Психологическая оценка склонности воспитанников специализированных учреждений г. Владимира к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Левицкая, Л. В. Психологическая оценка склонности воспитанников специализированных учреждений г. Владимира к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте / Л. В. Левицкая, М. В. Смирнова, Е. П. Сафронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 726-728. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24116/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В настоящее время подросток живет в сложном по своему содержанию и тенденциям мире. Это связано с увеличением темпа развития технологических преобразований, которые предъявляют современной молодежи новые требования. Большое количество информации воздействует на подростка, у которого еще не выработана четкая жизненная позиция. Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, которая развивается в обществе. Подростки становятся тревожными, циничными, агрессивными и жестокими. У молодых людей бурно развивается чувство неосознанного протеста, растет их индивидуализация, которая может привести к эгоизму. Самая страдающая от нестабильной обстановки в мире возрастная группа — это подростки. Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.

Проблемой девиантного поведение занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди отечественных стоит отметить труды Е. В. Змановской, И. С. Кона, В. Д. Менделевич, А. Е. Личко, С. А. Беличевой и других. Большой вклад в разработку проблемы девиантного поведения внесли такие зарубежные ученые, как З. Фрейд, Г. Беккер, Ч. Ломброзо, И. Гофман, Э. Дюркгейм и другие.

Приведем краткий анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения. Так, согласно взглядам Е. В. Змановской, девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от норм [1]. В более узком смысле дает определение девиантного поведения И. С. Кон. Он понимает под девиантным поведением систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [2]. По мнению В. Г. Соловьянюк-Кротовой девиантное поведение — это результат личностного выбора индивидом не одобряемого социальным окружением способа удовлетворения возникающей потребности [5].

Таким образом, анализируя и обобщая различные точки зрения, можно сделать вывод о содержании понятия девиантное поведение, определив его как результат личностного выбора индивидом поведения, не удовлетворяющего общественным нормам.

В литературе можно встретить такой синоним термину «девиантное поведение», как отклоняющееся поведение.

Согласно взглядам Е. В. Змановской у отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социально-психологических феноменов. Во-первых, девиантное поведение не соответствует общепринятым социальным нормам. Во-вторых, вызывает негативную оценку со стороны окружающих. В-третьих, наносит ущерб самой личности или окружающим ее людям [1].

Под профилактикой понимают систему комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья [3].

Профилактика девиантного поведения — это система комплексных мероприятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения.

В исследованиях В. Г. Соловьянюк-Кротовой обобщаются основные стратегии профилактики девиантного поведения:

  1. Устранение причин возникновения девиаций в поведении, то есть всеобъемлющая профилактика;
  2. Личностно-ориентированная профилактика;
  3. Профилактика на ранних этапах возникновения девиантного поведения, то есть стратегия быстрого реагирования [5].

Группа риска — это категория подростков, которая из-за определенных жизненных обстоятельств более других категорий подвержена негативным влияниям со стороны социума и его криминальных элементов, которые стали причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Таким образом, основной задачей социальных педагогов-психологов является помощь в нахождении подростком своего места в обществе, минимизации трудностей адаптации.

Исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению, было проведено на базе Владимирского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Владимирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Общее количество участников эксперимента составило 100 человек (67 юношей и 33 девушки) в возрасте от 13 до 17 лет.

Следует подчеркнуть, что контингент обеих экспериментальных площадок составляет молодежь группы риска: это дети и подростки из социально неблагополучных, неполных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Базы осуществляют индивидуально-профилактическую работу.

Склонность к отклоняющемуся поведению выявлялась с помощью методов тестирования, анкетирования и экспертного оценивания. Применялся тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) [4], который предназначен для измерения склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, а также делинквентное поведение.

Согласно результатам анкетирования 97 % воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения. Эти данные подтверждают мнения компетентных специалистов — сотрудников учреждений при реализации процедуры экспертного оценивания.

В результате исследования было обнаружено, что у большинства подростков присутствует склонность к агрессии и насилию (57 %), что свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки.

У 46 % выявлена тенденция к аддиктивному поведению, что говорит о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности за счет изменения своего психического состояния.

Также у многих испытуемых (33 %) была обнаружена склонность к делинквентному поведению, что может свидетельствовать о низком уровне социального контроля.

У небольшого количества подростков выявлены склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (11 %). Для таких подростков характерна низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, тенденция к садо-мазохизму. (рис. 1)

Рис. 1. Результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению

 

Результаты исследования показали, что 76 % подростков показали высокие результаты по двум и более шкалам, что позволяет отнести их к группе риска.

Анализируя половозрастной аспект проблемы отклоняющегося поведения, следует отметить, что большую часть так называемой группы риска в нашем исследовании составили девушки, для которых в большей степени характерны проявления агрессивных реакций во взаимодействии с социальным окружением. Поведение юношей в большинстве случаев характеризуется аутодеструктивными тенденциями и присутствием различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, табачной, токсикологической, наркотической). Наиболее подверженным негативным влияниям оказался старший подростковый возраст (15–17 лет), что определяется, в первую очередь, психофизиологическими особенностями.

Таким образом, в результате исследования неблагополучных подростков группы риска на предмет склонности к отклоняющемуся поведению, а также его наиболее характерных разновидностей, можно сделать следующие заключения:

          Данные психодиагностического обследования подтверждают личностную патологию воспитанников специализированных учреждений города Владимира. Большинство подростков склонны к агрессивному и аддиктивному поведению;

          Существуют половозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения: сензитивным периодом для всплеска отклоняющегося поведения у девушек является возраст 15–16, для юношей — 16–17 лет, существуют различия и в самих формах девиаций;

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что данные психодиагностического исследования определяют основу будущих коррекционных мероприятий, направленных на борьбу с отклоняющимся поведением молодежи во Владимире и области.

 

Литература:

 

  1.                Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  2.                Кон И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 225с.
  3.                Коробкина З. В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.
  4.                Перешеина Н. В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006.— 192 с.
  5.                Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 2
Основные термины (генерируются автоматически): отклоняющееся поведение, девиантное поведение, группа риска, поведение, подросток, склонность, большинство подростков, личностный выбор, тенденция, экспертное оценивание.


Похожие статьи

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана)

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Осведомленность беременных женщин г. Гомеля об основных факторах риска развития кариеса у детей раннего возраста

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Похожие статьи

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана)

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Осведомленность беременных женщин г. Гомеля об основных факторах риска развития кариеса у детей раннего возраста

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Задать вопрос