Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Максимова, В. И. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста / В. И. Максимова, А. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 730-733. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24170/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

In the article the problem of forming of creative abilities of children of preschool age. According to the survey the level of creative development in preschoolers developed medium. There are children who have creative abilities developed than other children. At the end of the study, recommendations were educators to improve the development of creative abilities of children of preschool age.

Keywords:preschool age, ability, creativity, psychological and educational assistance, advice.

 

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка — это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности [2, стр.135].

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности [1, с. 52].

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Шатовский детский сад». Объектом изучения стали дети 6-ти летнего возраста, воспитанники детского сада. В группе 22 человека: 12 мальчиков и 10 девочек.

Наблюдение показало, что в целом группа выглядит дружная, как единый коллектив. Дети с легкостью пошли на контакт. На вопросы проведенной беседы отвечали спокойно, сдержанно, не нарушая дисциплины. Ребятам нравится ходить в садик. Было видно, что они общительны, легко взаимодействуют друг с другом. Дети довольно открыты для общения, особой трудности у них этой области не предоставляло. Они шутят, смеются. Ребята помогают друг другу, выручают друг друга. Однако в группе есть дети, которые очень застенчивы и мало общаются со сверстниками. Но эти дети не выглядят одинокими, им помогают сверстники.

Для реализации нашего эксперимента группа была разделена на 2 микрогруппы: экспериментальную (6 мальчиков и 5 девочек) и контрольную (6 мальчиков и 5 девочек).

По изучению уровня творческих способностей детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе было разработано множество методик.

Для выявления уровня творческих способностей воспитанников были подобраны методики Гилфорда: «Использование предмета» и «Словесная ассоциация», «Диагностика вербальной креативности (тест Медника)» [3, с. 26].

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

Самый высокий уровень креативности в экспериментальной группе продемонстрировали Наташа К. и Настя Ю. (27 %), в контрольной — Сережа Г., Руслан К. (27 %), они набрали больше всех баллов. Это говорит об их способности предлагать большее количество разнообразных идей, подходить к заданию с разных сторон и использовать различные стратегии решения. Самыми слабыми в экспериментальной были Артем К., Аня Л., и Егор Е. (27 %), в контрольной — Люба К., Паша А., Сережа Б. (27 %). За отведенное время они перечислили сравнительно мало способов использования предмета, их ответы были общеприняты и банальны.

В целом, по данным видно, что самый высокий бал по среднему уровню развития способностей. Это хороший показатель, так как творческие способности у дошкольников можно и нужно развивать.

По результатам методики можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень развития творческих способностей не больше, чем в контрольной. Следовательно, с экспериментальной группой требуется проведение программы по развитию творческих способностей.

Далее мы провели методику Дж. Гилфорда «Словесная ассоциация»

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого: найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения теста — 3 минуты.

Оценивание.

Результаты выполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям.

1)                 Беглость — суммарное число приведенных определений (n).

2)                 Гибкость — число категорий ответов.

3)                 Оригинальность — число оригинальных определений.

По данным видно, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития творческих способностей (56 %), в контрольной — как высокий (36 %), средний (28 %), так и низкий (36 %) уровни развития творческих способностей.

Самыми творчески развитыми в экспериментальной группе являются Леша Л., он справился лучше всех с заданием, Наташа К. и Настя Ю. (28 %), в контрольной группе высокие результаты показали Сережа Г., Настя П., Коля О., Руслан К. (36 %), что говорит об их умении мыслить в разных направлениях, придумать как можно больше оригинальных идей для решения поставленной задачи.

Самый низкий показатель в экспериментальной группе у Артема К., Ани Л., Егора Е. (27 %), в контрольной группе — у Любы К., Паши А., Андрея Ш., Сергея Б. (27 %). Это говорит о их неспособности сосредоточиться перед выполнением задания, неуверенности в себе, боязни чужого мнения.

По результатам методики можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень развития творческих способностей не больше, чем в контрольной. Следовательно, с экспериментальной группой требуется проведение программы по развитию творческих способностей.

Далее нами была проведена методика «Диагностика вербальной креативности».

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2–3 мин.

По результатам проведенной методики в экспериментальной группе, мы получили следующие результаты: рассматривая индекс оригинальности мы видим, что большинство испытуемых показали средний уровень развития вербальной креативности (55 %), в контрольной группе, так же преобладает средний уровень (46 %).

Лучший результат в экспериментальной группе показали Насти Ю. и Леши Л. (36 %), в контрольной — Сережа Г. и Руслан К. (36 %) — уровень их оригинальности относится к индексу 80 %. Это отражает их стремление к реализации своих творческих способностей, их ответы отличаются от очевидных, общепринятых и банальных.

По результатам методики можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень развития творческих способностей не больше, чем в контрольной. Следовательно, с экспериментальной группой требуется проведение программы по развитию творческих способностей.

Таким образом, нами были проведены следующие методики: Дж. Гилфорда: «Использование предмета» и «Словесная ассоциация»; тест Медника (диагностика вербальной креативности, адаптирована А. Н. Ворониным). В результате первого среза было установлено, что развитие творческих способностей дошкольников находится, в общем, на среднем и низком уровне. Среди детей были такие, которые решали задания без особых затруднений, а были и такие, которые не смогли выполнить задания. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной психолого-педагогической программы по формированию творческих способностей в дошкольном возрасте.

После проведения занятий в рамках программы психолого-педагогической помощи по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, включавшей в себя приемы, направленные на развитие творческого начала, на стимулирование общей творческой активности, мы провели повторное тестирование по тем же методикам, что и на этапе первичной диагностики. Повторная диагностика проводилась в обеих группах (экспериментальной и контрольной) по методикам: опросники Гилфорда: «Использование предмета» и «Словесная ассоциация», «Диагностика вербальной креативности (тест Медника)».

В начале нашего исследования мы применили методику «Использование предметов» (варианты употребления)

Цель: повторное исследование творческих способностей у детей младшего школьного возраста (экспериментальная группа).

Методика проводилась в контрольной и экспериментальной группе. По результатам исследования видно, что количество испытуемых с высоким уровнем развития творческого мышления после проведения программы осталось прежним (46 %), количество испытуемых со средним уровнем возросло (36 %), а с низким уменьшилось (18 %).

В контрольной группе результаты не изменились. Из этого можно сделать вывод о том, что проведенная нами программа является эффективной.

Далее мы провели методику Дж. Гилфорда «Словесная ассоциация»

Методика проводилась в контрольной и экспериментальной группе. По результатам исследования видно, что количество испытуемых с высоким уровнем развития творческих способностей после проведения программы осталось прежним (56 %), количество испытуемых со средним уровнем развития творческих способностей возросло (36 %), а количество испытуемых с низким уровнем снизилось (9 %).

В контрольной группе результаты не изменились. Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что проведенная нами программа является эффективной.

Далее нами была проведена методика «Диагностика вербальной креативности».

По результатам проведенной методики на экспериментальной группе, мы получили следующие результаты: рассматривая индекс оригинальности мы видим, что стал 9 % испытуемых относятся к индексу 40 %. Таким образом, испытуемые в выборке обладают низкой вербальной креативностью. 36 % испытуемых, человек относятся к индексу 60 %. Таким образом, испытуемые в выборке обладают средней вербальной креативностью. 55 % испытуемых относятся к индексу 80 %. Из полученных данных видно, что количество испытуемых с высоким, средним и низким уровнем развития вербальной креативности после проведения программы осталось прежним, что говорит о недостаточной эффективности программы.

В контрольной группе результаты не изменились.

Таким образом, разработанная и проведенная нами программа по развитию творческих способностей дошкольного школьного возраста принесла положительныйрезультат.

 

Литература:

 

  1.                Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Москва, 1991. — 283 с.
  2.                Голубева Э. А. Способности и склонности. — М. 1999. — 471 с.
  3.                Левин В. А. Воспитание творчества. — Томск. 1993. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, вербальная креативность, уровень развития, контрольная группа, проведение программы, способность, дошкольный возраст, испытуемый, Сереж, результат методики.


Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»

В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»

В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Задать вопрос