При рассмотрении качественной стороны образования, необходимо отметить его социальную функцию и поэтому образование не может не отражать изменения, происходящие в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или релита определенного уровня развития общества. Преобразования, происходящие в обществе, обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности образования. Поэтому стремление использовать инновации в образовательных учреждениях приобретает массовый характер. Обострилась потребность в новом знании, в осмыслении понятий новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и др.
Понятие «инновация» имеет латинское происхождение (in— в; novus— новое) и в перевале означает «обновление, новинка, изменение», т. е. ввод чего-то нового, введение новизны. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового. Образование по своей сути уже инновация [3].
Нововведение определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей-и новаторов, которые принимая какие-либо решения способствуют наиболее эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество. Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.
Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания.
Педагогические инновации — нововведения, разрабатываемые и проводимые не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Так, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т. е. результат проведения политических реформ. Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями -это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строительстве и др. Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфереуправления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней деятельности образовательных организаций [4].
Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:
в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
во внутренней организации деятельности;
в отношениях «педагог — обучающийся»;
в методах обучения.
Источниками обновления и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса через инновации в образовательных организациях могут быть следующие [2,3]:
творчество преподавателей и руководителей в их инновационной деятельности, включающей создание освоение и использование педагогических новшеств;
гуманитаризация содержания образования (наполнение содержания учебного процесса с учетом интересов личности) и возрастание роли и авторитета педагогического знания в преподавательской среде
внимательный анализ руководителями вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
Инновационную педагогическую деятельность преподавателя и руководителя можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям системы организации учебного процесса и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику новшества, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения новшества характеризуются динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние среды на само нововведение.
Таким образом, нововведение есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл). Структура инновационного процесса меняется по мере перехода новшества от одной стадии к другой.
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств [2,3]:
один из основных критериев оценки педагогических исследований, основной результат творческого процесса, свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Отвечает на вопрос: «В чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны?» Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, — отличающиеся степенью известности и областью применения;
затрата сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности;
определенная устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания;
если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли можно говорить о педагогическом новшестве.
Знание критериев оценки педагогических инноваций и умение их использовать создают основу для педагогического творчества педагога, освоения профессионально-педагогической культуры — от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.
Литература:
- Закон республики Узбекистан Об образовании. 29 август 1997 год
- Головко Т. Г. Инновационные подходы к обеспечению качественного образования по информатике в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования, Ростов н/Д.: Изд-во РО РИПК и ППРО, 2012.
- Джураев Р.Х, Мардонов Ш. Инновации в системе высшего педагогического образования: Сборник научных трудов Войскового института Киевского национального Университета имени Т. Шевченка Выпуск № 4 –Киев, 2009.
- Джураев Р. Х. Подготовка преподавателей к инновационной деятельности формирования гармоничного развитого поколения в современных условиях-ч.5-Тошкент.2010.