В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее функционирования и развития.
Ключевые слова: управление, строительная организация, бизнес-процессы, стратегия, конкурентная среда.
В последние годы в строительной сфере произошли существенныеизменения, которые в той или иной степени наряду с известными достижениями повлияли на важные сферы в управлении и организации строительного производства, обусловленные постоянным ростом требований к качеству строящихся объектов, снижениемобъемов и масштабов строительства,развитием различных форм собственности, ликвидацией крупных организаций [1]. В итоге сложилась ситуация, при которой колоссальный трудовой и технический потенциал отрасли используется с недостаточным, частично соответствующим потребностям современных реалий, экономическим эффектом. Вводимые строителями в действие ряд мощностей и объектов, зачастую вводятся несвоевременно и не полностью, нерационально используется строительная техника, на строительных площадках имеют место быть простои, что приводит к значительным потерям рабочего времени [2].
Исследуемый в статье процессно-ориентированный подход, применяемый в управлении строительными организациями, сформировался в серединевосьмидесятых годов и стал основной альтернативой функциональному подходу. Процессный подход дает возможность построить адекватную модель деятельности организаций, на основании которой производится анализ и реинжиниринг существующих бизнес-процессов [3].
При разработке модели сначала производится анализ системы управления, выявляются бизнес-процессы и определяются их границы. Для выявления потенциальных, объективно существующих бизнес-процессов, требуется четкость понимания определяемой цели, предназначения каждого бизнес-процесса и навыки качественного представления технологии их реализации [4]. Количество бизнес-процессов, которые могут быть включены в модель, в основном зависит отвзаимодействий анализируемого предприятия с организациями-участниками производственного процесса и от типов объектов, строительство которых осуществляется данным предприятием. Только полное описание бизнес-процессов с установлением порядка и формы их взаимодействия позволяет определить кто, что делает и в каком порядке [5].
После того, как все бизнес-процессы определены, необходимо их проанализировать, оценить и произвести декомпозицию на составляющие элементы. При анализе бизнес-процессов оцениваются его основные характеристики: результативность, эффективность и адаптивность процессов. Результативность — это показатель степени соответствия выходов бизнес- процессов, с требованиями потребителей. Рассматривая эффективность, говорят о возможности минимизировать используемые ресурсы, необходимые для обеспечения требуемых выходов. Адаптивность (гибкость) процесса — говорит о способности быстро реагировать на частые изменения требований потребителей [6].
Формализация бизнес-процессов позволяет выявить направления по их улучшению, способствующие совершенствованию производственных процессов и деятельности организации в целом.Определение бизнес-процессов и выявление взаимодействий между ними, в разрабатываемой модели, необходимо для установления взаимосвязей между структурами с целью получения информации входа/выхода по бизнес-процессам, охватывающим все подразделения предприятия [7]. Для эффективного и качественного выполнения бизнес-процессов устанавливаются определённые требования отражающие взаимодействия между процессами, которые в свою очередь должны предъявляться к каждому предыдущему процессу для улучшения качества последующих.
Модель деятельности строительной организации также отражает взаимодействие с окружающей средой [8]. Под окружающей средой понимается все; с чем организация взаимодействует в ходе выполнения своих бизнес- процессов, например, заказчиков, поставщиков, субподрядчиков.
Результатом бизнес-процессов является выпускаемая строительная продукция — построенное здание, сооружение, которое поступает в сферу потребления. В сфере потребления устанавливается, соответствует ли построенный и предложенный потребителю объект реальным потребностям [9].
Бизнес-процессами, характерными для строительных организаций, являются следующие:
взаимодействие с проектной организацией;
подготовка строительного производства на уровне треста;
подготовка объекта к строительству;
обеспечение материальными ресурсами;
выпуск изделий собственными предприятиями;
обеспечение инструментом и оснасткой;
прием, складирование и хранение материалов на объекте;
прием и хранение технологического оборудования и других поставок заказчика;
обеспечение строительными материалами и механизмами;
обеспечение перевозок строительных грузов;
обеспечение строительства энергоресурсами;
обеспечение контрольно-измерительным оборудованием;
взаимодействия с субподрядчиками;
обеспечение людскими ресурсами;
производство строительно-монтажных работ на объекте;
монтаж технологического оборудования;
сдача готовой продукции заказчику;
гарантийное обслуживание;
охрана окружающей среды.
Рассмотрим содержание бизнес-процессов в последовательности их выполнения, начиная с взаимодействия с заказчиком и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию и гарантийным обслуживанием.Взаимодействие строительной организации с заказчиком складывается по-разному в зависимости от того, каким образом она получает подряд на строительство объекта [10].При заключении договора подряда по результатам проводимых заказчиком подрядных торгов бизнес-процесс «Взаимодействие с заказчиком» включает работы, связанные с подготовкой к торгам и заключением контрактов:
анализ возможностей участия в подрядных торгах;
приобретение тендерной документации;
подготовка тендерного предложения;
согласование условий подрядного договора;
заключение договора на строительство объекта;
контроль выполнения подрядного договора;
устранение несоответствий по замечаниям заказчика.
В случае заключения подрядного договора без проведения торгов взаимодействие с заказчиком складывается следующим образом [11]:
получение согласованной со всеми инстанциями проектной документации на строительство объекта;
анализ возможностей выполнения требований проекта;
согласование с заказчиком поставщиков и субподрядчиков;
согласование сроков поставок заказчика;
заключение подрядного договора;
контроль выполнения подрядного договора;
устранение несоответствий по замечаниям заказчика.
Целью анализа заказа является обеспечение того, что требования к строительной продукции точно определены, недвусмысленны, оформлены документально и могут быть выполнены. Данный подход дает возможность однозначного понимания заказа. Поэтому при анализе заказа необходима четкость в определении требований заказчика (потребителя) и установление возможностей строительной организации для выполнения требований подрядного договора [12]. Анализ заказа дает возможность предупредить риск ответственности за наличие несоответствий в готовой строительной продукции с ожидаемыми требованиями заказчика путем устранения неточностей и ошибок при заключении договора. Кроме этого, анализ заказа имеет цель предупредить необоснованные претензии, которые могут возникнуть у заказчика после сдачи строительного объекта в эксплуатацию.
В ходе строительства могут возникнуть изменения и отклонения от условий договора. Эти изменения должны быть согласованы с заказчиком и внесены в договор или оформлены как дополнительное соглашение. Выходом данного бизнес-процесса является заключенный с заказчиком договор подряда на строительство объекта.
В заключение отметим, что производственную систему необходимо рассматривать как комплекс взаимосвязанных процессов, обеспечивающих достижение общих целей организации. В отличие от функционального подхода к управлению, процессно-ориентированный подход даёт возможность создать структуру, направленность которой ориентирована на постоянное совершенствование качества конечного продукта и удовлетворение потребностей товаропотребителей, что имеет большое значение в условиях конкурентной среды.
Литература:
- Костецкий Д. А. Проблемы инновационного развития строительства // Приволжский научный вестник. 2015. № 4–1 (44). С. 78–80.
- Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 742–744.
- Селютина Л. Г., Митягина Н. В.Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319–323.
- Кишкарь Е. В.Актуальные проблемы инновационного развития строительства // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 6 (52). С. 62–64.
- Селютина Л. Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9–10.
- Нуриев Р. Р. Значение информации и системного подхода в проектировании и управлении строительством // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1. С. 135–137.
- Селютина Л. Г.Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.
- Паражинскас И. И.Управление экономическим развитием предприятий регионального инвестиционно-строительного комплекса // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 7 (47). С. 46–49.
- Селютина Л. Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 322 с.
- Нектов В. В.Формирование конкурентной стратегии в строительной сфере // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 6 (52). С. 71–73.
- Селютина Л. Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
- Кац А. Е. Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 551–553.