С появлением информационных технологий компьютерные обучающие программы продолжают создавать и применяться без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.
В настоящее время в Узбекистане началось интенсивное внедрение современных информационных технологий в процесс образования. Эффективно использование во время занятий, как отдельных виртуальных стендов, так и электронных учебников и различных мультимедийных программ-разработок.
Для достижения эффективности учебного процесса и решения задач по компьютеризации общества, развития информационных технологий Президентом Республики Узбекистан был принят указ «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». Реализация мер, определенных Указом, обеспечит создание национальных систем информатизации, условий для массового внедрения в экономику и жизнь каждого члена общества компьютерной техники и информационных технологий, повысит конкурентоспособность отечественной экономики на мировом рынке.
Основой для принятия этих важных решений явилась высокая потребность отраслей экономики и общества в оперативном обмене информации, доступе к мировым информационным ресурсам, необходимость компьютеризации образовательных процессов и повседневной жизни людей, а также потребность в обеспечении сохранности информации и базы данных.
Именно эти направления и требования наблюдаются и в системе образования. Для этого Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан должно:
расширить подготовку в специализированных вузах, профессиональных колледжах и академических лицеях высококвалифицированных специалистов, а также технического персонала по разработке и обслуживанию программных средств, информационных баз данных, мультимедиа, компьютерной техники, а также пользователей компьютерных и информационных технологий;
совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан обеспечить широкое обучение всех учащихся общеобразовательных школ и студентов работе с компьютерными и информационными технологиями;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Министерством народного образования Республики Узбекистан разработать меры по внедрению специализированных кадров в производственный процесс.
Для подготовки специализированных кадров в первую очередь нужно обеспечить правильную и эффективную организацию учебного процесса. Основным фактором при организации учебного процесса, является целенаправленность разработанной и выбранной модели обучения, а также правильный подход к выбору вида и типа занятий. Рассмотрим лекционные занятия, как основной целенаправляющий вид занятий. Современные учебные лекции принято делить на два основных вида: обзорные и предметные.Если обзорная лекция направлена на восстановление прежних знаний или знакомство с каким-то не изученным или мало знакомым материалом для формирования целостного знания, то проблемная дает материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом готового выхода из проблемы нет, его надо искать вместе и преподавателю, и студентам.
Предметная лекция является обычной составной частью лекционного курса, хотя вполне может нести в себе как элементы проблемности, так и отдельные крупицы обзорности. Использование современных информационных технологий и различных форм активного обучения расширяет диапозон способов обучения на лекции и, в соответствии с этим, выделяют лекцию-конференцию, лекцию-консультацию, лекция дискуссию, с разбором конкретной ситуации и другие виды.
Условия эффективности лекционного метода.
использование передовых средств обучения (Видео, графопроектор, информационные технологии и др.);
выполнение дидактических требований;
составление детального плана лекции;
чёткое и ясное для обучающихся, структурирование занятия, введения, основных вопросов и ключевых моментов, заключения и выводов;
сообщение темы, цели, задач и плана лекции, литературы для самостоятельного чтения;
формулирование кратких обобщающих выводов после освещения каждого пункта плана;
обеспечения логической связи при переходе от одной части лекции к другой;
выделения (задиктовка) того, что следует записать: основные понятия, определения, даты, факты и пр.;
сочетание лекции с семинарскими и др. практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются ее отдельные положения;
использование форм активного обучения: применение в методике преподавания элементов критического мышления способствует выработке у студентов навыков коммуникации, активного обучения во взаимодействии с другими. Лекция должна строиться по технологии ВОР — вызов — осмысление — размышление.
Использование педагогической техники:
нужно двигаться по аудитории, а не стоять все время за кафедрой, менять интонацию, пользоваться, но в меру, жестикуляцией;
нужно излагать материал живым образным языком, с примерами и сравнениями;
темп изложения учебного материала должен соответствовать уровню подготовки обучаемых, чтобы позволять им записать основные положения лекции.
Внесение в лекцию элементов участия обучающихся:
применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы и использовать ответы слушателей, подчеркивая при этом их значимость, побуждать студентов задавать вопросы;
временно разрешать свободный обмен мнениями, что снимает напряженность внимания и дает эмоциональный заряд;
разбирать конкретные, в том числе проблемные ситуации, приводить примеры из повседневной жизни;
делать сравнения, сопоставлять новые факты и положения с тем, что изучалось ранее.
Общие требования к учебной лекции.
- Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении.
- Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самого свежего и удачного учебника.
- Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов.
- Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.
- Лекция должна быть яркой и убедительной.
В современной практике преподавания в ряду традиционных видов занятий наиболее распространенными становится активные методы обучения: тренинга, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), деловые и ролевые игры. Это обуславливается двумя основными тенденциями в сфере образования:
1) общая направленность развития образования на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
2) направленность на развитие способностей оптимального поведения в различных ситуациях, способности специалиста системно и эффективно действовать в условиях кризиса.
Ведущая тенденция современных инновационных изменений — это личностно-развивающая ориентация образовательных процессов, переход от авторитарно-коммуникативного к гуманитарно-коммуникативному взаимодействию субъектов образовательной деятельности.
Приоритетным становится процесс освоения изучаемого материала учащимся, а информативность как критерий учебного занятия отодвигается на второй план. Соответственно изменяются требования к работе педагога. Разработка и внедрение в практику обучения образовательных технологий становится современным требованием повышения эффективности учебного процесса.
Невозможно дать преподавателю универсальный единый рецепт преподавания, указывая ему конкретные способы, формы и средства обучения. Можно, рассказав ему об образовательной технологии, различных технологиях обучения, их сущности, элементах и критериях выбора побудить его такое их сочетание, которое срабатывает наверняка, выработать подход к обучению как к ней технологической операции, и, в конечном итоге, помочь преподавателю приобрести специфическую способность к созданию оптимальной методической технологии.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий».
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно коммуникационных технологий».
- Б. Ю. Ходиев, О. Б. Гимранова «Современные образовательные технологии; теория и практика реализации» Ташкент., ТГЭУ, 2007.
- Норенков И. П. Концепция модульного учебника. Информационные технологии, 1996, № 2.