В настоящее время подросток живет в сложном по своему содержанию и тенденциям мире. Это связано с увеличением темпа развития технологических преобразований, которые предъявляют современной молодежи новые требования. Большое количество информации воздействует на подростка, у которого еще не выработана четкая жизненная позиция. Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, которая развивается в обществе. Подростки становятся тревожными, циничными, агрессивными и жестокими. У молодых людей бурно развивается чувство неосознанного протеста, растет их индивидуализация, которая может привести к эгоизму. Самая страдающая от нестабильной обстановки в мире возрастная группа — это подростки. Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.
Проблемой девиантного поведение занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди отечественных стоит отметить труды Е. В. Змановской, И. С. Кона, В. Д. Менделевич, А. Е. Личко, С. А. Беличевой и других. Большой вклад в разработку проблемы девиантного поведения внесли такие зарубежные ученые, как З. Фрейд, Г. Беккер, Ч. Ломброзо, И. Гофман, Э. Дюркгейм и другие.
Приведем краткий анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения. Так, согласно взглядам Е. В. Змановской, девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от норм [1]. В более узком смысле дает определение девиантного поведения И. С. Кон. Он понимает под девиантным поведением систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [2]. По мнению В. Г. Соловьянюк-Кротовой девиантное поведение — это результат личностного выбора индивидом не одобряемого социальным окружением способа удовлетворения возникающей потребности [5].
Таким образом, анализируя и обобщая различные точки зрения, можно сделать вывод о содержании понятия девиантное поведение, определив его как результат личностного выбора индивидом поведения, не удовлетворяющего общественным нормам.
В литературе можно встретить такой синоним термину «девиантное поведение», как отклоняющееся поведение.
Согласно взглядам Е. В. Змановской у отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социально-психологических феноменов. Во-первых, девиантное поведение не соответствует общепринятым социальным нормам. Во-вторых, вызывает негативную оценку со стороны окружающих. В-третьих, наносит ущерб самой личности или окружающим ее людям [1].
Под профилактикой понимают систему комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья [3].
Профилактика девиантного поведения — это система комплексных мероприятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения.
В исследованиях В. Г. Соловьянюк-Кротовой обобщаются основные стратегии профилактики девиантного поведения:
- Устранение причин возникновения девиаций в поведении, то есть всеобъемлющая профилактика;
- Личностно-ориентированная профилактика;
- Профилактика на ранних этапах возникновения девиантного поведения, то есть стратегия быстрого реагирования [5].
Группа риска — это категория подростков, которая из-за определенных жизненных обстоятельств более других категорий подвержена негативным влияниям со стороны социума и его криминальных элементов, которые стали причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Таким образом, основной задачей социальных педагогов-психологов является помощь в нахождении подростком своего места в обществе, минимизации трудностей адаптации.
Исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению, было проведено на базе Владимирского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Владимирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Общее количество участников эксперимента составило 100 человек (67 юношей и 33 девушки) в возрасте от 13 до 17 лет.
Следует подчеркнуть, что контингент обеих экспериментальных площадок составляет молодежь группы риска: это дети и подростки из социально неблагополучных, неполных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Базы осуществляют индивидуально-профилактическую работу.
Склонность к отклоняющемуся поведению выявлялась с помощью методов тестирования, анкетирования и экспертного оценивания. Применялся тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) [4], который предназначен для измерения склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, а также делинквентное поведение.
Согласно результатам анкетирования 97 % воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения. Эти данные подтверждают мнения компетентных специалистов — сотрудников учреждений при реализации процедуры экспертного оценивания.
В результате исследования было обнаружено, что у большинства подростков присутствует склонность к агрессии и насилию (57 %), что свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки.
У 46 % выявлена тенденция к аддиктивному поведению, что говорит о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности за счет изменения своего психического состояния.
Также у многих испытуемых (33 %) была обнаружена склонность к делинквентному поведению, что может свидетельствовать о низком уровне социального контроля.
У небольшого количества подростков выявлены склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (11 %). Для таких подростков характерна низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, тенденция к садо-мазохизму. (рис. 1)
Рис. 1. Результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению
Результаты исследования показали, что 76 % подростков показали высокие результаты по двум и более шкалам, что позволяет отнести их к группе риска.
Анализируя половозрастной аспект проблемы отклоняющегося поведения, следует отметить, что большую часть так называемой группы риска в нашем исследовании составили девушки, для которых в большей степени характерны проявления агрессивных реакций во взаимодействии с социальным окружением. Поведение юношей в большинстве случаев характеризуется аутодеструктивными тенденциями и присутствием различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, табачной, токсикологической, наркотической). Наиболее подверженным негативным влияниям оказался старший подростковый возраст (15–17 лет), что определяется, в первую очередь, психофизиологическими особенностями.
Таким образом, в результате исследования неблагополучных подростков группы риска на предмет склонности к отклоняющемуся поведению, а также его наиболее характерных разновидностей, можно сделать следующие заключения:
Данные психодиагностического обследования подтверждают личностную патологию воспитанников специализированных учреждений города Владимира. Большинство подростков склонны к агрессивному и аддиктивному поведению;
Существуют половозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения: сензитивным периодом для всплеска отклоняющегося поведения у девушек является возраст 15–16, для юношей — 16–17 лет, существуют различия и в самих формах девиаций;
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что данные психодиагностического исследования определяют основу будущих коррекционных мероприятий, направленных на борьбу с отклоняющимся поведением молодежи во Владимире и области.
Литература:
- Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 225с.
- Коробкина З. В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.
- Перешеина Н. В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006.— 192 с.
- Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 2