Воспитание школьников в духе патриотизма средствами изобразительного искусства в узбекской школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Абдирасилов, С. Ф. Воспитание школьников в духе патриотизма средствами изобразительного искусства в узбекской школе / С. Ф. Абдирасилов, Сабина Хисамиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 667-670. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24172/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Педагогическая проблемавоспитания школьников в духе патриотизма средствами изобразительного искусства. В статье указывается критерии процесса, основные задачи патриотического воспитания школьников и средства решения этой проблемы на основе произведении изобразительного искусства.

Ключевые слова:изобразительное искусство, патриотические ценности,государственные символы, произведения живописи, произведения скульптуры.

 

The urgency of a pedagogical problem of education of schoolboys in the spirit of patriotism is proved by fine arts means. In article it is underlined criteria of process, the primary goals of patriotic education of schoolboys and means of the decision of this problem for a basis fine arts product.

Keywords: the fine arts, patriotic values, the state symbols, products of painting, sculpture product.

 

В законах Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» определены основные принципы и направления реализации политики государства в области образования и воспитания будущих граждан страны.

Труды таких мыслителей, как аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сина, Абу Беруни, Омар Хайям, Ян Амос Коменский, И. Песталоцци и др., показывают нам взгляды этих ученых на формы, методы, приемы, принципы обучения, требования к учителю-наставнику. Ученые-просветители Востока и Запада одними из первых научно обосновали методы обучения, при этом развивали методы активизации познавательной деятельности, применения знаний на практике, системности и последовательности, сравнения, наблюдения, опыта.

Патриотическое воспитание учащихся посредством обучения изобразительному искусству является актуальной педагогической проблемой. «В решении данной проблемы важное идейно-эстетическое значение имеют произведения изобразительного искусства, созданные на высоком художественном уровне, служа обогащению нравственного мира личности, призывая к борьбе за процветание Родины, ориентируя глубоко чувствовать красоту природы, жизни и людей» [1].

К сожалению, до сегодняшнего дня место изобразительного искусства в деле патриотического воспитания не достаточно изучено в научно-теоретическом и методическом плане. Произведениям изобразительного искусства, являющимся образцами национальной исторической культуры не достаточно уделяется место в школьных программах, учебниках. Не разработаны эффективные пути и методы патриотического воспитания на основе имеющихся материалов.

На наш взгляд, критериями процесса патриотического воспитания являются следующие: во-первых, знать, понимать, сознавать всю вселенную; во-вторых, знать о государстве, стране, долге перед Родиной, быть самоотверженным. В третьих, уважать, любить язык, культуру народа. В-четвертых, помнить об истории, прошлой действительности народа. В-пятых, быть преданным его культуре, нравственности, искусству, традициям. Родиной каждого человека является дом, в котором он родился, махалля, туман, вилоят, государство. Родина территория, на которой проживают представители коренного народа, где похоронены их предки. Ценить эту землю и осознавать её своей Родиной и есть патриотизм. Патриотизм — высокая морально-нравственная культура, ставшая верой и убеждением человека.

В нашей современной школе патриотическое воспитание является одним из основных и ведущих направлений деятельности.

Основные задачи патриотического воспитания:

                    утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

                    уважение к культурному и историческому прошлому Узбекистана, к нашим славным традициям;

                    пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и старину, воспитание достойных тружеников и защитников Родины;

Основным каналом эффективного патриотического воспитательного воздействия на учащихся является учебный процесс, его богатый воспитательный потенциал.

Патриотическое воспитание служит обогащению знаний учащихсяо Родине, укреплению чувства гордости краем и страной, в которой проживает. Призывает их к самоотверженному труду, социальной активности на благо Родины. Молодое поколение должно быть предано не только Государственному Флагу, Гербу, Гимну и другимсимволам, но и уметь защищать национальные интересы, законы, права народа при любых обстоятельствах.

Ребята на занятиях по искусству должны познакомиться с историей происхождения герба, изменениями, происходившими в его облике со временем, с историей происхождения государственного флага, узнать, что символизируют его цвета, прослушать гимн Узбекистана и узнать об истории его создания. Обучающиеся должны сделать вывод, что государственные символы — это важные элементы жизни народа, они отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю, и каждый из нас должен относиться к ним с почтением.

Воспитание патриотизма происходит практически на каждом уроке изобразительного искусства. Мы говорим о Родине, о Узбекистане, о мире, о защитниках Отечества и т. п. Перед рисованием объясняют значение этих понятий, или это делает учитель. Например, В хадисах (сказаниях пророка Мухаммеда) говорится: «Любить Родину — дело веры». «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Родной край — край нашего детства. Где бы мы ни были, он всегда с нами», «Чтоб в мире не было войны, за мир бороться мы должны» и т. д.

Цель каждого урока: воспитывать любовь и уважение к своей стране, к её законам, символам; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны. На уроках должна проводиться беседа о нашей стране, о том, как её защищали воины в годы войны; звучали пословицы и поговорки о Родине.

На уроках также ставятся цели: прививать любовь к родной природе, родному краю, родителям, своим предкам, старшему поколению.

Произведения искусства, в которых описаны прекрасные пейзажи нашей Родины, служат не только эстетическому воспитанию молодежи, но и призывают их к новым подвигам.

Любовь к родной природе — одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя изобразительного искусства, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, художникам и музыкантам, создавшим незабываемые картины родных просторных широт и долины, величественных гор.

Как известно, все художники творят, черпая вдохновение от славной истории, мирной жизни своей страны, созидательного труда своих соотечественников. Наблюдая работы художников Узбекистана, можно уловить их главную идею — направленность на патриотизм.

Пейзажи Урала Тансикбоева, Рахима Ахмедова, Гафура Абдурахманова, Зокира Инагамова, Исфандиёра Хайдарова, Шухрата Абдурашидова отражают бескрайные широты, прекрасные долины, величественные горы Узбекистана, созидательный труд его людей.

Больших успехов добились художники Узбекистана и в историческом жанре, в жанре портрета. Примером чему служат работы Малика Набиева, Абдулхака Абдуллаева, Туры Курёзова, Рузи Чориева, Жавлона Умарбекова, Баходира Жалолова, С. Аликулова.

С. Абдуллаев, М. Тухтаев, Г. Абдурахманов, А. Икромжонов, Л. Салимжонова и другие плодотворно трудятся в жанре натюрморта, описывая прекрасные дары щедрой узбекской земли, природы солнечного Узбекистана.

В живописных картинах исторического жанра как «Амир Темур», «Восстание Спитамена против македонцев» Малик Набиева, «Жалолиддин Мангуберди» Туры Курёзова, «Алишер Навоий» Абдулхака Абдуллаева, «Месть Томариса» Маннона Саидова, «Борьба Джалолиддина против монголов» Р. Соседова, «Победа Амира Темура над Тохтамишхоном» Э. Машарипова, в сюжетных картинах Амир Темур предстает в качестве непобедимого полководца, достойного предводителя своего народа. Такое же мнение можно высказать и о произведениях великого творца миниатюр, художника средневековья Камолиддина Бехзода «Шайбонихан» и других.

В искусстве скульптуры плодотворно трудятся И. Жабборов, А. Рахматуллаев, Р. Миртожиев, Ж. Куттимурадов, Р. Айметов, А. Бойматов, Т. Эсонов, Д. Рузибоев. Воссоздание истории, произведений изобразительного искусства, основанных на национальных традициях имеет положительный эффект в деле воспитания патриотизма народа.

В скульптуре это работы Ильхома Жабборова «Амир Темур», «Счастливая мать», Равшана Миртожиева «Присяга Родине», А. Рахматуллаева «Мирзо Улугбек», арковый памятник Рустама Айметова «свободные птицы», установленный на площади Независимости в Ташкенте. Формирование нравственности гармонично развитого поколения зависит от того, насколько умело, мы ознакомим учащихся с работами замечательных художников и скульптуров. Огромны возможности уроков изобразительного искусства в решении данного вопроса. Портрет Амира Темура, созданный Маликом Набиевым — одно из высоко художественных произведений последних лет. Амир Темур гордо сидящий на троне, запечатлен в рассвете сил, умным, красивым, смотрящим далеко человеком. Прекрасны цвета и оттенки, которыми пользовался мастер. Теплые цвета — вид восточного мира.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, для улучшения преподавания изобразительного искусства в школе, повышения его эффективности в деле патриотического воспитания нужно, во-первых, глубоко осознавать и трактовать содержание, идею, выразительные средства произведений, в которых особое место отводится историческим темам как дружба, мир, мужество, защита отечества.

Знание учащихся о подвигах Ширака, Тумарис, Спитамена, Муканны, войнах между народами, империи Амира Темура, династии Бабуридов; о славных государствах и городах согдиана, Афрасиаб, Шаш [8], Ак-тепа, Мингурюк, Канка и др.; а так же знания о произведениях художников эпохи Восточного Ренессанса, знания о теории художественного искусства, умение понимать сущность, идею и мотивы произведения служат формированию национальной гордости. Для полной трактовки таких произведений от учителя изобразительного искусства требуется мастерство не только педагогическое, но и искусствоведческое.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.

Положительные эмоции и переживания побуждают обучающихся к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью. Любой урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы. Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы.

В современные уроки включают элементы краеведения, и считаем, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны.

Формирования патриотизма идет через воспитание любви к родине, к природе. Без чувства любви к своему родному городу нет и большого патриотизма. Так на уроках после просмотра картин известных художников-пейзажистов, учащиеся отвечают на вопросы: «Отберите те картины, изображение которых соответствует ландшафту области, в которой вы проживаете. Как прекрасны места, в которых вы живете! И как важно сохранить эту красоту для тех людей, которые будут жить после нас». О бережном отношении к природе, родному городу говорится на уроках: «Мир природы».

Формирования патриотизма — воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. На уроках, посвященных Дню защитника Отечества школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями героев. У учащихся формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству». Процесс формирования патриотизма начинается в семье, любовь к Родине. Уроки патриотизма продолжаются и после звонка. Конечно, урок — важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе с учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе патриотического воспитания. Преимущества внеурочной деятельности заключается в том, что она не ограничена временем.

Историческое, культурное, художественное наследие наших предков служит особым поводом для национальной гордости. Произведения изобразительного искусства служат наглядности в деле воспитания в духе преданности Родине.

 

Литература:

 

  1.                И. А. Каримов. Высокая духовность — непобедимая сила. Ташкент: Маънавият, 2008.
  2.                И. А. Каримов. Родина — священна для каждого. — Ташкент: Узбекистан, 1997.
  3.                И. А. Каримов. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. — Ташкент: Узбекистан, 2000.
  4.                И. А. Каримов.Узбекистан на пороге достижения независимости. Т.: Узбекистан, 2011 г.
  5.                С. Абдирасилов. Методика преподавания изобразительного искусства. (на узб.яз.). Ташкент: изд-во: Наука и технология, 2012.
  6.                Д. Г. Ряхов.Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Автореф. дисс. к. пед. наук. М., 2008.

7.                  Азимов Б. В. Патриотическое воспитание учащихся 4–6 классов средствами изобразительного искусства (на базе общеобразовательных школ Узбекистана). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — с. 3.

8.                  Четыре столпа истории Ташкента. Газета Хумо. К 2200-летию Ташкента. 8 июля, 2009. № 28. стр. 1.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, патриотическое воспитание, Родина, урок, произведение, Узбекистан, государственный флаг, исторический жанр, национальная гордость, родная природа.


Ключевые слова

изобразительное искусство, патриотические ценности, государственные символы, произведения живописи, произведения скульптуры

Похожие статьи

Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе

Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Похожие статьи

Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе

Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Задать вопрос