В данной статье рассмотрены проблемы экономики и менеджмента малых предприятий. Проанализированы характерные особенности управления малым предприятием на примере торгового предприятия г. Владивостока.
Также статья посвящена вопросам менеджмента и экономики малого предприятия на примере фармацевтического предприятия г. Владивостока. В статье дается анализ управления организацией, выявлены недостатки управления и предложены мероприятия по их устранению.
Ключевые слова: малое предпринимательство; экономика; менеджмент; аптека; управление; организация; производство; торговля.
Актуальность исследования управления малым бизнесом особенно в нашей стране, существенно отличаются от управления крупными предприятиями. По статистике, малые предприятия в России существуют менее двух лет, только лишь каждое десятое предприятие малого бизнеса доживает до десятилетнего возраста. Эти неутешительные цифры связаны с тем, что предприниматели не предают особое внимание управленческой деятельности малым бизнесом. Образование малого предпринимательства как хорошо развивающейся части рыночного сектора экономики страны требует изменить методы, способы и подходы к управлению малыми предприятиями.
Ключевыми аспектами организации управления являются создание структуры предприятия и распределение полномочий. Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства.
В Российской Федерации в последние годы предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. В развитие принятых решений МАП России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в этой области, разработал ряд законопроектов, внес предложения в правительство Российской Федерации по изменениям в действующее законодательство и по созданию институциональных структур для поддержки малого предпринимательства.
Тем не менее, малое предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров. Введению практик эффективного менеджмента малых предприятий.
Основными факторами, влияющими на особенности управления малым предприятием, являются: размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.
Фирма ООО «Авангард мебель» зарегистрирована 25 февраля 2009 года. Регистратор — Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока. Виды деятельности (по кодам ОКВЭД): производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки.
Дополнительные виды деятельности ООО «Авангард мебель»:
- Производство мебели.
- Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами.
- Деятельность агентов по оптовой торговле бытовой мебелью.
По функциональному признаку весь персонал подразделяется на следующие группы работников:
1) административно-управленческий персонал;
2) торгово-оперативный персонал;
3) обслуживающий персонал.
В состав управляющей подсистемы ООО «Авангард мебель» входят:
- Механизм управления — это совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей и организации в целом.
- Структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Определяет эффективность системы управления предприятием, ее гибкость, динамичность, экономичность.
- Процесс управления — это функционирование системы управления или ход реализации функций управления в определенной последовательности.
Рассмотрим по элементам вышеизложенные части системы управления исследуемого предприятия в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика элементов механизма управления ООО «Авангард мебель»
Элементы механизма управления |
Определение элементов механизма управления |
Миссия |
1) причина существования организации в обществе — удовлетворения потребности населения в строительных материалах; 2) общая цель получение прибыли для развития организации, не вызывает у всех членов организации состояние устремленности к достижению. |
Цель |
1) идеальный образ желаемого — повышение прибыльности; 2) конкретные результаты, которых хочет добиться руководство: завоевание лидерских позиций по продаже стройматериалов; повышение качества обслуживания клиентов; обеспечение финансовой устойчивости предприятии; повышение эффективности закупочной деятельности; повышение эффективности сбытовой деятельности. |
Задача |
система конкретных мероприятий определена обще, не конкретизированы мероприятия помощью которых можно достичь как ключевых целей, так и главной цели. |
Функции управления |
применяются следующие виды деятельности, необходимые для осуществления управления: планирование, организация, контроль и регулирование, но слабая мотивация персонала. |
Принцип деятельности |
основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность и решаются проблемы — «принцип кнута». |
Методы управления |
1) стиль управления авторитарный; 2) совокупность способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей, требование, наказание, увольнение. |
Как видно из таблицы 1, в организации слабо развита мотивация персонала, хотя авторитарный стиль руководства характерен для малых предприятий, необходимо применять также принцип не только «кнута», но и «пряника».
Коллектив состоит из 34 человек, из них 21 человек работники торгово- оперативного персонала. Структура управления ООО «Авангард мебель» — линейно-функциональная, она характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессе управления, определяет возможность достаточно четкой специализации функций и при однозначности их подчинения. Данная структура эффективна для предприятия торговли. Элементы структуры управления это службы снабжения и сбыта, отделы, персонал. Рассмотрим в таблице 2 характеристику этапов процесса управления в ООО «Авангард мебель».
Таблица 2
Этапы процесса управления ООО «Авангард мебель»
№ п/п |
Этапы управления |
Определение этапа |
Характеристика этапа процесса управления |
1. |
Цель |
повышение прибыльности |
Целеполагание — включает множество разнообразных операций: анализ, поиск информации, расчеты и др. |
2. |
Ситуация |
Состояние управляемой системы, относительно цели — отклонение от программы действий |
Управление осуществляется независимо от наличия отклонения. Состояние управляемой системы не является равным цели, это говорит о том, что цель является действительной. Поскольку управляемая система иногда входит в противоречие с управляющей. |
3. |
Проблема |
Главное противоречие цели и ситуации — корректировка цели, внедрение инноваций, повышение мотивации персонала, что определит изменение итуации в направлении принятой цели |
Основное противоречие- зарплата персонала не зависит от прибыли, премии из прибыли не выплачиваются; В период финансового кризиса необходимо корректировать цели и задачи для выживания в условиях кризиса. |
4. |
Решение |
Переход процесса управления из сферы управления в сферу торгового процесса |
Решение представляет собой разрешение противоречия ситуации и цели: повышение конкурентоспособности организации на долгосрочный период; разработка системы дополнительного стимулирования, позволяющей создать заинтересованность в работе; вовлечение персонала в процесс управления. |
Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод, что предприятию необходимо скорректировать и конкретизировать цели в сторону повышения конкурентоспособности, что даст возможность повысить прибыльность.
В таблице 3 проведем расчет показателей эффективности системы управления ООО «Авангард мебель».
Таблица 3
Расчет показателей эффективности управления ООО «Авангард мебель»
Система направлений оценки эффективности |
Основные критерии оценки эффективности |
Оценка в баллах |
Достижение цели |
1. Степень достижения цели. |
0,2 |
2. Расширение доли рынка |
0,3 |
|
3. Сохранение организации как целостности |
0,7 |
|
Качество функционирования |
1. Соотношение централизации и децентрализации. |
0,3 |
2. Рост гибкости организационной формы. |
0,4 |
|
Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии. |
0,5 |
|
Эффективность информации, |
0,4 |
|
Скорость и точность выделения информации по специальным запросам. |
0,4 |
|
Надежность и безопасность информации. |
0,6 |
|
Своевременность информации. |
0,5 |
|
Наличие необходимой информации. |
0,4 |
|
Экономичность от масштаба сбора, обработки, передачи информации. |
0,4 |
|
Экономичность |
1. Удельный вес издержек управления в общих издержках. |
0,4 |
2. Затраты на мотивацию персонала. |
0,3 |
|
3. Затраты на управленческое консультирование |
0,4 |
|
4. Эффективность управленческих решений. |
|
|
5. Точность управленческих решений |
0,5 |
|
6. Надежность решений. |
0,4 |
|
7. Быстрота подготовки управленческих решений. |
0,4 |
|
8. Гибкость и последовательность принятия решений |
0,5 |
|
Изменение в качестве рабочей силы |
1. Гибкость в системе продвижения по службе. |
0,4 |
2. Полномочия работников и их ответственность. |
0,1 |
|
3. Степень удовлетворения, выполняемой работы. |
0,4 |
|
4. Повышение квалификации |
0,6 |
|
Внешние и внутренние социально-экономические условия |
1.Способность STEP- факторного анализа. |
0,4 |
Наличие обоснованных целей. |
0,4 |
|
Степень интеграционной поддержки. |
0,6 |
|
Сумма нормы 27 баллов |
0,5 |
|
|
ИТОГО: |
11,7 |
Как видно из проведенных расчетов, система управления не достаточно эффективна, по проведенным расчетам, она не дотягивает до норматива более чем на 50 %.
Слабыми сторонами являются: низкий уровень затрат на мотивацию персонала; недостаточное расширение доли рынка.
Таблица 4
Анализ основных технико-экономических показателей исследуемого предприятия
Показатель |
Абсолютное значение |
Отклонение, |
|||||
2013–2012 |
2014–2013 |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
тыс. руб |
% |
тыс. руб |
% |
|
Выручка от реализации товаров |
483250 |
561900 |
779795 |
78650 |
16,27 |
217895 |
38,77 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
38 |
40 |
42 |
2 |
5,26 |
2 |
5,00 |
в т. ч. рабочих, чел. |
29 |
32 |
33 |
3 |
10,34 |
1 |
3,12 |
Среднегодовая выработка 1 работающего |
12717,10 |
14047,5 |
18566,67 |
1330,4 |
10,45 |
17161,17 |
11,62 |
Фонд оплаты труда |
63585 |
70235 |
92832 |
6650 |
10,45 |
22597 |
11,59 |
Среднегодовой уровень оплаты труда |
1673,3 |
1755,9 |
22102 |
82,6 |
4,91 |
20346,1 |
5,74 |
Среднегодовая стоимость ОПФ |
286403 |
304494 |
322581 |
18091 |
6,31 |
18087 |
6,48 |
Себестоимость товаров |
453505 |
527943 |
759711 |
744384 |
16,41 |
231768 |
17,13 |
Фондоотдача, руб./руб. |
31,73 |
28,51 |
33,10 |
-3 |
-10,16 |
5 |
16,11 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,032 |
0,035 |
0,030 |
0 |
11,31 |
0 |
-13,88 |
Затраты на 1 руб. реализованных товаров, руб. |
0,683 |
0,685 |
0,687 |
0 |
0,29 |
0 |
0,00 |
Прибыль от продаж. |
23896 |
25021 |
27992 |
1125 |
4,71 |
2971 |
11,87 |
Рентабельность |
|
|
|
|
|
|
|
продаж, % |
22,02 |
22,27 |
22,40 |
|
0,26 |
|
0,12 |
активов, % |
132,77 |
142,23 |
167,96 |
|
9,46 |
|
25,72 |
Анализ показал, что выручка от реализации в динамике увеличилась на 38,7 %, прибыль от продаж в 2014 г. увеличилась на 11,8 %. Рентабельность продаж возросла на 0,12 %. Экономический потенциал фирмы возрастает, т. е. увеличивается стоимость активов компании, а значит и масштабы ее деятельности. В большинстве компании это основная целевая установка формулируемая собственниками компании. Объем реализации растет более быстрыми темпами, чем стоимость активов организации, т. е. ресурсы компании используется более эффективно, повышается отдача с каждого рубля вложенного в компанию. Прибыль растет опережающими темпами, что свидетельствует о имевшем место в отчетном периоде снижении издержек производства и обращения как результате действий, направленных на оптимизацию технологического процесса и взаимоотношений с контрагентами.
Рентабельность продаж имеет положительную динамику (0,12 %). Рентабельность активов увеличилась (25,72 %). Среднегодовой фонд оплаты труда имеет положительную динамику (111,59 %), при этом в большей степени ФОТ увеличивался за счет роста средней заработной платы.
Проведенный анализ позволяет дать заключение о рациональном использовании прибыли текущего года. В целом нужно отметить улучшение финансовых результатов ООО «Авангард мебель» в анализируемом периоде. Ресурсный потенциал организации используется преимущественно в экстенсивном направлении, но увеличение скорости обращения товарных запасов создало предпосылки для обеспечения роста выручки от продаж. Резервами повышения результатов хозяйственной деятельности является повышение производительности труда работников предприятия и более эффективное использование основных средств.
Исходя из результатов комплексного анализа, можно указать на недостатки, имеющиеся в ООО «Авангард мебель», требующие немедленного устранения.
Рост дебиторской задолженности.
Критический срок оплаты — дата, не позднее которой должен быть осуществлен платеж по предоставленному коммерческому кредиту.
Алгоритм возврата дебиторской задолженности ООО «Авангард мебель»:
1) Анализ структуры дебиторской задолженности по увеличению критического срока оплаты.
2) Анализ контрагентов по ликвидности.
3) Управление дебиторской задолженности через работы с контрагентами.
Для оценки надежности того или иного дебитора необходимо изучить статистические данные, характеризующие полноту и своевременность погашения задолженности в предыдущие периоды.
ООО «Владивостокская аптечная сеть»» — аптечный пункт.
Функции аптечной организации:
логистическая (прием, хранение, управление товарными запасами);
производственная (прием рецептов, изготовление, контроль и отпуск ЛС по рецептам);
информационная;
маркетинговая;
медицинская.
Штат аптеки можно разделить на 3 группы:
руководящие работники,
специалисты,
производственный персонал (фармацевтический и вспомогательный).
К руководящему персоналу относятся: директор аптеки (провизор), заместитель директора (провизор); к специалистам — главный бухгалтер, бухгалтер, счетовод, экономист, старший кассир, кассир.
Осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечных организациях могут лица с высшим и средним фармацевтическим образованием при наличии сертификата специалиста. Провизорский персонал: провизор-технолог, провизор-аналитик, старший провизор, провизор-интерн, провизор-стажер.
Средний фармацевтический персонал: старший фармацевт, младший фармацевт, фармацевт, продавец киоска, продавец оптики, фасовщица.
К вспомогательному персоналу относятся санитарки-мойщицы, водители, рабочие и др.
В аптеке в данное время действует один отдел. Возглавляет его заведующий отделом и его заместитель. Имеется отдел оптики, который занимается изготовлением и ремонтом очков.
В настоящее время штат аптеки состоит из 39 человек, в том числе специалистов: 5 провизоров, 12 фармацевтов. Производительность труда за 3 последних года ощутимо снизилась до 15 999 тыс. руб./чел. (-3577 тыс. руб./чел.).
Таблица 5
Анализ производительности труда персонала ООО «Владивостокская аптечная сеть»»
Показатель |
Абсолютное значение |
Отклонение |
|||||
2012–2011 |
2013–2012 |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
тыс. руб |
% |
тыс. руб |
% |
|
Среднесписочная численность работающих, чел. |
33 |
35 |
39 |
2 |
9,37 |
4 |
11,42 |
Среднегодовая выработка 1 работающего, руб. |
21000990 |
17423481 |
15999476 |
-3577509 |
-7,4 |
-1424005 |
-8,2 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
9900 |
11300 |
16800 |
1400 |
14,14 |
5500 |
48,67 |
Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс.руб. |
300 |
322 |
430 |
22 |
7,33 |
108 |
33,54 |
Организационная структура аптеки представлена в форме линейной и выглядит следующим образом (рисунок 1).
Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Рис.1. Организационная структура аптеки
Доход аптеки зависит от комбинации 3-х основных факторов:
1) спроса на аптечный ассортимент;
2) ценообразования в аптеке;
3) наличия активной фармацевтической рекомендации.
Руководству аптечной сети следует определить наиболее прибыльные товары и первую рекомендацию фармацевта. По сути, решение о том, какой препарат предложить при той или иной нозологии, принимается не фармацевтом в момент консультации покупателя, а руководством аптечной сети в процессе планирования и разработки терапевтических групп.
Анализ данных таблицы 2 показал, что за период 01.01–31.12.2014 годовая выручка составила 623 979 575 руб. За анализируемый период (31.12.10–31.12.13) отмечено явное падение выручки на 69 053 104 руб., или на 10 %.
Прибыль от продаж за период 01.01–31.12.2014 равнялась 52 137 675 руб. За 3 года произошло заметное падение финансового результата от продаж на 3 402 323 руб.
Таблица 6
Анализ основных финансовых результатов деятельности (в тысячах рублей)
Показатель |
Абсолютное значение |
Отклонение |
|||||
2012–2011 |
2013–2012 |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
Сумма |
Темп прироста, % |
Сумма |
Темп прироста, % |
|
Выручка от реализации товаров |
693032679 |
609821837 |
623979575 |
692422585 |
-12,21 |
14157738 |
2,32 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
33 |
35 |
39 |
2 |
9,37 |
4 |
11,42 |
Среднегодовая выработка 1 работающего |
21000990 |
17423481 |
15999476 |
-3577509 |
-7,4 |
-1424005 |
-8,2 |
Фонд оплаты труда |
9900 |
11300 |
16800 |
1400 |
14,14 |
5500 |
48,67 |
Среднегодовой уровень оплаты труда |
300 |
322 |
430 |
22 |
7,33 |
108 |
33,54 |
Среднегодовая стоимость ОПФ |
3514657 |
3318907 |
3239256 |
-195750 |
-5,6 |
-79651 |
-2,4 |
Себестоимость товаров |
566143059 |
489837720 |
512028603 |
-76305339 |
-13,5 |
22190883 |
4,53 |
Фондоотдача, руб./руб. |
197,18 |
183,74 |
192,63 |
-13,44 |
-7,2 |
8,89 |
4,92 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
- |
- |
- |
- |
Затраты на 1 руб. реализованных товаров, руб. |
0,82 |
0,80 |
0,82 |
-0,02 |
-2,5 |
0,02 |
2,5 |
Прибыль от продаж. |
55539998 |
66948058 |
52137675 |
11408060 |
20,55 |
-14810383 |
-22,1 |
Рентабельность |
|
|
|
|
|
|
|
продаж, % |
8,01 |
10,98 |
8,36 |
|
37,07 |
|
-23,80 |
активов, % |
114,7 |
123,6 |
122,4 |
|
7,76 |
|
-0,80 |
Дополнительными положительными следствиями такой организации труда фармацевта являются возможность создания точек контроля, которые позволяют руководству определять эффективность работы фармацевта; отследить, рекомендует ли фармацевт при каждом удобном случае наиболее прибыльный товар, если не определены приоритеты, достаточно затруднительно.
Однако если руководство выделило наиболее прибыльные товары и поставило аптечной сети, аптеке, фармацевту план в упаковках, то в этом случае точками контроля становятся сами прибыльные товары, а их продажа в упаковках будет являться той мерой, по которой можно быстро определить эффективность работы аптеки или конкретного сотрудника.
Литература:
- Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: учеб. пособие / А. Е. Абрамов. — М.: Экономика и финансы АКДИ, 2014. — 112 с.
- Артеменко, В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: учеб. пособие / В. Г. Артеменко.. — М.: ДИС НГАЭиУ, 2014. — 204 с.
- Баженов Ю. К. Баженов А. Ю. Малое предпринимательство: учеб. пособие / Ю. К. Баженов. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 317 с.
- Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие / И. Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 117 с.
- Балашов, А. П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. — 288 c.
- Бланк И. А. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие / И. А. Бланк. — М.: «Ника–Центр», «Эльга», 2014. — 103 с.
- Блинов А. О. Малое предпринимательство: теория и практика: учеб. пособие / А. О. Блинов. — М.: «Дашков и Ко», 2014. — 356 с.
- Блэйк Р. Р., Мутон Д. С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д. С. Мутон. — Киев: Вышсшая школа, 2013. — 274 с.
- Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2013. — 320 с.
- Виденский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. — 20011. — № 7. — С. 110.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учеб. пособие / под ред. О. С. Виханский. — 2–е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2014. — 125 с.
- Волчков С. А. Оценка финансового состояния предприятия // Методы менеджмента качества. — 2012. — № 3. — С.11–15.
- Гиляровская Л. Т. Экономический анализ: учеб. пособие / Л. Т. Гиляровской. — 2–е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. — 615 с.
- Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента: учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. — М.: Гардарика, 2014. — 528 с.
- Грачев А. В. Оценка платежеспособности предприятия за период//Финансовый менеджмент. — 2011. — № 7. — С. 110
- Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учеб. пособие / В. Д. Грибов. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 157 с.
- Данько, Т.П., Голубев, М. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 416 c.
- Ефимова О. В. Финансовый анализ: учеб. пособие / О. В. Ефимова.. — М.: Финанстатинформ, 2012. — 142 с.
- Ковалев А. И., Привалов, В. П. Анализ финансового состояния предприятия: учеб. пособие / А. И. Ковалев. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. — 119 с.
- Ковалева А. М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / А. М. Ковалева. — М.: ИНФРА–М, 2012. — 284 с.
- Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитие: учеб. пособие / Л. А. Колесникова. — М.: Новый Логос, 2014. — 277 с.
- Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / М. Н. Крейнин. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2012. — 238 с.
- Мишурова И. В. Учебное пособие / Под ред. И. В. Мишуровой / Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» — Ростов н/Д, 2011. — 326 с.
- Недолужко О. В. Конструирование дефиниции категории «интеллектуальный капитал» // Журнал экономической теории. — № 2. — С. 29–36.
- Недолужко О. В. Тарифная политика транспортного комплекса как фактор социально-экономического развития Камчатского края // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 40 (439). — С. 22–33.
- Шеремет А. Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, менеджмет / А. Д. Шеремет. — М.: ИНФРА–М, 2013. — 480 с.