивным, когда учащимся-экскурсантам предлагается готовый материал или им предлагается воспроизвести в ее ходе уже известный им материал, либо проблемным, что ведет к применению беседы. Главная цель беседы — активизация познавательной деятельности учащихся, чтобы они не получали знания в готовом виде. Различают несколько ее видов. В ходе эвристической беседы учащиеся приходят к самостоятельному ответу в ходе мыслительных операций. В ее ходе может применяться как частично-поисковый способ проведения, при котором учащиеся сами ищут ответ, выделяют связи и отношения между объектами, не образуя целостной системы решения проблемы, так и исследовательский способ, когда под руководством учителя учащиеся сами извлекают знания и формулируют выводы в процессе восприятия учебного материала. Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются, уточняются и расширяются знания учащихся, а закрепляющая — вопросы по уже разобранному материалу.
Показ — один из ведущих методов, используемых на уроке-экскурсии. Эффективности его применения способствует придание ему целенаправленного характера и планомерное осуществление в соответствии с целью и планом урока-экскурсии. Он часто сочетается с анализом — процессом, предполагающим мысленное выделение наглядных существенных сторон объекта.
Различают три уровня показа. В ходе предварительного обзора происходит первичная ориентировка экскурсантов, когда они знакомятся с объектами, как включенными в обзор, так и с выпадающими из него. Он дает первые и обобщенные впечатления об объектах, что служит предпосылкой для последующего выделения нужных из них, и служит направленности экскурсантов на реализацию цели урока-экскурсии. Второй уровень показа — наблюдение. Под ним понимается направление внимания учащихся на нужные с точки зрения темы и цели объекты. Третьим же видом показа является собственно показ, сочетаемый с анализом, который включает в себя демонстрацию, зрительную реконструкцию посредством слова или демонстрации экспонатов, сравнение по сходству и различию, использование наглядных пособий. Четвертый экскурсионный метод — моторный — связан больше с путями и приемами перехода и осмотра экскурсионных объектов на пеших, автобусных и дальних экскурсиях, а потому, как правило, не используются при проведении уроков-экскурсий в музеях. При подготовке урока-экскурсии желательно продумывать познавательные задания для учащихся — как опережающие, так и для домашней работы по его итогам. Их использование способствует лучшему усвоению изученного материала, осознанию исторических закономерностей, выводов и обобщений, развитию творческого мышления. Разрабатывая такие задания, следует учитывать их связь с темой, степень посильности для учащихся в зависимости от уровня их подготовки [2;98].
Основным требованием к познавательным заданиям является их направленность на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, учет выбора и желания самих учащихся. Примерами таких заданий могут быть следующие:
1) сфотографировать или зарисовать экспонат (объект) экскурсии;
2) выделить главное, общее и особенное;
3) сравнить явления или объекты;
4) применить ранее полученные знания или межпредметные связи, написать отчет (сочинение) об уроке-экскурсии.
- 3аключительный этап представляет собой работу над совершенствованием содержания и методов проведения урока — экскурсии по определённой теме. Учителем накапливается опыт его проведения, анализируется восприятие учащимися материала на различных этапах экскурсии, привлекается новый материал. Таково содержание пяти основных этапов работы учителя по подготовке к уроку-экскурсии и основные методические требования к его проведению.
Следовательно, подготовка к проведению урока-экскурсии требует от учителя знание специфики данного типа урока. Для уроков — экскурсий являются обязательными сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала. Одной из задач учителя является дать учащимся установку на восприятие объектов, наблюдение определенных деталей и особенностей памятников. Установки могут быть направлены на запоминание событий, фактов, приводимых в рассказе экскурсовода. Не менее важны установки, стимулирующие мышление экскурсантов [3,29].
Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения — основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения уроков — экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов-учеников. Эффективность урока-экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько учитель владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью учеников (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности уроков-экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целой параллели класса, но и в границах одного класса есть ученики по — разному воспринимают преподносимый им материал.
Литература:
- Педагогический словарь: в 2 т. / редкол. И. А. Каиров (гл. ред.) и др. М.: Изд-во АПН, 1960. Т. 2.
- Родин А. Ф. Экскурсионная работа по истории / А. Ф. Родин, Ю. Е. Соколовский. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974. 136 с.
- Савина, Н. В. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н. В. Савина, З. М. Горбылева. — Мн.: БГЭУ, 2004. — 335 с.
- Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М.: Советский спорт, 2007. — 216 с.