В данной статье рассматривается роль современных логистических систем в сборе и распределении грузов в результате их эволюционного процесса. В работе отмечено появление и возрастание современных тенденций в обеспечении гибкости графика доставки товара и развитии транспорта, а также способы консолидации и перевозки товаров. Последние инновации в сфере транспорта и информационных систем позволяют усовершенствовать логистический процесс и изменить традиционные виды деятельности логистических компаний для обеспечения стабильности процесса перевозок.
Ключевые слова: логистика, логистические системы, эволюция, сбор грузов, распределение грузов, логистические компании, транспорт, транспортировка.
Актуальность данной темы заключается в том, что в XXI веке под влиянием процессов глобализации и развития международного рынка логистика обретает всё большую значимость в связи с тем, что с каждым днём увеличивается спрос на различные товары, возрастает конкуренция. Ключевую роль в успехе не только различных предприятий, но и в экономическом росте всей страны на современном этапе может сыграть именно своевременная доставка товара [7]. Сам процесс логистики связан неразрывно с организацией рационального движения от поставщиков к потребителям сырья услуг и товаров, а также функционирования их сферы обращения и управления и продукцией, и товарными запасами при создании инфраструктуры товародвижения [1,2]. Также и сама логистика претерпевает определённые изменения, которые обусловлены не только увеличением её непосредственной роли, но и другими факторами, — такими, как эволюция, прогресс в сфере науки и техники и развитие транспортной индустрии [3–5]. Одним из результатов этих изменений, а также внедрение инновационных технологий в логистику [6] стало появление новых методов в системе сбора и распределения грузов, о которых и пойдёт далее речь [7].
Систематизация производственных и снабженческих программ, а также программ сбыта, работающих чётко по графику, является результатом эволюции методов производства и доставки товаров на рынок. Эти методы называются «канбан» и «точно в срок». Взаимозависимость и взаимосвязь каждого элемента, в том числе и транспорта, предопределили их дальнейшее общее развитие, ставшее базой для формирования новых типов систем транспортировки, сбора и доставки материальной продукции. Создание базы для введения перечисленных программ заключалось в следующих мерах:
организация надёжного производства с высоким качеством продукции;
изменение производственных помещений с ориентацией на повышение эффективности работы;
осовременивание информационных систем, для оптимизации управления и контроля в реальном времени всего логистического процесса;
обеспечение надёжной транспортировки грузов.
Три из четырёх подготовительных мероприятия обычно производятся фирмами-производителями и реже посредниками. Перевозки же находятся в компетенции транспортных предприятий общего пользования. В силу того, что, согласно этим программам необходима безупречная работа всех элементов логистических каналов с целью избежания остановки процесса производства или окончания запасов у потребителей главным объектом внимания является непосредственно товаропоток [9].
Согласно этому, транспорт предстаёт одним из ключевых звеньев логистической цепи. От него требуется обладание определёнными свойствами с целью образования качественно новых систем сбора и распределения грузов. Кроме того, от транспорта требуется определённая гибкость с целью обеспечения перевозочного процесса в условиях постоянных корректировок; способность гарантировать своевременную доставку грузов в отдалённые пункты, качественно обслуживать клиентуру и не провоцировать сбои в работе предприятий или дефицит у заказчика. В то же время транспорт должен быть способен перевозить мелкие партии грузов с большой частотой в зависимости от перемены запросов пользователя.
Ключевая роль в таких условиях отводится региональным транспортным компаниям в сфере сбора и распределения грузов, совершающим перевозки на сравнительно небольшие расстояния. Такие компании обычно перевозят грузы малыми партиями и уменьшают затраты, используя свои терминалы для сбора и распределения грузов. Здесь грузы хранятся не более двух суток, после чего комплектуются и поставляются заказчику в течение двух суток [8].
Экономия времени при таких перевозках составляет 25–50 % и более в зависимости от сети обслуживания. Также клиенты имеют возможность контролировать перемещение грузов, они могут изменять маршруты, объём и сроки поставок, подлежащих сдаче. Развитие региональных логистических компаний снизило конкурентоспособность более крупных фирм. В связи с этим они вынуждены были прибегнуть к разнообразию видов обслуживания.
Желание обладать более качественными системами логистики при низком уровне запасов товарных и материальных ценностей на линях дальнего снабжения спровоцировало образование новых методов управления этими системами: преобразование методов консолидации грузов, проведение операций на близлежащих складах, создание дополнительных видов услуг в сфере сбора и распределения грузов, а также синтез систем поставки и производства [10]. Ответственным за функционирование канала снабжения является заказчик. Поступающие от разных поставщиков мелкие партии объединяются. Композитные грузы доставляются заказчику на склады или в распределительные центры, где они разделяются на мелкие партии и в течение двух суток доставляются заказчику.
Преимуществом новых услуг является возможность внесения поправок в контракт на любом участке процесса в случае изменения региональных условий или потребности в предоставлении дополнительных услуг. Недостатком является дороговизна привлечения более крупных транспортных компаний, снижение качества предоставляемых услуг и снижение гибкости в организации процесса.
Наиболее современным вариантом при перевозке грузов на при дальние расстояния с логистическим обслуживанием клиентов согласно программе «точно в срок» являются встроенные информационные системы. Предназначены они для снабжения производителей и поставщиков необходимой информацией о запасах товарно-материальных ценностей и возможности укрупнения партии груза при транспортировке. Постоянная надёжная связь не только ускоряет доставку заказов, но и обеспечивает снижение обмена документацией и издержек на хранение товарных запасов, позволяет быстро оценить тенденции современного рынка [7].
Среди основных черт современных логистических систем сбора и распределения грузов можно отметить появление и возрастание роли региональных транспортных компаний, гибкость графика доставки и товара и развитие транспорта, а также способы консолидации и перевозки товаров. С учётом роста роли региональных компаний и последних инноваций в сфере транспорта можно судить о тенденции определённой регионализации логистики и ослаблении роли традиционных логистических компаний [10].
Следовательно, роль современных логистических систем в сборе и распределении грузов в результате их эволюционного процесса нельзя переоценить: получив распространение в странах с развитой рыночной экономикой, сони являются на сегодняшний день перспективным направлением в развитии систем транспортировки грузов.
Литература:
- Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36.
- Воронов В. И., Кривоносов Н. А. Савостьянок Г. Н., Кожанова В.В Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015– стр.2–4.
- Транспорт в условиях логистики — электронный источник: <a href='http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Transport-v-usloviyah-logistiki.php'>
- Логистика и развитие транспорта, сбор и распределение грузов — электронный источник: — http://www.bizprofy.ru/logistics/detail09/
- Распределение грузов — электронный источник: http://refsurf.ru/4233852181.html
- Логистическое управление транспортными системами — электронный источник: http://xn----ftbnmc1bffd5g.xn--p1ai/images/fail/uchloguprtransis.pdf