Законодательное регулирование права на образование
Рудыченко Виктория Ивановна
Тюменский государственный университет
В данной статьеанализируется закрепление праванаобразование в международно-правовых актах, закреплениеправанаобразованиев конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулированияобразовательныхотношений.
Ключевые слова:правонаобразование, федеральные государственные образовательные стандарты, государственная политика в области образования, система образования,правовое регулирование
Правонаобразованиеодноизнаиболеесущественных конституционныхсоциальныхправчеловека,создающеепредпосылкудляразвитиякакеголичности,таки всегообщества.
Право на образование закрепляется в международных стандартах прав человека (ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека [2], ч. 1 ст. 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» [4], ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3], ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах [5]). Конституция РФ закрепила право каждого на образование в ст. 435 [1].
В развитие положений Конституции РФ в п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [8] подчеркивается, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Особое место среди нормативных актов в сфере образования занимают части первая [6] и вторая Гражданского кодекса РФ [7]. Выделение в ГК РФ главы, касающейся возмездного оказания услуг, в том числе образовательных, дает возможность рассматривать вопросы права на образование и его защиты в рамках гражданского права. При этом ГК РФ предусмотрел открытый перечень нематериальных благ и возникающих по поводу них личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона (п. 1 ст. 150 ГК РФ) и возможность применения гражданско-правовых способов защиты нематериальных благ (ст. 12 ГК РФ) и возникающих по поводу них личных неимущественных прав (п. 2 ст. 150 ГК РФ). ГК РФ регулирует также предоставление образовательных кредитов (гл. 42 ГК РФ). Значимую роль в регулировании кредитных отношений играет гл. 23 ГК РФ, закрепляющая способы обеспечения исполнения обязательств (залог, поручительство и др.), которые используются кредитными организациями при формировании условий кредитного договора.
Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72) [1].
Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне принимаются федеральные законы, определяющие общее направление и регламентирующие общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в нормативных актах субъектов Российской Федерации, что позволяет учитывать местные особенности того или иного региона.
Основные приоритеты российской государственной политики в области образования сформулированы в ряде документов стратегического характера. Среди них:
1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.) [10];
2) государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.) [12];
3) Федеральная целевая программа развития образования на 2011−2015 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г) [11];
4) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 г.) [11].
В Концепции долгосрочного социально-экономическою развития РФ на период до 2020 года [10] образованию отведена особая роль двигателя системных изменений в экономике и обществе. При этом в качестве базовой цели государственной образовательной политики здесь зафиксировано повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В части, касающейся конкретных мероприятий, предполагаемых к реализации в рамках данной Концепции, следует выделить:
1) обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования;
2) повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования;
3) переход на индивидуализацию и ориентация на практические навыки и фундаментальные умения в общем образовании;
4) расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса в профессиональном образовании;
5) вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования;
6) создание системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ;
7) обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию;
8) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [10].
Развивая указанные выше положения, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 − 2020 годы [12] увязывает возможность реализации гражданином своего социо-культурного и экономического потенциала с необходимостью обеспечения доступности качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. В Программе определены стратегические направления модернизации образования:
1) развитие инфраструктуры и организационно- экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
2) совершенствование образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации и ряд других. Важной составляющей Программы является положение о необходимости обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения в тесной взаимосвязи с объективной и охватывающей все уровни образования системой оценки.
Приоритетной в Программе также объявлена задача интернационализации российского высшего образования и расширения экспорта российских образовательных услуг. Для ее решения планируется предпринять целый ряд мер, касающихся изменений визовой и миграционной политики в отношении иностранных преподавателей и студентов и изменений в трудовом законодательстве. Предполагается налаживание систематической деятельности в интересах потребителей образовательных услуг и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций в субъектах Российской Федерации.
Одним из ключевых инструментов претворения заявленных установок в жизнь выступает Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. Среди задач Программы фигурируют:
1) модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
2) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
3) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
В Программу включены мероприятия, касающиеся организации перехода на оказание в электронном виде государственных услуг (функций) в сфере образования на уровне Минобрнауки России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений [11].
Отрасль образования в данном контексте выступает в качестве одной из центральных, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Этому утверждению соответствует установка на инновационную деятельность общеобразовательных учреждений, отраженную в перспективных программах развития, основу которых составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Однако, учитывая статус этого документа, вряд ли правомерно считать его нормативным актом федерального уровня.
При этом надо отметить, что ни в одном из нормативных документов, посвященных правовому регулированию сферы образования, не раскрыто содержание термина «государственная политика в сфере образования» [14].
Международно-правовое толкование интересующего нас термина закреплено в модельном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20–2 в Санкт-Петербурге [9]. Настоящий закон является основой координации политики государств Содружества в области высшего и послевузовского профессионального образования и направлен на поддержку и развитие соответствующих интеграционных процессов.
Документ гласит, что государственная политика в области образования − это направляющая и регулирующая деятельность государства в указанной сфере, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и разрешения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации и т. д.).
Тем не менее, такая юридическая формула в настоящее время также имеет слабые стороны и, в данном случае следует согласиться с М. В. Беспаловым, В. А.. Котеневым, А. В. Кузьминым и Т. В. Ряховской [13], которые отмечают, что:
во-первых, она не конкретизирована во внутрироссийском законодательстве;
во-вторых, по общему правилу, существующему в российской правовой системе, законы толкуются буквально, т. е. терминологический инструментарий указанного нормативного акта относится только к высшему и послевузовскому образованию и не применим для всей образовательной сферы.
Следовательно, существует необходимость законодательно определить единое толкование термина «государственная политика в сфере образования».
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) // Российская газета. — № 67. — 1995.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950): по сост. на 13 мая 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — N 2. — Ст. 163.
- Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — N 12. — 1994.
- Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01) (Принята в г. Страсбурге 12 декабря 2007) — [Электронный ресурс] — Хартия на русском языке подготовлена для публикации в системах КонсультантПлюс (дата обращения: 14.09.2015)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ.: по сост. на 13 июля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ.: по сост. на 29 июня 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ: по сост. на 13 июля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (ч.1). — Ст.7598.
- Модельный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20–5 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. — 2003. — N 30 (часть 1). — С. 171–207.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р: по сост. на 8 августа 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 47. — Ст.5489.
- О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы: Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 N 61: по сост. на 16 июля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 10. — Ст.1377.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 N 295 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 17. — Ст.2058.
- Беспалов М. В. Государственная политика и правовое регулирование в сфере образования и системе образовательных услуг в современной России / М. В. Беспалов, В. А.. Котенев, А. В. Кузьмин, Т. В. Ряховская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 12 (140). — С. 132–140.
- Головецкий Н. Я. Государственная политика России в сфере образования: понятие и принципы / Н. Я. Головецкий, Л. Н. Мирошниченко, С. В. Колесникова // Э-ж: «Науковедение». — Том 7. — № 5 (сентябрь — октябрь 2015). — URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 4.12.2015)