В статье исследуется проблема бедности Северного Кавказа. Рассматривается воздействие бедности на общество. Черту бедности определяют с помощью показателя прожиточного минимума. Приводятся основные пути снижения бедности.
Ключевые слова: бедность, прожиточный минимум, безработица, стратегия развития.
Вечный рост разрыва между бедными и богатыми социальных слоев общества и регионов является характерной чертой социально-экономического совершенствования нынешней России.
В нынешнее время вопрос бедности для общества России очень актуальна и на данный момент наблюдается процесс совершенного и относительного обеднения большей части населения. В частности бедность обуславливает ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам совершенствования: качественным услугам здравоохранения и образования, доходной работе, возможности удачной социализации детей и молодого поколения. Минимальный показатель дохода большей части семей в совмещении с избыточной поляризацией доходов приводят к социальному разделению общества, социальной напряженности, являются помехой успешного развития страны, обуславливают кризисные процессы в обществе и семье.
Бедность неблагоприятно влияет на российское общество: повышение числа беспризорных и безнадзорных детей, утверждение модели бездетной или однодетной семьи, упадок здоровья общества, кризис института семьи, повышение преступности, пониженная продолжительность жизни жителей, повышение смертности в трудоспособном возрасте. В нынешних условиях, характеризующиеся большими результатами во всех сферах науки, вопрос бедности не только не потеряла свою значимость, но более того, приобрела новые черты и проявляется в глобальном масштабе [5, c. 236].
Чертой бедности в России считают показатель прожиточного минимума, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины, который включает наименьшие наборы провизии, непродовольственных товаров и услуг, которые нужны для сохранения здравия человека и его жизнедеятельности, кроме того обязательные сборы и платежи.
Тем не менее в каждом субъекте РФ вводится индивидуальный уровень прожиточного минимума, зависящий от экономического, политического, климатического, географического состояния и от ресурсной базы региона.
Уровень прожиточного минимума по субъектам Северо-Кавказского федерального округа по данным, представленным Госкомстатом за I — IV кварталы 2014 года представлены в таблице 1 [1].
Таблица 1
Величина прожиточного минимума за 2014 год (в среднем на душу населения; рублей в месяц) [1].
|
Все население |
В том числе по социально-демографическим группам |
||
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети |
||
Российская Федерация |
8050 |
8683 |
6617 |
7752 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
||||
Республика Дагестан |
7222 |
7517 |
5771 |
7157 |
Республика Ингушетия |
7254 |
7492 |
5838 |
7421 |
Кабардино-Балкарская Республика |
7071 |
7477 |
5658 |
7006 |
Карачаево-Черкесская Республика |
7120 |
7553 |
5757 |
7090 |
Республика Северная Осетия — Алания |
7037 |
7480 |
5731 |
7062 |
Чеченская Республика |
6622 |
7256 |
5604 |
5921 |
Ставропольский край |
6956 |
7390 |
5652 |
7082 |
Результаты анализируемой таблицы показывают, что к общероссийскому уровню прожиточного минимума приближены только Республика Ингушетия и Дагестан. По данным Росстата Чечня, Ставропольский край, Кабардино-Балкария и Республика Северная Осетия-Алания занимают одни из последних мест по размеру прожиточного минимума.
Определяя минимальный уровень прожиточного минимума в этих субъектах, чиновники опираются на совершенствование сельского хозяйства и умением человека самого себя поставить на ноги. Но они не принимают во внимание большую капиталоемкость, трудоемкость, и ненадежность данного вида индустрии.
Для того, чтобы раскрыть проблему безработицы, которая существует в регионах, нужно рассмотреть состав потребительской корзины, соответствующий прожиточному минимуму.
В потребительскую корзину входят продукты питания, составляющие примерно 50 % ее стоимости. Во вторую группу входят непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства. И наконец третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.
Исходя из набора и структуры потребительской корзины, можно сделать вывод, что обычный среднестатистический человек для нормального функционирования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки — 280 г., овощей — 300 г., фруктов свежих — 160 г., сладкого — 60 г., молока и молочных продуктов — 800 г., масла растительного и жиров — 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы [3].
По данным госкомстата на начало 2012 года численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет соответственно в Дагестане — 8,3 % от общей численности субъекта, Ингушетии — 18,5 %, Кабардино-Балкарии — 15,3 %, Карачаево-Черкессии — 18,8 %, Северной Осетии-Алании — 12,6 % и в Ставропольском крае — 18,3 %. Данные цифры являются весьма внушительными и свидетельствуют об экономической неразвитости и нестабильности региона.
Судя по тому, что Чеченская Республика отсутствует в данном списке, этому субъекту можно позавидовать, так как руководство беспокоится о своем народе и контролирует стабильный уровень жизни жителей.
Пути понижения безработных на Северном Кавказе уже выявлены. Ознакомимся с основными путями:
Во-первых — это, разумеется сельское хозяйство. Сельское хозяйство включает 14,7 % ВРП СКФО. Его доля в ВРП выросла в 2010г. на 0,6 % по сравнению с предыдущим периодом. В целом по СКФО в январе-декабре 2012 г. индекс сельскохозяйственного производства составил 93,5 % (в целом по РВ 95,3 %) [4]. Больше половины, которые живут на Северном Кавказе — это сельские жители. Для того, чтобы их собственное подсобное хозяйство действовало на надлежащем уровне, нужно получить кредиты и упорядочить торгово-закупочную систему. Например, можно благополучно выращивать скот и беспрепятственно скупать мясо в Дагестане, а не в Новой Зеландии. Это даст начало к возникновению новых рабочих мест и снижению безработицы.
На Северном Кавказе кроме того имеется проблема неразвитости и монополизированности посредников между сельскохозяйственными производителями и торговлей. Человек хочет трудиться, но из-за данной ситуации не имеет возможность продавать свой продукт.
На Северном Кавказе инвестиции обязаны быть приоритетными, поскольку на всякий вложенный рубль тут очень большая отдача не прибылью, а рабочими местами. Доход тоже есть, так как Северный Кавказ пригоден для сельского хозяйства по природным ресурсам.
Одним из путей сокращения бедности также является вклад инвестиций в инфраструктуру. В-третьих — стимулирование малого бизнеса с помощью снижения коррупционного напора на него. Число малых и средний организаций в СКФО в расчете на душу населения возросло на 0,11 единиц на тысячу человек, достигнув 5,22 ед., тогда как предполагалось сохранить их меру на былом уровне 5,11 ед. В-четвертых — изучение возможности реконструкции некоторых из советских промышленных фирм, привести в порядок и организации производства.
Если в течение следующих двух-трех лет убрать безработицу, занять молодое поколение, то можно говорить об экономическом росте и устойчивости Северо-Кавказского федерального округа.
Учитывая данные направления по улучшению жизни, федеральными и региональными органами власти доработана и представлена на утверждение Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Данная стратегия предусматривает: активное развитие базовых отраслей экономики региона, обеспечение динамичного развития социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта, повышение эффективности использования сырьевого природно-климатического и рекреационного потенциала Северного Кавказа, сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа как укрепление общегражданской идентичности и межнациональных отношений.
С 18 по 25 ноября 2015 года численность официально зарегистрированных безработных граждан увеличилась на 1,6 % и составила 931 672 человека (по состоянию на 18 ноября 2015 года — 917 441 человек).
За этот период снижение численности безработных граждан произошло Чеченской Республике, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Калмыкия [4].
Если говорить о стратегии совершенствования, планируется образовать более 400 тыс. новых рабочих мест, уменьшить показатель регистрируемых безработных с 16 % до 5 %.
Осуществить вышеизложенную стратегию планируется в два этапа. Первый этап — это совершенствование инвестиционного климата благодаря созданию новых финансовых стимулов для совершенствования экономики и привлечения средств инвестиционного фонда Российской Федерации, частных инвесторов и государственных банков для осуществления инфраструктурных и промышленных проектов, развитие системы государственного управления и законодательной базы.
Второй этап стратегии заключается в реализации инвестиционных программ и масштабное осуществление социальных проектов.
Главным инструментом государственной опорой социально-экономического роста Кавказа в соответствии со стратегией должна стать государственная программа. Цель этой программы заключается в том, чтобы сконцентрировать все средства на разрешение приоритетных целей совершенствования округа.
Таким образом, насколько быстро и эффективно будут решаться социально-экономические и другие проблемы регионов, в том числе и СКФО, напрямую зависит стабильность, безопасность и целостность Российской Федерации.
Литература:
- Оценка на основании данных о величине прожиточного минимума за I — IV кварталы 2014 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения 07.12.2015)
- Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: www.mezhreg.ru (дата обращения 08.12.2015)
- Потребительская корзина на 2013 год: состав — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html (дата обращения 07.12.2015)
- Министерство труда и социальной защиты РФ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/482/ (дата обращения 08.12.2015)
- Цепоева Х.А. Региональный аспект бедности и пути ее снижения//Вестник Университета. — № 21. — 2011. — С. 239.