Деятельность ОАО «БПС-Сбербанк» по организации комплексного обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 22.12.2015

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Тисецкая, Н. М. Деятельность ОАО «БПС-Сбербанк» по организации комплексного обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса / Н. М. Тисецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 508-510. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24541/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

Портфельные услуги связаны с традиционной деятельностью банков как ссудо-сберегательных финансовых институтов. К портфельным услугам относятся предоставление кредитов клиентам и прием денежных средств во вклады (депозиты). Банки аккумулируют временно свободные ресурсы в виде депозитов и распределяют их в форме кредитов. Оказывая эти услуги, банки перераспределяют ресурсы от лиц, совершающих сбережения, к лицам, нуждающимся в кредите, и тем самым обеспечивают предприятия дополнительными финансовыми ресурсами. Именно этот вид услуг отличает банки от других финансовых посредников. Кредитно-депозитные услуги приносят банкам около 70 % дохода [4, с. 478].

В своей деятельности коммерческий банк может преследовать различные цели — увеличение прибыли, рост собственного капитала, поддержание ликвидности, развитие филиальной сети и многое другое. Однако, независимо от поставленных задач, любой банк должен использовать в своей работе клиентоориентированный подход, поскольку в настоящее время требования клиентов к качеству предоставляемых банком продуктов и услуг значительно возросли [1].

На сегодняшний день филиальная сеть ОАО ”БПС-Сбербанк“ составляет более 100 точек продаж банковских продуктов, что позволяет эффективно и успешно сотрудничать как с крупными корпоративными клиентами, лидерами белорусской экономики, так и с предприятиями малого и среднего бизнеса, а также с населением по всей территории Республики Беларусь. По состоянию на 1 июля 2015 года банковский сектор Беларуси включает 31 коммерческий банк. Полученная банковским сектором в 2014 году прибыль (до уплаты налогов) составила 9,0 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 0,9 трлн. рублей, или на 10,8 процента. Однако в реальном выражении (с учетом инфляции) объем заработанной банками прибыли уменьшился на 4,8 процента, что не позволяет охарактеризовать их финансовый результат как удовлетворительный. Вместе с тем номинальный убыток по итогам работы за 2014 год имел только один банк.

Рассматривая капитал как основу надежного и безопасного функционирования, ОАО ”БПС-Сбербанк“ на протяжении нескольких лет увеличивает собственный капитал. Так в 2014году капитал банка составил 4271.8 млрд. руб., что на 818 млрд. руб. больше чем в 2013 году, также наблюдался рост собственного капитала и в 2012году, по сравнению с 2011 годом он увеличился на 898.1 млрд. руб. и составил 2276.2 млрд. руб.. Весь прирост капитала обеспечен за счет внутренних источников. Можно сделать вывод что ОАО ”БПС-Сбербанк“ твердо держит свои позиции среди шести системообразующих банков страны.

В Республике Беларусь основную долю активных операций в балансах коммерческих банков, а, соответственно, и в структуре доходов, занимают кредитные операции. В связи с этим кредитный риск-менеджмент играет важную роль в части определения качества активов банка, принятия решений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования, а также оказания прямого влияния на финансовые результаты деятельности коммерческого банка по итогам отчетного периода.

Комплексное банковское обслуживание юридических лиц является одним из направлений деятельности ОАО ”БПС-Сбербанк“, направленное на удовлетворение потребностей клиента на условии платности, соблюдении банковского законодательства и играет значимую роль в современных социально-экономических системах. Рынок комплексного банковского обслуживания достаточно широк, а формы деятельности на нем так многообразны, что перед банковскими специалистами открывается простор для использования любых финансовых стратегий.

ОАО «БПС-Сбербанк» осуществляет комплексное расчетно-кассовое обслуживание с использованием линейки пакетов операций по обслуживанию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая позволяет в зависимости от размера бизнеса подобрать оптимальный по стоимости пакет, включающий определенное количество платежей и другие, наиболее востребованные банковские услуги, за фиксированную ежемесячную плату.

Преимущества пакетного обслуживания:

          сокращение расходов на банковские услуги, т. к. стоимость одной операции, включенной в пакет, меньше стоимости такой же операции в отдельности;

          экономия времени и уменьшение документооборота с банком, поскольку банк самостоятельно один раз в месяц производит списание вознаграждения (платы) за обслуживание по пакету операций;

          действие пакета операций может быть распространено на два и более банковских счета, открытых в банке;

          перевод с одного пакета операций на другой, как вниз, так и вверх по линейке осуществляется банком без взимания дополнительной платы;

          предоставление в рамках пакетов операций новых банковских продуктов и услуг;

          широкая линейка пакетов операций для клиентов различных сегментов бизнеса, а также для клиентов, работающих с контрагентами в Российской Федерации, Казахстане, Украине, Литве.

Перевод на обслуживание с одного пакета операций на другой осуществляется банком на основании предоставленного извещения о смене пакета операций, подписанного руководителем клиента либо лицом им уполномоченным в установленном законодательством порядке. Перевод на обслуживание с одного Пакета операций на другой производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлено в банк извещение о смене пакета операций.

Деятельность Банка построена вокруг и ради интересов клиента, что является главным вектором Стратегии развития. Подтверждением тому является активный рост корпоративной клиентской базы. Корпоративные клиенты Банка — крупнейшие и крупные предприятия Республики Беларусь, представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели. 2014 год стал важным этапом на пути реализации стратегических преобразований в блоке «Корпоративный бизнес». Произошли значительные изменения в организационной структуре, которые были направлены на повышение эффективности бизнеса:

          произведена централизация крупных клиентов на уровне региональных дирекций и центров банковских услуг города Минска;

          выделены и сформированы отделы малого и среднего бизнеса в центрах банковских услуг и определен функционал специалистов по продажам;

          утверждена модель обслуживания корпоративных клиентов в региональных подразделениях и г. Минске [6].

Динамика количества юридических лиц с РКО за рассматриваемые 5 лет стабильно положительная. Количество клиентов в 2014 году по сравнению с 2013 увеличилось на 4659 (12,75 %), в 2013 по сравнению с 2012 на 4796 (15,11 %). Наибольший удельный вес в структуре клиентской базы БПС-Сбербанка за 2014 год занимает МСБ (малый и средний бизнес) — 96,8 %

Благодаря развитию корпоративного бизнеса и участию Группы Сбербанка в трансграничном финансировании объемы кредитования Банком реального сектора экономики выросли на 23 %. За год предоставлено свыше BYR 50 трлн. кредитов. Кредитный портфель на 01.01.2015 в рамках МСФО превысил BYR 25 трлн. При этом доля Банка в банковской системе республики увеличилась за год на 0,6 п.п. до 12,7 %.

Особое внимание уделялось качеству кредитного портфеля, которое сохранено на высоком уровне, показатель NPL 90+ составил 2,5 %.

На кредитное обслуживание дополнительно привлечено 168 клиентов, из них 155 — субъекты малого и среднего бизнеса. Значительная доля кредитов в иностранной валюте обусловлена более низкой стоимостью ресурсов в иностранной валюте по сравнению с национальной валютой.

Банк продолжал оказывать приоритетную кредитную поддержку малому и среднему бизнесу (МСБ). Кредитный портфель данного сегмента в рамках МСФО вырос в 1,6 раза до BYR 5 трлн. Доля МСБ в кредитном портфеле корпоративного блока увеличилась до 20 %.

В 2014 году была запущена программа финансирования энергоэффективных технологий в рамках программы BelSEFF ЕБРР. За год сформирован пакет проектов на сумму EUR 10 млн.

Заключено соглашение о содействии финансированию МСБ с ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на сумму BYR 30 млрд., сформирован пакет проектов для финансирования в рамках данного соглашения.

Для обеспечения ресурсной базы важным направлением работы с клиентами является создание привлекательных условий для размещения свободных денежных средств клиентами.

Внедрена не имеющая аналогов в республике услуга — заключение депозитных договоров без личного обращения клиента в Банк посредством торговой площадки АС «SavEx», сократившая время на заключение договора в автоматическом режиме до 1 минуты. Доля заключенных депозитных договоров «краткосрочный» в АС «SavEx» составила 70 %.

В результате, по итогам года Банк улучшил показатели по объему ресурсов корпоративных клиентов и переместился с 3 на 2 лидирующую позицию, размер депозитов составил BYR 10 трлн. Рыночная доля Банка — 11,4 %.

Основными инструментами привлечения средств корпоративных клиентов являются средства на текущих счетах и срочные депозиты. Корпоративные клиенты представлены предприятиями ведущих отраслей экономики Республики Беларусь. Традиционно приоритетное место в формировании ресурсной базы Банка принадлежит предприятиям промышленного комплекса Беларуси (41 %).

Банк активно предлагает клиентам различных сегментов бизнеса комплексное банковское обслуживание с использованием линейки пакетов операций и услуг. Для максимальной эффективности работы клиентов Банк применяет современные высокотехнологичные и инновационные решения. Широкой популярностью среди клиентов пользуются сервисы дистанционного банковского обслуживания: «Банк-клиент», «Интернет-клиент», «Выписка ОнЛ@йн». В прошедшем году система «Выписка моб@йл» реализована на платформе iOS.

Доля корпоративных клиентов, обслуживающихся с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, достигла 97 %.

Банк оказывает корпоративным клиентам эксклюзивные банковские услуги — операции покупки (продажи) безналичных драгоценных металлов в виде банковских слитков и привлечение безналичных драгоценных металлов в банковские вклады (депозиты). Посредством торгово-информационной системы «SavEx» в режиме реального времени по операциям с драгметаллами определяется (фиксируется) цена сделки. За отчетный год объем операций покупки (продажи) безналичных драгоценных металлов в виде банковских слитков возрос в 1,7 раза и составил BYR 101 млрд. [5].

Таким образом, в Республике Беларусь развитию сектора малого и среднего бизнеса не всегда уделялось повышенное внимание. Об улучшении условий для ведения бизнеса в Беларуси в конце 2000-х — начале 2010-х гг. свидетельствует значительное улучшение места страны в международных рейтингах. В 2012 году продолжилась тенденция увеличения удельного веса малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) Беларуси. Средние процентные ставки вновь выданных кредитов в национальной валюте постоянно увеличиваются, а в свободно конвертируемой валюте (СКВ) практически не изменились. Проблемная задолженность по кредитам, выданным банками Республики Беларусь по секторам экономики в Республике Беларусь январь-ноябрь за 2013–2015гг. постоянно растет.

 

Литература:

 

1          Александр Раковец, Банковский вестник 2005г., № 19, «Маркетинг как основа деятельности банка»

2          Анализ деятельности банков: Практическое пособие / Под ред. О. А. Золоторева. ─ Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2009.

3          Ассэль Г.Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов- М.: ИНФРА-М, 2007г., с. 804.

4          Деньги. кредит. банки: учебник / ред. О. И. Лаврушин. — 9-е изд. стер. — М.КНОРУС, 2010. — 560 с.

5          http://www.infobark.by/

6          http://www.bps-sberbank.by

Основные термины (генерируются автоматически): BYR, Беларусь, банк, клиент, кредитный портфель, Пакет операций, услуга, коммерческий банк, комплексное банковское обслуживание, собственный капитал.


Похожие статьи

Основные направления совершенствования активных операций в ПАО АКБ «Связь-банк»

Совершенствование направлений организации торгово-сбытовой деятельности предприятия ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр»

Организация вкладных операций коммерческого банка и пути ее совершенствования ПАО «Сбербанк России»

Роль лизинговых компаний в финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Омской области

Мероприятия по улучшению качества сервисного обслуживания Калмыцкого филиала ПАО «Ростелеком»

Централизация инспекционной деятельности Территориальных учреждений Банка России Дальневосточного федерального округа

Оценка сервисного обслуживания телекоммуникационной компанией на примере Калмыцкого филиала ПАО «Ростелеком»

Оценка эффективности использования форвардных и опционных контрактов для снижения валютных рисков ОАО «КуйбышевАзот»

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми

Направления повышения экономической эффективности деятельности предприятия «Сибирский Химический Комбинат»

Похожие статьи

Основные направления совершенствования активных операций в ПАО АКБ «Связь-банк»

Совершенствование направлений организации торгово-сбытовой деятельности предприятия ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр»

Организация вкладных операций коммерческого банка и пути ее совершенствования ПАО «Сбербанк России»

Роль лизинговых компаний в финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Омской области

Мероприятия по улучшению качества сервисного обслуживания Калмыцкого филиала ПАО «Ростелеком»

Централизация инспекционной деятельности Территориальных учреждений Банка России Дальневосточного федерального округа

Оценка сервисного обслуживания телекоммуникационной компанией на примере Калмыцкого филиала ПАО «Ростелеком»

Оценка эффективности использования форвардных и опционных контрактов для снижения валютных рисков ОАО «КуйбышевАзот»

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми

Направления повышения экономической эффективности деятельности предприятия «Сибирский Химический Комбинат»

Задать вопрос