Феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью.
Для понимания творчества в целом необходимо знание особенностей творческой личности, поскольку факт, что творчество начинается именно с творческой личности, сомнений не вызывает.
Ключевые слова: творчество, творческие профессии, исследование личностных и психоэмоциональных особенностей, уровень депрессивности, личностная и ситуативная тревожность, творческий потенциал, взаимосвязи признаков.
Актуальность темы. Каждое из известных нам направлений психологического знания так или иначе затрагивало проблему творчества, и работавшие в этих направлениях исследователи делали попытки найти конкретные определения понятиям творчества, творческой деятельности, творческой личности. И совсем не удивительно то, что каждое направление изучало данный вопрос, исходя из положений своих собственных теорий, не задаваясь целью интеграции проведенных исследований.
В психологии наиболее изучено решение нестандартных творческих задач. Прогресс в изучении этого направления можно объяснить его близостью к исследованиям интеллекта и мышления, в данном направлении многие исследователи добились определенных результатов, без сомнения, важных для психологии творчества и психологической науки в целом. Но другие сферы творчества остаются за гранью точного описания (например, наименее изучены аспекты художественного творчества, поскольку они малодоступны методологии). До сих пор остаётся не ясным, что следует, собственно, изучать в этом многофакторном феномене, который именуется творчеством [1,2,3,4,6,7,10,11].
Проведённое нами исследование призвано определить, является ли профессионально обусловленная творческая деятельность проявлением личностных и психоэмоциональных особенностей творческого человека, которые отличают его от людей, не занимающихся творчеством. Данная статья опирается на исследование личностных и психоэмоциональных особенностей людей, занимающихся творчеством и получивших специальное образование
Цель исследования:изучение личностных и психоэмоциональных особенностей людей творческих профессий.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- Изучить черты личности людей творческих профессий.
- Определить уровень депрессивности людей творческих профессий.
- Определить уровень личностной и ситуативной тревожности у людей творческих профессий.
- Определить уровень творческого потенциала.
- Выявить взаимосвязи между личностными и психоэмоциональными показателями людей творческих профессий.
В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение:
Личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий отличаются от личностных и психоэмоциональных особенностей людей, не занимающихся творчеством.
Материалы и методы исследования
Время проведения поперечного исследования — март-апрель 2008 года. Исследование проводилось как в группах, так и индивидуально.
Исследование личностных особенностей людей творческих профессий проводилось среди студентов старших курсов и выпускников высших учебных заведений: Российская Академия Художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (С-Пб. ГАИЖСА им. И. Е. Репина), Театральная Академия (г. Санкт-Петербург), Колледж культуры и искусств (г. Архангельск) — и нескольких человек, уже давно работающих в сфере творчества (обучавшихся по специальностям «архитектор-художник», «художник-постановщик», «режиссёр театра», «дизайнер»). Контрольная группа набиралась из числа студентов и выпускников (молодых специалистов) Архангельского Государственного Технического Университета (АГТУ), Северного Государственного Медицинского Университета (СГМУ) и Поморского Государственного Университета (ПГУ), не занимающихся творчеством.
Экспериментальную группу составили люди творческих профессий (n=24), получивших специальное образование (большей частью, художественное), средний возраст которых составляет 22,71 ± 5,36 лет.
Контрольная группа (n=22) состоит из людей нетворческих профессий, средний возраст которых составляет 21,77 ± 1,48 года.
Предметом нашего исследования являются личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий. Изначально акцент делался в большей степени на художников и людей профессий, связанных именно со сферой изобразительного искусства.
Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы:
анкетирование;
16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла;
опросник депрессивности Бека;
тест на исследование тревожности STAI («State — TraitAnxietyInventory» Спилбергера);
тест на оценку уровня творческого потенциала;
тест «Дерево».
Для обработки эмпирических данных, полученных на первом этапе нашего исследования, использовались следующие методы математической статистики:
проверка нормальности распределения результативного признака с помощью критерия Шапиро-Уилко;
выявление различий в распределении признака, используя t-критерий Стьюдента;
исследование взаимосвязи между признаками, используя коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Математико-статистическая обработка эмпирических данных производилась с помощью программы «SPSS 10.0 forWindows».
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование личностных особенностей людей творческих профессий показало, что творческим людям более свойственны такие особенности, как самоуверенность, доминантность, конфликтность, нетрадиционность и независимость, чем людям, не занимающимся творчеством (значимые различия по фактору Е (Доминантность-Подчиненность) личностного опросника Кеттелла при уровне статистической значимости р≤0,05).
Люди творческих профессий в большей степени склонны к пренебрежению правилами, невыдержанности в социальных отношениях, непостоянству, пренебрежению обязательствами перед людьми (значимые различия по фактору G (Сознательность-Безответственность), р≤0,05).
Также были выявлены значимые различия по фактору N (Дипломатичность-Прямолинейность) при уровне статистической значимости р ≤ 0,05, что говорит о меньшей степени вежливости людей творческих профессий, они менее скованы правилами и стандартами общества, их интересы чаще могут быть неопределенными.
Творческим людям труднее действовать в сложной групповой иерархии, они склонны расточать свою энергию вместо того, чтобы направлять ее в определенное русло (значимые различия по фактору Q3 (Недисциплинируемость-Контролируемость), р≤0,05).
Полученныес помощью 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла данные и результаты математико-статистической обработки представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные результаты личностных особенностей людей творческих профессий и людей, не занимающихся творчеством (результаты и достоверность различий М ± m стенов)
Обозначение фактора |
Люди творческих профессий (24 человека) |
Люди нетворческих профессий (22 человека) |
Достоверность различий |
А |
5,50 ± 1,75 |
5,95 ± 1,99 |
р > 0,05 |
В |
6,63 ± 2,46 |
6,00 ± 2,20 |
p > 0,05 |
С |
6,29 ± 2,12 |
6,27 ± 1,75 |
р > 0,05 |
Е |
5,25 ± 1,73 |
4,55 ± 1,63 |
p < 0,05* |
F |
6,29 ± 1,33 |
5,77 ± 1,66 |
p > 0,05 |
G |
5,08 ± 2,17 |
6,05 ± 1,29 |
p < 0,05* |
H |
6,17 ± 1,84 |
6,05 ± 1,79 |
p > 0,05 |
I |
5,83 ± 2,06 |
5,91 ± 2,33 |
Р > 0,05 |
L |
4,17 ± 1,58 |
4,28 ± 1,45 |
p > 0,05 |
M |
4,50 ± 1,47 |
4,05 ± 2,08 |
Р > 0,05 |
N |
5,75 ± 1,73 |
6,82 ± 1,56 |
р < 0,05* |
O |
5,33 ± 1,99 |
4,96 ± 1,91 |
p > 0,05 |
Q1 |
5,29 ± 1,90 |
5,41 ± 1,71 |
p > 0,05 |
Q2 |
5,25 ± 1,70 |
5,23 ± 1,88 |
p > 0,05 |
Q3 |
5,79 ± 2,06 |
6,59 ± 1,59 |
p <0,05* |
Q4 |
4,21 ± 1,41 |
4,00 ± 1,72 |
p > 0,05 |
Примечание: звёздочкой * отмечены значимые различия выборок; А — Отзывчивость-Отчужденность, В — Интеллект, С — Эмоциональная устойчивость-Эмоциональная неустойчивость, Е — Доминантность-Подчиненность, F — Рассудительность-Беспечность, G — Сознательность-Безответственность, Н — Смелость-Робость, I — Жесткость-Мягкость, L — Доверчивость-Подозрительность, М — Мечтательность-Практичность, N — Дипломатичность-Прямолинейность, О — Склонность к опасениям-Спокойствие, Q1 — Радикализм-Консерватизм, Q2 — Самодостаточность-Конформизм, Q3 — Недисциплинированность-Контролируемость, Q4 — Расслабленность-Напряженность.
У людей творческих профессий показатель уровня депрессивности выше, чем у не занимающихся творчеством испытуемых (значимые различия при уровне достоверности р≤0,05).
Эти результаты имеют общие черты с описанными в литературе особенностями творческого человека. Примером могут быть черты самоактуализируещегося человека (Маслоу А. Г., 1999): спонтанность, естественность, креативность, отстранённость, потребность в уединении, автономность, активность, сопротивление культурным влияниям.
Склонность противостоять мнению окружающих и способность рисковать и преодолевать препятствия как личностные особенности творческого человека, выявленные в данном исследовании, ранее были отмечены и Стернбергом (Дружинин В. Н., 1999).
По показателям реактивной и личностной тревожности не было выявлено значимых различий между людьми, профессионально занимающимися творчеством и людьми, творчеством не занимающимися. При этом в группе людей творческих профессий показатели тревожности находились на среднем уровне.
Люди творческих профессий продемонстрировали средний уровень творческого потенциала. Достоверно значимых различий между показателями уровня творческого потенциала сравниваемых групп выявлено не было.
Исследование взаимосвязей между личностными факторами и психоэмоциональными показателями людей, профессионально занимающихся творчеством, показало наличие ряда взаимосвязей.
Между фактором С (Эмоциональная устойчивость-Эмоциональная неустойчивость) и уровнем депрессивности существует обратная связь умеренной силы (r = -0,442, р≤0,05), также эмоциональная устойчивость имеет умеренную обратную связь с реактивной тревожностью (r = — 0,485, р≤0,05) и обратную связь средней силы с личностной тревожностью (r = — 0,534, р≤0,01).
Обратная связь средней силы наблюдается между фактором Н (Смелость-Робость) и уровнем личностной тревожности (r = — 0,554, р≤0,01).
Между фактором М (Мечтательность-Практичность) и уровнем реактивной тревожности существует обратная связь умеренной силы (r = — 0,462, р≤0,05). Обратная умеренная связь наблюдается и между фактором М и уровнем личностной тревожности (r = — 0,485, р≤0,05).
Связь умеренной силы существует между фактором О (Склонность к опасениям-Спокойствие) и уровнем реактивной тревожности (r = 0,410, р≤0,05). Между фактором О и уровнем личностной тревожности выявлена связь средней силы (r = 0,555, р≤0,01).
Между фактором Q4 (Расслабленность-Напряженность) личностного опросника Кеттелла и уровнем личностной тревожности существует средняя связь (r = 0,573, р≤0,01).
Связь средней силы была выявлена между показателями уровня депрессивности и личностной тревожности (r = 0,531, р≤0,01).
Таким образом, основная гипотеза исследования о том, что личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий отличаются от личностных и психоэмоциональных особенностей людей, не занимающихся творчеством, нашла в нашей работе свое частичное подтверждение.
Учитывая актуальность изучения личностных и психоэмоциональных особенностей людей творческих профессий, желательно продолжить исследование, увеличив выборку обследуемых, чтобы получить более точные результаты.
Также среди перспектив данного исследования можно выделить включение в выборку людей творческих профессий более старшего возраста, т. е. людей, которые профессионально занимаются творческой деятельностью уже определенный период времени (можно предположить, что личностные особенности данной группы имеют ещё более специфические черты).
Еще одним направлением развития проведённого исследования можно предложить исследование различий между творческими людьми разных профессий (актёрами, художниками, писателями, режиссёрами).
Также интересным было бы исследование различий личностных особенностей между группами людей творческих профессий и людьми, занимающимися творчеством, но не получившими специального образования в данной сфере (непрофессиональными художниками, актерами, музыкантами, писателями, режиссерами и т. д.).
Выводы:
- В ходе проведенного исследования выяснилось, что творческим людям более свойственны такие личностные особенности, как самоуверенность, доминантность, конфликтность, нетрадиционность и независимость, чем людям, не занимающимся творчеством. Люди творческих профессий в большей степени склонны к пренебрежению правилами, невыдержанности в социальных отношениях, непостоянству, пренебрежению обязательствами перед людьми. Также творческие люди имеют тенденцию к меньшей степени вежливости, они менее скованы правилами и стандартами общества. Творческим людям труднее действовать в сложной групповой иерархии, они склонны расточать свою энергию вместо того, чтобы направлять ее в определённое русло.
- Показатель уровня депрессивности творческих людей выше, чем у не занимающихся творчеством испытуемых. Однако следует отметить, что данный показатель в группе творческих людей все же находится на низком уровне (отсутствие признаков депрессии).
- По показателям реактивной и личностной тревожности люди, профессионально занимающиеся творчеством, не отличаются от людей, творчеством не занимающихся.
- Люди творческих профессий продемонстрировали средний уровень творческого потенциала. Достоверно значимых различий между показателями уровня творческого потенциала сравниваемых групп выявлено не было.
- В исследуемой группе людей творческих профессий существует ряд взаимосвязей между личностными и психоэмоциональными показателями. В частности, выяснилось, что эмоциональная устойчивость обратно пропорциональна таким показателям, как уровень депрессивности, реактивная и личностная тревожность. Также обратная связь существует между смелостью как личностной характеристикой и уровнем личностной тревожности. Склонность творческого человека к мечтательности обратно пропорциональна реактивной и личностной тревожности, что является довольно неожиданным результатом. Между склонностью к опасениям, подозрительности и реактивной и личностной тревожностью была обнаружена прямая связь. А уровень напряженности, в свою очередь, зависит от уровня личностной тревожности творческого человека. Также взаимосвязаны между собой уровень депрессивности и личностная тревожность.
Литература:
1. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение / Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 736 с.
2. Дилео Д. Детский рисунок: Диагностика и интерпретация. Пер. с английского Е. Н. Дубина / Д. Дилео, Е. Н. Дубин. — М.: Эксмо, 2006. — 265 с.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер Ком, 2008. — 368 с.
4. Куташов В. А., Глухов А. А., Степанян Н. А., Рог А. И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.
5. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
6. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография/Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.
7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А. М. / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 688 с.
9. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С Немов. — 640 с.
10. Олешко В. Ф. Психология журналистики. Учебное пособие / В. Ф. Олешко. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. — 240 с.
11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2001. — 607 с.
12. Подбор и проверка персонала / Сост. Литвинцева Н. А. — М.: Монарх, 2004. — 405 с.
13. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.