Одна из приоритетных задач финансовой политики государства — создания эффективной и действенной системы межбюджетных отношений в части развития механизма выравнивания бюджетной обеспеченности в субъектах Российской Федерации.
Проблема выравнивания бюджетной обеспеченности является частью более широкой проблемы — выравнивание уровня жизни регионов и экономики. Как мы знаем, по своему географическому положению, все страны отличаются друг от друга разнообразием природно-климатических условий, что может оказывать как положительное, так и негативное влияние на жизнь региона и жителей страны.
Бюджетное выравнивание — это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней и относительно равной возможности реализации на всей территории РФ социальных гарантий. [1]
Основными инструментами межбюджетного регулирования являются:
установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального района);
дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки;
субсидии для финансирования расходов приоритетных направлений из фонда софинансирования;
перечисления из местных бюджетов в вышестоящие бюджеты («отрицательные трансферты» из бюджетов наиболее обеспеченных бюджетными доходами муниципальных образований);
субвенции, предоставляемые местным бюджетам на исполнение «делегированных» полномочий через фонд компенсаций.
В целях межбюджетного регулирования могут использоваться различные инструменты, каждый из которых обладает своими достоинствами и ограничениями, что ставит перед региональными органами власти задачу поиска их оптимального сочетания. В этом плане в России происходит ориентация на опыт высокоразвитых стран таких как США и Австралия, применяющих сложные трансфертные системы выравнивания.
В таблице 1 показаны инструменты бюджетного выравнивания, которые используются в бюджетной системе РФ. [1]
Таблица 1
Инструменты бюджетного выравнивания
Группы инструментов |
Составляющие |
Цель использования |
Налоговые |
Распределение налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы |
Вертикальное выравнивание |
Межбюджетные поддержки |
Межбюджетные трансферты (субсидии, дотации, субвенции) |
Горизонтальное выравнивание |
Вертикальное выравнивание — это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. [2]
Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.
В России необходимость бюджетного выравнивания обусловливается существенной дифференциацией субъектов Федерации по уровню их социально-экономического развития, бюджетному потенциалу и, как следствие, по уровню бюджетной обеспеченности соответствующей территории. [3]
Для Российской Федерации актуальным является поиск путей совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности, так как для ее федеративной формы государственного устройства характерно большое число регионов, нуждающихся в финансовой поддержке в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, на фоне узкого круга субъектов-доноров.
Так, из 83 регионов страны 72 являются дотационными, т. е. убыточными. Эта диспропорция с внутренними экономическими и социальными проблемами обусловлена рядом объективных причин, в их числе неоднородность и специфичность развития административно-территориальных единиц, отдаленность от центра и труднодоступность отдельных северных территорий, наибольшая концентрация промышленного производства на Урале и в Сибири и др. [4]
Такая диспропорция может и должна быть уменьшена путем применения механизмов межбюджетного регулирования при соблюдении принципов равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности между бюджетами разных уровней бюджетной системы, при формировании и развитии объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов стабильности установленных правил распределения финансовой поддержки между регионами и муниципальными образованиями. [4] Неслучайно создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, возведенное в ранг одного из главных направлений обеспечения национальной безопасности России на региональном уровне.
Литература:
- 1. http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/ZaklucheniaЗаключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 -2013 год и на плановый период 2014г.
- http://sibac.info/index.php/2009–07–01–10–21–16/1835–2012–04–06–04–58–30 «Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации»
- Иванова, О. Б. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях становления бюджетного федерализма [Текст]: науч.-практ. пособие / О. Б. Иванова, Л. В. Богославцева, Ю. Д. Джамурзаев. — Ростов н/Д., 2007.
- Гринкевич Л. С., Казаков В. В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации на современном этапе//Известия Томского политехнического университета. 2008. № 6.