Территориальный брендинг как способ повышения имиджа Тульского региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2015

Статья просмотрена: 1309 раз

Библиографическое описание:

Наскин, А. А. Территориальный брендинг как способ повышения имиджа Тульского региона / А. А. Наскин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24752/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В современных экономических условиях, когда позитивный имидж региона является одним из основных факторов устойчивого развития территории, бизнес-сообщество проявляет повышенный интерес к реализации эффективных инновационных проектов, освоению ресурсного потенциала региона и созданию новых рабочих мест.

В связи с этим, развитие территориального брендинга набирает все большую популярность в виду развития бренда как важной составляющейэкономического потенциала региона, культуры и туристической инфраструктуры.

Нужно отметить, что ключевую роль в региональном брендинге играет не только правильно сформированный благоприятный образ территории, в сознании социально активного населения, но и продвижение его в рамках данного региона, а также других экономических субъектов.

Отсюда позитивный имидж региона формирует благоприятное впечатление о России и региональном бренде в целом, повышая рейтинг территории в рамках развития въездного и внутреннего туризма.

Имидж региона реализует экономическую функцию — повышение деловой активности, привлечение инвестиций, решение социально-экономических задач. В этой связи управление формированием и продвижением позитивного имиджа региона, способно наиболее выгодно представить и реализовать преимущества производственно-экономического потенциала территории в условиях внутрироссийского рынка, что представляет научный и практический интерес.

Вместе с тем территориальный брендинг понятие комплексное включающие в себя целую серию суббрендов, способных отразить разные имиджевые составляющие единого бренда.

Бренд как комплексное явление в маркетинге многоаспектен. Существует много различных современных изданий, в которых можно встретить публикации, связанные с темой имиджа региона где ключевым понятием, является термин «бренд». Один из первых исследователей брендинга территорий Саймон Анхольт ввел понятие «брэндинг мест», которое позволило сравнить территорию с товаром и рассмотреть процесс брендинга территории с точки зрения более понятного процесса брендинга товара или услуги [1].

Не смотря на схожую внутреннюю структуру бренд товара и бренд территории, имеют ряд отличительных признаков, которые необходимо учитывать при разработке территориального бренда: идентичность бренда; целевые аудитории; цели создания; продолжительность жизни бренда; дизайн; стоимость.

Нужно сказать, что понятие брендинг представляет собой процесс создания и развития бренда и его идентичности. Процесс развития бренда носит непрерывный характер: со временем необходимо осуществлять его обновление, вызванное изменчивостью рыночной среды и покупательского восприятия [2].

Целью любого брендинга является выделение продвигаемого объекта из окружающих его конкурентов и привлечение как можно большего количества прибыли или инвестиций. Инвестиции и развитие продвигаемой территории — вот главные цели территориального брендинга.

Понимание главных целей брендинга территорий способствует осознанию региональными властями и бизнес сообществом уделять больше внимания развитию бренду городов, регионов. Ещё совсем недавно большинство аспектов территориального брендинга были разрозненными звеньями в коммуникациях самых разных направлений (архаичная геральдика территории, ивенты по поводу различных событий и праздников, разрозненный поток информации о территории в СМИ и др.). Теперь наблюдается тенденция к выработке единого подхода к созданию идеи продвижения территории, которая будет согласовываться с планом развития региона на государственном уровне.

В результате всего выше сказанного, рассмотрим бренд-стратегию имиджа Тульского региона, акцентируя особое внимание на культурно-историческом пространстве развития территории.

Территория Тульской области богата туристическими достопримечательностями. К основным объектам показа, расположенным на территории Тульской области, относятся: 4 музея федерального значения — Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульский государственный музей оружия. Особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации являются в настоящее время два из них: «Ясная Поляна» и «Куликово поле».

1 января 2014 года, вступило постановление правительства Тульской области от 5 ноября 2013 года № 619 об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие культуры и туризма Тульской области». Данный документ излагает весь план по развитию области с 2014 по 2020 год, регулирует цели и задачи культурного совершенствования имиджа региона, а также отражает количество затраченных на реализацию программы бюджетных средств [4].

От реализации данной программы Правительство Тульской области ожидает увидеть следующие результаты:

Практической стороной данной программы служит завершение строительства нового музейного комплекса «Поле Куликовской битвы» на Куликовом поле. Нужно отметить, что программа дает возможности для развития Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника, как культурно-исторического бренда региона.

Создание Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» было предопределено длительной историей мемориализации Первого поля ратной славы Отечества. Результатом которой стало Постановление Правительства РФ «О создании и мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области. Задачами нового музея становятся изучение и сохранение военно-исторического и природного наследия Куликова поля.

Музей-заповедник «Куликово поле» знаменит на всю Россию не только, как единственный музей средневекового сражения, музей военной истории. Это один из необычных музеев, где удивительным образом сочетаются уникальные ландшафты (ковыльная степь, дубрава, долины рек Непрядвы и Дона), памятники природы и археологии, объекты культурного наследия.

Как культурно-исторический бренд, музей-заповедник, интересен для российских и зарубежных туристов ещё и тем, что он включает в себя несколько музейных площадок: это музей купеческого быта в поселке Епифань и история тульских промыслов и ремесел в музейно-выставочном комплексе «Тульские древности» в Туле. Особенность экспозиционных пространств музея-заповедника — интерактивность: познавательные игры и мастер-классы, в которых раскрываются традиции и быт наших предков [5].

Строительство музейного комплекса «Поле Куликовской битвы», в рамках программы «Развития культуры и туризма Тульской области», позволит превратить историческую местность в современный туристический объект, который будет способствовать развитию внутреннего туризма и знакомству с наследием Куликовской битвы.

Губернатор Тульской области, Владимир Груздев, побывавший 20 сентября 2014 г. на Первом ратном поле России, в общении с журналистами отметил, что строительство здания музея «Поле Куликовской битвы позволит увеличить количество туристов.

Ещё одним культурным объектом представляющим живой интерес у туристов и повышающий имидж Тульского региона, является усадьба всемирно известного, величайшего писателя Льва Николаевича Толстого — «Ясная Поляна».

Ясная Поляна — это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба — настоящая, «живая», именно такая, какой ее знал и любил Толстой. Здесь сохраняются многие виды хозяйственной деятельности: в огромных садах собирают яблоки, пасека приносит мед, радуют глаз грациозные лошади. Вся «яснополянская» усадьба с ее неповторимой красотой сохраняет не только свой подлинный облик, но и дух толстовской эпохи.

Ясная Поляна поддерживает прочные контакты с зарубежными странами. В музее проводятся международные конференции, симпозиумы, семинары, посвященные различным вопросам толстоведения. Уже стали традиционными международные писательские встречи, осуществляются различные проекты с зарубежными партнерами, в том числе по проведению мероприятий для широкой аудитории и фестивалей [6].

На сегодняшний день, музей-усадьба «Ясная Поляна», наряду с музеем-заповедником «Куликово поле», входит в состав туристско-рекреационного кластера «Тульский феномен», сообразно постановлению правительства Тульской области от 01.10.2012 № 532 «Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года» [4].

Директор департамента развития туризма министерства культуры и туризма тульской области Лариса Дудкина, сказала следующее о туристско-рекреационном кластере: «Тульский феномен» — это совокупность уникальных элементов, из которых слагается имиджевая привлекательность тульской земли: Ясная Поляна, Куликово поле, Поленово, тульское оружейное производство, Бежин луг, истоки Дона, религиозные святыни, наконец, самовары и пряники. Мы имеем по меньшей мере двадцать ярких, узнаваемых туристических брендов, двенадцать исторических городов» [7].

Несомненно, туристско-рекреационный кластер «Тульский феномен» позволит не только сохранить культурно-историческое наследие региона, но и послужит успешным способом повышения имиджа области и привлечения туристов.

Согласно долгосрочной целевой программой развития внутреннего и въездного туризма в Тульской области, к 2019 году предусматривается увеличение потока туристов до 1 млн человек ежегодно, в том числе иностранных — до 486 тыс. человек, и до 2,77 млн человек посещающих Тульскую область с различными целями [3].

Таким образом, развитие культурно-исторических брендов, как одного из составляющего аспекта бренда территории, дает возможности созданию и популяризации туристического продукта, что в свою очередь повышает имидж региона.

 

Литература:

 

1.                  Саймон Анхольт, Джереми Хильдрет, Бренд Америка: мать всех брендов, М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. —232с.

2.                  Старов, С. А. Управление брендами: учебник / С. А. Старов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — 2-е изд., испр. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. — 500 с.

3.                  Пуляев А. В. Территориальный маркетинг: развитие культурно-исторических брендов города как возможность оздоровить туриндустрию региона // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире». Выпуск II. Омск. 2015 г. С. 232–233.

4.                  www.tularegion.ru — Портал правительства Тульской области.

5.                  http://www.kulpole.ru — Официальный сайт военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».

6.                  http://ypmuseum.ru — Официальный сайт государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

7.                  http://www.tourbus.ru — Информационный туристический портал.

Основные термины (генерируются автоматически): Тульская область, природный музей-заповедник, пол, имидж региона, позитивный имидж региона, территория, туристско-рекреационный кластер, Ясная Поляна, внутренний туризм, Тульский регион.


Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников

Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Эффективные формы работы с молодыми учителями в формате школы молодого педагога

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в Орловской области

Эффективное использование инновационного потенциала Узбекистана и пути его повышения

Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников

Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Эффективные формы работы с молодыми учителями в формате школы молодого педагога

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в Орловской области

Эффективное использование инновационного потенциала Узбекистана и пути его повышения

Задать вопрос