Данная статья посвящена исследованию одного из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов, касающихся снижения социальной привлекательности государственной гражданской службы для подрастающего поколения юристов Российской Федерации. Будущие молодые специалисты в области юриспруденции больше всего стремятся работать в частном секторе, аргументируя свой выбор тем, что туда проще всего попасть и именно там существует большая вероятность материально себя обеспечить. Представление о государственной службе в сознании молодых юристов настолько исказилось, что теперь она ассоциируется у них с недоступной для обычного человека системой, работа в которой в то же время является достаточно невыгодной, забывая обо всех реальных ее преимуществах и, конечно же, о ее особой значимости.
Ключевые слова: государственная служба, престиж, государство, общество, социальная привлекательность, профессиональный, государственный служащий.
Понятие государственной службы стало складываться еще в эпоху просвещенного абсолютизма в восемнадцатом веке. Традиционно она рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения функций и задач государства. Государственные служащие исконно отличались от остальных граждан своим авторитетом и, следовательно, всегда находились на особом почетном месте.
Но что происходит сегодня?
Молодое поколение перестало интересоваться государственной гражданской службой, служение государству для большинства отошло на второй план, а для некоторых — вовсе потеряло всякую значимость. В наши дни проблема низкого престижа государственной службы является особенно актуальной.
Для исследования данной темы был проведен небольшой опрос в одной из групп четвертого курса Института права Башкирского государственного университета. На вопрос «Хотите ли вы после окончания ВУЗа пойти работать на государственную гражданскую службу?», положительно ответили лишь десять из двадцати восьми человек. Этот результат далеко не утешителен и является ярким проявлением остроты поднятой проблемы.
Следует отметить, что в своих выступлениях и документах высшие должностные лица нашего государства, руководители государственных органов, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации неоднократно поднимают вопрос о необходимости повышения престижа государственной службы [1]. Для достижения этой цели разрабатываются различные федеральные и региональные программы, однако проблема по-прежнему остается одной из ключевых, требующих скорого решения.
Нельзя не согласиться с тем, что одним из важнейших индикаторов статуса профессии является ее престиж, то есть оценка привлекательности данной профессии в глазах общественного мнения.
Престиж профессии (от франц. рrestige — первонач. — обаяние, очарование) — значимость, авторитет, уважение, влияние, которыми наделяются в обществе различные виды деятельности (профессии).
Престиж государственной службы — необходимое условие повышения роли всего государственного управления, так как государственная служба рассматривается как его часть, связанная с реализацией целей, задач и функций государства; как деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; как «практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах» [2, С.113].
Именно престиж и имидж государственного служащего, еще на бессознательном уровне, либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к отторжению самой мысли о таком сотрудничестве.
В качестве одного из решений данной проблемы предлагается привлечение на работу в государственный аппарат образованных, профессионально подготовленных людей с достойным вознаграждением за их добросовестный труд [3, С. 12].
Однако, как показывает практика, повышение заработной платы окончательно проблему не решает, так как интерес к государственной службе можно развить, только выработав ее социальную привлекательность путем введения дополнительных социальных гарантий и придания им юридической силы.
Но все же, для граждан, у которых в приоритете по отношению к другим требованиям профессии находится ее высокооплачиваемость, увеличение заработной платы государственным служащим, как мера повышения престижа государственной службы, может стать своеобразным стимулом для выбора именно государственной сферы деятельности.
Высказываются мнения о том, что действенной мерой может стать и повышение требований к кандидатам на должности государственной службы, к проведению аттестаций, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, а также непосредственно повышение этических требований к ним.
Консультант проекта «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны» Д. В. Поликанов предлагает упростить механизмы формального конкурсного отбора, с точки зрения процедур подачи документов и их количества, и ввести так называемое «ЕГЭ для чиновников». Кроме того, по его мнению, можно инициировать включение в систему отбора помимо формальных критериев (возраст, опыт и др.) еще и учет компетенции. Ключевыми компетенциями могут выступать такие поведенческие характеристики, как «мотивация слуги народа», «ориентация на результат», «готовность к изменениям» и другие [4, С. 84].
Вышеизложенную точку зрения может подтвердить социологическое исследование, проведенное среди студентов Челябинского филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее ЧФРАНХиГС), в результате которого было выявлено, что основным фактором престижности работы в органах государственной власти оказалась возможность самореализоваться, а заработная плата и иные факторы отошли на задний план. Таким образом, в глазах современной молодежи престиж стал все больше ассоциироваться не столько с высокими доходами, сколько с понятием «профессионализм» [5]. Поэтому, по мнению студентов ЧФРАНХиГС, представители государственных органов власти должны быть более компетентными, чтобы профессия государственного служащего имела позитивный имидж.
С такой позицией сложно не согласиться, так как, действительно, высокий профессионализм и компетентность государственных служащих пробуждает в молодом поколении стремление быть лучше, достойнее, развивать в себе только самые лучшие качества. Государственный служащий должен быть примером для остальных граждан не только в плане профессиональной подготовки, но и всего остального, в том числе и поведения в обществе. Для этого следует пропагандировать в самой системе государственной службы некий образ современного государственного работника, обладающего такими характеристиками, как «ориентированность на результат», «профессионализм», «активная жизненная позиция», осознание важности своей деятельности, и юридически закрепить соответствующие требования к нему.
Многие отказываются от построения карьеры на государственной службе в связи с тем, что мало проинформированы о деятельности государственных служащих. Для восполнения данного пробела стоит проводить различные встречи представителей государственной власти со студентами, конференции, круглые столы по вопросам государственной службы, чтобы молодые люди воочию убедились в значимости и полезности такой деятельности для себя и для общества.
Повышению престижа государственной службы также может способствовать пропаганда в средствах массовой информации реальных историй о людях, добросовестно исполняющих свои обязанности и совершивших достойные общественного уважения и признания поступки, а также сообщение о поощрениях таких лиц. Это поистине важно, хотя на сегодняшний день СМИ, как правило, занимаются показом в основном негативных моментов, в частности, взяточничества и коррупции на государственной службе. Данный факт наоборот дает противоположный эффект и имидж всей государственной службы падает в глазах граждан, утрачивается доверие общества к государству.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что престиж государственной службы имеет важное функциональное значение, так как именно государственные служащие являются реальными проводниками идей государства на практике. От престижа государственной службы во многом зависит доверие населения органам власти, а также развитие государства в целом.
Руководить таким огромным, многонациональным государством, как Российская Федерация, должны достойные, профессионально-подготовленные, любящие свою страну, инициативные граждане, привлечь которых можно путем повышения престижа государственной службы.
Литература:
- Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: Текст выступления Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания РФ в Кремле 26 мая 2004 г. // Российская газета. 27.05.2004.
- Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. — М., 2003. — С.113
- Юданова Д. М. Проблемы реформирования института государственной службы Российской Федерации // Электронный журнал «Экономика. Государство. Общество». Июнь 2010. № 2(2). С. 12
- Поликанов Д. В. «Кадровый голод» на государственной и муниципальной службе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5(99). С. 84
- Курсовой проект Челябинского филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЧФРАНХиГС)