Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2015

Статья просмотрена: 6657 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, Р. Т. Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства / Р. Т. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 401-405. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24730/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Рассматриваются вопросы формирования электронного правительства в Самарской области. Стремление продвигать электронное правительство, чтобы предоставлять наиболее востребованные у граждан услуги в электронной форме в удаленном доступе, а также поддержание в гражданах заинтересованности в развитии электронного правительства.

Ключевые слова:электронное правительство, электронный документооборот

 

Необходимой составляющей совершенствования государственного управления стала концепция электронного правительства. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [1, с. 53].

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.

Система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде является частью системы «Электронного Правительства».

По-настоящему эффективность «электронного правительства» может быть использована только тогда, когда будет законодательная основа для создания и использования в деловой деятельности электронных документов (а также для их последующего долговременного архивного хранения).

Для успеха программы «электронного правительства» недостаточно решить технические проблемы: правовое и документационное обеспечение не только не должны отставать, но и идти впереди.

Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был сделан принятием Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» [3]. Постановление было принято как конкретизация основных положений ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии со ст. 3 указанного Закона, государственные органы обязаны создать собственные информационные ресурсы и предоставить условия для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.

Постановление № 98 предписывает федеральным органам исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов (согласно Перечню, утвержденному этим Постановлением), а также регулярного размещения этих информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. Перечень определил сведения, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальных сайтах государственных органов, входящих в число федеральных органов исполнительной власти.

До установления Правительством Российской Федерации порядка пользования официальными сайтами, порядка ведения реестров контрактов и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальными сайтами, такие порядок и требования устанавливаются в соответствии с Законом № 94-ФЗ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 931 [4] был утвержден новый подход к осуществлению обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти всех уровней, на основе создания общероссийского Государственного информационного центра. Конечной целью создания единой информационной системы является организация оказания государственных услуг гражданам и организациям через единый портал государственных услуг в сети Интернет.

Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года была разработана Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ и одобрена распоряжением Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р [5].

Таким образом, в России начался процесс формирования нормативной базы в сфере электронного правительства.

Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»[6]. В ней отмечается, что динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества.

В соответствии со Стратегией создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня − модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.

В 2009 году были приняты Федеральный Закон № 8-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 478[7].

Особый интерес в контексте Федеральный закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» представляет статья 13 «Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет». Факт принятия этого закона стал крайне важен для начала серьезной работы над обеспечением открытости органов власти. Однако процесс формирования нормативной базы находится еще в самом начале своего развития. Это подтверждает тот факт, что основные нормативные документы, относящиеся к вопросам развития электронного правительства в России, имеют статус концепций.

Распоряжением Правительства РФ № 1555-р от 17 октября 2009 г. «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» [8] установлено, что методическое обеспечение перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде осуществляется Минкомсвязью РФ и Минэкономразвития РФ.

Перечень мер, осуществляемых на этапах перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, предусмотрен приложением к Плану.

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, утвержден Распоряжением Правительства России от 17 декабря 2009 г. № 1993-р[9]. Согласно перечню в числе первоочередных в электронном виде будут предоставляться услуги в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, услуги в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р была утверждена Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»[10].

Одной из задач Программы является построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе: формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия; создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени. Задача информатизации и, в частности, повсеместного введения юридически значимого электронного взаимодействия влечет за собой необходимость решения задач, как правового характера, так и решения задач научно-технических.

Для повышения эффективности государственного управления была создана единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система «Управление». Постановлением Правительства РФ № 1088 определены задачи автоматизированной информационной системы «Управление»: обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, а также при планировании деятельности этих органов; осуществление мониторинга, анализа и контроля исполнения, принятых указанными органами решений, реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, выполнения приоритетных национальных проектов, реализации мероприятий по оздоровлению российской экономики, процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, социально− экономического развития субъектов Российской Федерации, эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к системам электронного документооборота федеральных органов власти утвержденыПриказом Минкомсвязи РФ «Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих, в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения»[11]. В документе дано определение СЭД ФОИВ, затем идет требование об интегрируемости СЭД с системой межведомственного электронного документооборота. Система электронного документооборота федерального органа государственной власти должна поддерживать управление документами на протяжении всего их жизненного цикла.

Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» устанавливает перечень унифицированных процедур, позволяющих федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов, предоставляющим государственные услуги, организовать и осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг.

Один из последних документов, обеспечивающих нормативно − правовую базу создания электронного правительства — Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»[12].

С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок организации деятельностимногофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Многофункциональный центр организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В многофункциональном центре обеспечиваются:

                     функционирование автоматизированной информационной системы;

                     бесплатный доступ к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

                     возможность оплаты государственных и муниципальных услуг.

Для организации взаимодействия с заявителями помещение центра делится на следующие функциональные секторы (зоны):

                     сектор информирования и ожидания;

                     сектор приема заявителей.

В настоящее время можно констатировать, что в России пройден первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства. Основными проблемами, которые препятствуют развитию электронного правительства, являются не технологические вопросы, а вопросы формирования адекватной организационно-правовой базы для легитимизации процессов электронного взаимодействия граждан и власти, а также проблемы отсутствия законодательной базы для создания системы электронной идентификации, как электронного документа, так и гражданина.

Что нас ждет в ближайшем будущем? Прямо сейчас начинают вводиться электронные счета-фактуры, которые окажут большое влияние не только на деловую активность, но и на взаимоотношения с контролирующими органами. В ближайшее время может появиться электронный нотариат, который способен кардинальным образом изменить наиболее ответственные деловые процессы, связанные с правами собственности, недвижимостью и т. д.

Существует ещё несколько моментов, которые приходится учитывать при реализации программы электронного правительства − задачи, стоящие перед программой электронного правительства, требуют выхода за рамки организационно-распорядительной, бухгалтерской и налоговой документации. Использование других видов электронных документов также должно быть законодательно урегулировано.

Особое внимание придется уделить правовому статусу государственных баз данных и содержащейся в них информации. Это желательно сделать как можно скорее, поскольку уже сейчас на основании сведений из баз данных осуществляются юридически значимые действия.

Многие документы, создаваемые в процессе государственной деятельности, фиксируют «долговременные» права и обязанности государства, организаций и граждан.

Без обеспечения надежной сохранности таких документов применять и хранить их только в электронном виде рискованно.

Создание электронного правительства в РФ должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между гражданином, бизнесом и обществом с одной стороны и государством, с другой. Развитие электронного правительства должно способствовать развитию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

 

Литература:

 

  1.                Фионова, Л. Р. Предоставление государственных услуг в электронном виде [Текст] / Л. Р. Фионова, М. А. Катышева, А. Н. Медведев // Делопроизводство. — 2012. — № 1.
  2.                Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р
  3.                «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 − 2020 годы)"(С последними изменениями и дополнениями от 26 декабря 2013 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс] − М., 1992−2014. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157067 − Заглавие с экрана.
  4.                Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. − 2003. − № 7. Ст. 658.
  5.                Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] — М., 1990−2013. − Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92518/ − Заглавие с экрана.
  6.                Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» // Российская газета 2008. 16 февраля. № 34
  7.                Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» // Российская газета 2008. 16 февраля. № 34
  8.                Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организации по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] — М., 1992–2013. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/24/koncepciya−dok.html.
  9.                Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» // Российская газета 2008. 16 февраля. № 34
  10.            Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организации по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] — М., 1992–2013. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/24/koncepciya−dok.html.
  11.            Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» (с изменениями от 08.08.2010, 28.12.2011) // Информационно-правовой портал «Гарант [Электронный ресурс] — М., 1990−2012. − Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96475/ − Заглавие с экрана.
  12.            Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов российской федерации и муниципальными учреждениями и организациями» / Сайт «Правовая система «Референт» [Электронный ресурс] — М., 2013. − Режим доступа: http://www.referent.ru/1/163871 − Заглавие с экрана. В ред. Распоряжений Правительства РФ от 07.09.2010 N 1506-р, от 28.12.2011 N 2415-р.
  13.            Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р. О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы) // СЗ РФ. − 2010. − № 46. Ст. 6026. В ред. В ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2011 г. N 399.
  14.            Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 года № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (с изменениями и дополнениями от: 8 сентября 2011 г., 28 декабря 2012 г.) // Информационно−правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] — М., 1990−2013. − Режим доступа: http://base.garant.ru/197043/− Заглавие с экрана.
  15.            Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 2 сентября 2011 года № 221 «Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих, в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения» // Правовой сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — М., 1997−2013. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121840 — Заглавие с экрана.
  16.            Постановление Правительства РФ от 28.12.2011г. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» // Правовой сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — М., 1997−2013. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135623 — Заглавие с экрана. В ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2012 N 928.
  17.            Официальный сайт «Правительство Российской Федерации» [Электронный ресурс] М., 2013. — Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/22122/ − Заглавие с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, Российская Федерация, электронный вид, исполнительная власть, орган, услуга, государственная власть, местное самоуправление, Россия, информационное общество.


Похожие статьи

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема,...

Правовое регулирование кадрового электронного документооборота

Правовое регулирование кадрового электронного документооборота в России предоставляет четкие правила для организаций по внедрению современных технологий в управление персоналом. Внедрения кадрового электронного документооборота (КЭДО) осуществляется...

Внедрение современных проектов для улучшения работы с обращениями граждан

В статье рассматриваются обеспечение качества ответов по обращениям граждан, путем внедрения проекта «Айкын», предусматривающий прозрачность процедуры прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан как предпосылки к к...

Становление и развитие системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены вопросы становления и развития системы «Электронное правительство» в Узбекистане. Проанализирована нормативно-правовая база, поддерживающая эффективное функционирование данной системы в стране.

Внедрение кадрового электронного документооборота и проблемы на пути реализации

В статье рассмотрены положительные стороны внедрения электронного кадрового документооборота в организации в современных условиях, а также проблемы, с которыми сталкиваются компании на пути введения кадрового делопроизводства в электронном виде, с це...

Участие в формировании общественных финансов как способ развития социальной активности населения (на примере г. Вязники Владимирской области)

Исследуется вопрос формирования общественных финансов, взаимодействие федерального, регионального, местного уровней публичной власти и граждан, проживающих на территории муниципальных образований для сбора средств на удовлетворение местных потребност...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муници...

Новые решения государства для эффективности обратной связи института обращений граждан

Действующий в России институт обращений граждан требует постоянного совершенствования механизмов взаимодействия между органами публичной власти и гражданами. Проанализируем апробацию технологического решения по внедрению единой цифровой платформы как...

Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России

В статье автор раскрывает основные проблемы электронного правительства в России, а также рассказывает о главных перспективах и задачах развития информационной системы.

Система электронного документооборота

Рост производительности, а также снижение эксплуатационных расходов в компании могут быть достигнуты путем принятия решений по внедрению системы электронного документооборота. Такая система позволит осуществлять управление и структурированную и эффек...

Похожие статьи

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема,...

Правовое регулирование кадрового электронного документооборота

Правовое регулирование кадрового электронного документооборота в России предоставляет четкие правила для организаций по внедрению современных технологий в управление персоналом. Внедрения кадрового электронного документооборота (КЭДО) осуществляется...

Внедрение современных проектов для улучшения работы с обращениями граждан

В статье рассматриваются обеспечение качества ответов по обращениям граждан, путем внедрения проекта «Айкын», предусматривающий прозрачность процедуры прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан как предпосылки к к...

Становление и развитие системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены вопросы становления и развития системы «Электронное правительство» в Узбекистане. Проанализирована нормативно-правовая база, поддерживающая эффективное функционирование данной системы в стране.

Внедрение кадрового электронного документооборота и проблемы на пути реализации

В статье рассмотрены положительные стороны внедрения электронного кадрового документооборота в организации в современных условиях, а также проблемы, с которыми сталкиваются компании на пути введения кадрового делопроизводства в электронном виде, с це...

Участие в формировании общественных финансов как способ развития социальной активности населения (на примере г. Вязники Владимирской области)

Исследуется вопрос формирования общественных финансов, взаимодействие федерального, регионального, местного уровней публичной власти и граждан, проживающих на территории муниципальных образований для сбора средств на удовлетворение местных потребност...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муници...

Новые решения государства для эффективности обратной связи института обращений граждан

Действующий в России институт обращений граждан требует постоянного совершенствования механизмов взаимодействия между органами публичной власти и гражданами. Проанализируем апробацию технологического решения по внедрению единой цифровой платформы как...

Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России

В статье автор раскрывает основные проблемы электронного правительства в России, а также рассказывает о главных перспективах и задачах развития информационной системы.

Система электронного документооборота

Рост производительности, а также снижение эксплуатационных расходов в компании могут быть достигнуты путем принятия решений по внедрению системы электронного документооборота. Такая система позволит осуществлять управление и структурированную и эффек...

Задать вопрос